Сегодня: 22 Ноября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:10Статьи:0 
Береста Елены ПенкинойТуески Елены ПенкинойТ.Н. Надымова. Подвески ГАЛСТУК (береста,  2010 г.)Т.Н. Надымова. На рассвете. Береста, 2009 г.Лагун. Начало 20 в. Обвинская роспись. Дерево, бондарная работа; масло, окраска, роспись. На зеленом фоне стенок и крышки написаны обвинские розы. Цвета росписи: красный, белый, желтый, черный. Обручи красные. Ильинский р-н, 1933. Передан из Перм. краевед. музея в Перм. государственную художественную галерею.Фрагмент росписи лопасти прялки-точенки. Рубеж 19 -20 вв. На синем фоне лицевой стороны лопасти написано цветущее дерево, у основания петух, по сторонам  - женская, мужская фигуры и орнамент. Цвета росписи: красный, черный, белый, желтый. Очерский р-н, д. Верхняя Талица, Шилова К. А. ,1976.Шкаф двухпоставной. Сер. 18 в. Реставрация 1973 г. Дерево, столярная работа; масло, окраска, роспись. Резьба окрашена желтым. На рамах верхнего яруса - красный и золотой растительный орнамент. На боковинах и дверках нижнего яруса на оливково-зеленом и синем фонах написаны растительные побеги, розы, тюльпаны. Цвета росписи: желтый, красный, зеленый. коричневый, белый.  г. Соликамск, 1917. (Перм. областной краевед. музей).Сундук. 1883. Роспись вятского типа. Дерево, столярная работа; масло, окраска, роспись; 44х85х53,5. На крышке и передней стенке по красно-оранжевому фону написан геометрический орнамент. Цвета росписи: белый, оранжевый. черный. зеленый.Кочевской р-н, д. Кышка, Останина Е. И., 1977. (Перм. государственная художественная галерея).Велосипед. Первая половина 19 в. Абрамов С. М. Дерево, резьба, точение; сталь, ковка: масло, окраска, роспись; 116х160х60. Рама в виде головы и туловища коня вырезана из одного куска дерева. По светло-коричневому фону нарисованыглаза, ноздри, грива, сбруя. За седлом крепился конский хвост. цвета росписи: красный, синий, черный. Ильинский р-н, д. Тихоновщина. (Ильинский районный краев. музей).Сергей Новожилов
Наименование
ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОМЫСЛЫ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ
 
