Сегодня: 23 Мая 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:3 
Наименование
ЯЗЫЧЕСТВО В ПРИКАМЬЕ
 

Рубрики

Рубрика
Текст
ЯЗЫЧЕСТВО (самобытные формы религиозных верований) В ПРИКАМЬЕ исповедует бόльшая часть верующих удмуртов Куединского района и марийцев Кишертского, Суксунского и Октябрьского районов.
У куединских (верх-буйских) удмуртов аграрный культ – совокупность образов, жертвоприношений, заклинаний с целью стимулирования плодородия земли – сочетается с семейно-родовыми культами. Их верховное божество – бог неба Инмар – творец Вселенной. Ему удмурты молились в любое время, перед началом любой работы. Инмару приносились общие и частные, семейные жертвы. Кроме Инмара удмурты верили в существование многих добрых духов леса, воды, поля, построек и т. д. Удмурты всецело находились в их власти, отсюда постоянная забота об умилостивлении духов. Каждая удмуртская семья, каждый род имел своего покровителя – воршуда. Семейные моления воршудам происходили в деревянных амбарах с дырявой крышей – куалах, где на полке хранился вордуш – изображение божества из дерева. Моления вордушам осуществлялись до 3 раз в год: весной, осенью и по первому снегу. Им же приносились жертвоприношения во время несчастий. Весенний праздник – мер-вэсь – был для всех верх-буйских удмуртов общим – в заповедной роще (луд) между деревнями Барабан и Сухая Кирга. Жертвоприношения (животные) приносились при впадении речки Барабановки в Буй. В церемонии участвовали специальные жрецы. После посевной проходил праздник буэ-шур (буэ-дюк), затем происходили моления и жертвоприношения воршудам в родовых куалах. В настоящее время вновь возобновились моления верх-буйских удмуртов в священных рощах.
У пермских марийцев также преобладали языческие верования. Местом летних общественных молений и жертвоприношений являлась роща в местечке «Олыкмучаш кусё» у деревни Янгельда на берегу Сылвы. Раньше свои рощи для молений и задабривания недоброй силы – керемети были в каждой марийской деревне. Туда несли хлеб и жертвенных животных. В рощах животных закалывали, варили в котлах, молились, а затем съедали мясо. Шкуры развешивали на ветках деревьев и оставляли доброму богу Шукчо – покровителю местных марийцев. В обряде участвовали только мужчины. Главными руководителями жертвоприношений являлись жрецы из деревни Васькиной. Второе моление в году происходило за столом, когда собирались 4-5 семей. Несмотря на неоднократные попытки православной церкви крестить марийцев, они в большинстве своем остались верны традиционным верованиям. В деревне Красный Луг Суксунского района ежегодно весной совершается обряд сэрем-ужо – изгнание злого духа – черта, который проводился раньше в каждой марийской деревне.

Е. Н. Шумилов
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.