Текст
ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОМЫСЛЫ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ.
В Пермской губернии, богатой лесами, первое место, среди прочих, занимали ремесла и промыслы, связанные с обработкой древесины. Составляя обзор промышленности Пермской губернии в 1896 г. Пермское земство отмечало развитие мебельно-столярного и токарного производства: в Пермском уезде - 83 хозяйства, Оханском - 63, Осинском - 51, Кунгурском – 39, Соликамском – 39. Бондарным, бурачным промыслами, плетением из корня и лыка в Соликамском уезде занималось – 123 хозяйства, Кунгурском – 71, Пермском – 37, Осинском -36, Чердынском -32. Ассортимент производимых изделий был чрезвычайно широк: шкафы, стулья, буфеты, сундуки, кадки, лукошки, бураки, веретена, корыта, экипажи… всего просто не перечесть. На учет, как правило, брались ремесленники, продающие свой товар на рынке. Но очень многое делалось для своего хозяйства, как говорили: «всяк для себя». Каждый уважающий себя хозяин многие столярно-плотницкие работы делал в доме сам, особенно в северных уездах, где леса было в избытке, а ярмарки проходили не часто. Срубить дом, изготовить для него всю нехитрую обстановку (впрочем, очень продуманную и конструктивную), наполнить жилище всей необходимой деревянной утварью и инструментом, мог почти каждый крестьянин. Северная изба не была обильно украшена резьбой, но ровные мощные венцы сруба, высокая двускатная крыша, увенчанная «коньком», создавали чрезвычайно выразительный пластический образ.
Развитие товарно-денежных отношений вносило изменения и в устоявшийся многовековой быт северных деревень. В конце 19 в. и в них появились артели мастеров из Вятской губернии и Сибири, расписывающие интерьеры изб, а заодно и шкафчики, прялки, сундуки и даже ворота. Это была свободная кистевая роспись, выполненная синими и зелеными красками по теплому красно-оранжевому фону. Главными ее мотивами были цветущие кусты, гирлянды, букеты, птицы, кони, изредка в роспись включалось изображение человека. Качество многих сохранившихся памятников свидетельствует о высоком профессиональном уровне исполнения. Среди специалистов эта роспись известна под названием «урало-сибирская». Регион ее распространения довольно широк: районы Пермского края, Свердловской, Омской областей, Алтая.
Кроме пришлых были и свои мастера по росписи интерьеров и утвари, а в некоторых уездах это занятие приобрело характер промысла. Крупный центр по изготовлению и росписи прялок и бондарной посуды существовал в селениях по р. Обве. Обвинские прялки отличаются соразмерностью и пропорциональностью всех частей: небольшая скругленная вверху лопастка, высокая точеная ножка и неширокое донце. Орнамент росписи состоит из восьмилепесткового цветка, окруженного листьями, травкой, ягодами. Роспись носит полихромный характер, имеет бесконечное количество вариантов.
Помимо «обвинских», в каждой волости существовал местный центр, а то и не один, по изготовлению прялок ( в Пермской губернии их называли «пресница», «прешница»). Свои, отличающиеся токарной работой, формой лопасти, росписью, прялки были у женщин Кунгурской, Березовской, Суксунской, Очерской волостей. Прялки северных уездов (Чердынский, Соликамский) были цельными т.е. вырезались из единого куска дерева. Роспись в них нередко сочеталась с резьбой, верх лопасти украшался «городками», низ – «сережками».
В Тихоновской волости Кунгурского уезда в 1915 г. 32 хозяйства занимались изготовлением коромысел, причем, 23 из них делали коромысла крашеные. Там же «искони» существовал промысел по изготовлению посуды, а в д. Синицино 5 человек занимались производством сундуков, переняв это ремесло у мастеров Нижнего Тагила. Дорогие «уборные» сундуки расписывали красочными орнаментами, обивали жестью с чеканным узором. Такой сундук (на Урале его называли «ящик») был обязательной принадлежностью девичьего приданого.
Среди промыслов, работающих с корой, корнем и лозой, выделялся промысел по изготовлению бураков, которым занимались жители деревень, расположенных по нижнему течению р. Чусовой. Время его появления неизвестно, но уже в 1860-е годы за чусовскими бураками приезжали скупщики из Чистополя, Нижнего Новгорода, Вятки, Царицына. Бураки делали размером от 1/100 ведра до 1 ведра. За зиму каждый мастер мог изготовить от 500 до 1000 штук. Славились чусовские изделия чистотой и добротностью выделки, а отличить их можно было по характерному орнаменту: центральная часть украшалась розеткой, составленной из ромбов. Тисненый узор наносился костяными штампиками – «чеканами».
Среди мебельщиков первое место принадлежало кустарям Юговской волости Пермского уезда. Именно они получали золотые медали на кустарно-промышленных выставках. Пермское земство отмечало, что юговская мебель отличается изящностью и стильностью. Из дуба, красного и грушевого дерева, делали гарнитуры для спальни, гостиной, кабинета, шкафы, буфеты, стулья и пр. Продавали эти довольно дорогие изделия в Перми и других крупных городах России.
Современные деревообрабатывающие промыслы и ремесла не отличаются такой многочисленностью и разнообразием, но сегодня многие ремесла живы. Постоянным остается стремление людей сделать особенным свое жилище – дома украшают резными подзорами, наличниками, крылечки и ворота также украшены прорезной резьбой. В каждом районе есть мастер, снабжающий своих односельчан плетеными корзинами, туесами, многие делают шкатулки с геометрическими и растительными орнаментами, полочки, рамы для зеркал, кухонные наборы. Мастеров по дереву готовят Пермский краевой колледж "Оникс", Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж. В 1989 -1994 гг. многие выпускники кунгурского колледжа работали на предприятии «Дизайн-сервис» под руководством Л. П. Стукановой и Т. И. Самочерновой. Их продукция – зеркала, декоративные панно, блюда, шахматы и пр. отличалась хорошим исполнительским уровнем и стремлением следовать местным художественным традициям. Основы народных традиций помогают освоить детям в Верхнегородковском детском центре народных ремесел (пгт Верхнечусовские Городки), в Уинской школе искусств (с. Уинское).
Продолжателем высокого ремесла чусовских берестянщиков стал Д. А. Козюков. Много лет он занимался изучением их традиций, сам изготавливал великолепные по качеству изделия и успел передать свое мастерство молодым. Сейчас чусовские традиции продолжает артель «Пермская береста» (Р. Полетаев, М.Павлов, А. Виноградов). Разнообразными техническими приемами в работе с деревом, корой, берестой, лозой, лубом владеет А. А. Суменков. Тончайшие прорезные орнаменты и тисненые узоры украшают шкатулки В. и Е. Пенкиных. Каждый в своей манере работают с берестой Н. П. Терещенко, М. И. Суднишников, В. А. Дурягин, А. В. Кривощеков. Щепные птицы делают В. М. Кладов и А. А. Суменков. Изготовлением мебели из лозы занимаются И. Д. Максим (п. Ильинский), С. А. Новожилов (д. Маргали Нытвенского р-на). В современных изделиях на первый план выходят эстетические качества, а утилитарные отступают. Благодаря труду и искусству современных мастеров не прерывается связь времен, сохраняются национальные художественные традиции.

Лит.: Очерк состояния кустарной промышленности в Пермской губернии... Пермь, 1896. 611 с., 14 л. диагр., карт. (Обзор Пермского края).
Боков В. Е. Деревообрабатывающая промышленность в Пермской губернии. Пермь, 1899. XI [1], 354 [2] с.: ил., табл., 49 л. ил., карт., диагр.
Бобылев Д. Кустарная промышленность Урала на Западно-Сибирской выставке в Омске. Пермь, 1911. 28 с., 2 л.и. ил.
Барадулин В. А. Уральское бересто. Сборник трудов НИИХП. М., 1967, вып.4.
Барадулин В. А. Обвинская роза (крестьянские росписи Прикамья второй половины 19-начала 20 столетия). Сб. трудов НИИХП. Вып.7. М., 1973.
Народная роспись по дереву / авт.-сост В. А. Барадулин. Пермь: Перм. книжное изд-во, 1987. 184 с.: ил. (Искусство Прикамья).
Живое дерево ремесел (каталог областной выставки по художественной обработке дерева) / Авт.-сост. А. Иванова. Пермь, 2005.

Т. А. Сысоева
 
Период от
1860
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Адреса

Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес

Библиографии

Источник библиографии
Очерк состояния кустарной промышленности в Пермской губернии... Пермь, 1896. 611 с., 14 л. диагр., карт. (Обзор Пермского края).
 
Источник библиографии
Бобылев А. Кустарная промышленность Урала на Западно-Сибирской выставке в Омске. Пермь.1911. 28 с., 2 л.и. ил.
 
Источник библиографии
Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,
1982. 110 с., 16 л. ил. : ил.
 
Источник библиографии
Народная роспись по дереву / авт.-сост В. А. Барадулин. Пермь: Перм. книжное изд-во, 1987. 184 с.: ил. (Искусство Прикамья).
 
Источник библиографии
Боков В.Е. Деревообрабатывающая промышленность в Пермской губернии. Пермь, 1899. XI [1], 354 [2] с.: ил., табл., 49 л. ил., карт., диагр.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.