Сегодня: 30 Марта 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:1Статьи:0 
Святой Стефан, Епископ Пермский (рис. А. Амирханова)
Наименование
26.04. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО
 
Текст
26 апр. - день памяти св. Стефана Пермского, отмечаемый ежегодно. Стефан Пермский (или Великопермский) - видный церковный и государственный деятель XIV в., друг и сподвижник Сергия Радонежского. Историк В. О. Ключевский писал: "Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский и святитель Стефан Пермский - ни одного из этих имен нельзя произнести, не вспомнив двух остальных. Эта присноблаженная триада ярким созвездием блещет в нашем XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской земли. Все три святых мужа, подвизаясь каждый на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа… Дружба и взаимное уважение соединяли их друг с другом. Это были образованнейшие люди своего века".
Митрополит Алексий – духовный наставник и советник Дмитрия Донского – всю свою власть употреблял на возвышение Москвы и служил ее интересам. Сергий Радонежский, троицкий игумен, стал символом возрождения Руси, основоположником русского национального православного самосознания. Он фактически создал на Руси новый культ – культ Троицы, ставший знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах, о «единожитии и единомыслии». Стефан Пермский крестил, привел к Богу зырян – маленький северный народ, «дикий и бесписьменный». Одно общее дело, объединявшее их, было делом собирания Руси, создания русского централизованного государства. Эту нелегкую ношу в годы «тяжелой дани» Орде, бесконечных междоусобиц и ненавистной розни взяла на себя Москва.
К тому времени, когда Стефан отправился со своей миссией в Перм. землю, интересы Москвы столкнулись здесь с интересами Новгорода, давно уже приглядевшего себе эту территорию. Перм. земля считалась, по существу, новгородской волостью. И нужно было прекрасно разбираться в политической ситуации, обладать незаурядным характером и государственным складом ума, чтобы поехать за разрешением совершить давно задуманное «спасение» пермян не в Новгород Великий, а в Москву. Князь Дмитрий Иванович, еще не названный Донским, предстоящую миссию одобрил, выдал охранную грамоту, и в 1379 г., после праздника Благовещения, Стефан «отправился на свой трудный подвиг».
Через несколько лет после смерти святителя его друг и однокашник по Ростовскому монастырю Епифаний Премудрый написал Житие, до настоящего времени остающееся самым достоверным и полным источником о жизни и деятельности перм. просветителя. Житие Стефана Пермского выделяется из общего ряда агиографической литературы: в нем нет рассказа о чудесах, обязательных для всех Житий. Может быть, жизнь и дело Стефана казались Епифанию и без того яркими, не нуждающимися в приукрашивании. А может быть, потому, что он писал о близком друге. Так или иначе, Стефан Пермский встает из своего Жития как живой. Он крестит язычников, «рубя и сжигая идолов», убеждает, уговаривает, сердится и обзывает «слепым родом». При этом не выбирает средств: платит, например, и тем, кто сдает ему добровольно домашнего идола – «кумира», и тем, кто доносит на нежелающих с кумирами расставаться. (Невольно вспоминается другой знаменитый фанатик – беспощадный «зоритель» старообрядческих скитов писатель П. И. Мельников-Печерский.
Крещение зырян вело их к прямому подчинению Москве. Отчаянно сопротивляясь этой напасти, один из самых упрямых волхвов, Пам, убеждал свою паству не прельщаться словами «юного русина», который мог быть по годам не только его сыном, но и внуком: «От Москвы может ли что добро быти нам?» Кстати сказать, не только на иконах, но и на картинах современных наших художников Стефан Пермский всегда изображен старцем, выглядит старше самого Пама, даже если по сюжету картины еще только собирается в дорогу, в перм. дремучие леса.
Став Пермским епископом, Стефан получил здесь практически неограниченную власть. Село Усть-Вым стало владычным городом, резиденцией епископа, и ему же принадлежали пашни и луга, и леса вокруг города. Стефан управлял, но и отвечал за этот народ. Он подарил ему письменность – изобрел «пермскую азбуку», и уже этим остался в истории просветительства навсегда. Он открывал школы и сам же преподавал в них поначалу. Выходил впереди войска при набегах вогуличей и «новгородских молодцов» - ушкуйников. Привозил хлеб в неурожайные годы. Строил церкви и сам писал иконы: людям, верящим в Войпеля и Золотую Бабу, нелегко было объяснить христианскую символику.
Стефан специально ездил в Новгород с государственной, дипломатической миссией, и вече принимало его с почетом. Приезжая в Москву, он всякий раз бывал в Троицкой обители, где жили друзья: преподобный Сергий и инок Епифаний. 26 апр. 1396 г. он умер в Москве и был похоронен с редкостным почетом – в Кремле, в церкви Спаса-на-Бору, рядом с князьями-рюриковичами. В 1549 г. был канонизирован.
Просветительская деятельность Стефана Пермского оценена по заслугам. В Новгороде на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» он увековечен в скульптурной группе «Просветители» рядом с Кириллом и Мефодием, летописцем Нестором, Максимом Греком, Сергием Радонежским и другими. Об изобретенной им зырянской азбуке много написано.
По-видимому, Стефан Пермский никогда не бывал на территории нашего края. Во всяком случае, до настоящего времени доказательств этого нет. Тем не менее, в 1996 г. общественность Перм. обл. широко и торжественно отметила 600-летие со дня его кончины. На торжества приезжал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Множество ниточек связывают Стефана Пермского с Перм. краем. В Перми стоит здание часовни, заложенное в память 500-летия проповеди св. Стефана Пермского. В областном краеведческом музее хранится подлинный посох Стефана. В последние годы возобновило свою деятельность Братство св. Стефана Пермского. Главное же, очевидно, заключается в том, что пермяков всегда будет привлекать это славное имя – Пермский.

Лит.: Святитель Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления. СПб.: Глаголъ, 1995. 279 с.: ил.;
Стефан Пермский: обзор лит. / Перм. обл. универс. б-ка им. М. Горького, отд. краеведения, сост. Т. И. Быстрых. Пермь, 1996. 22 с.
 
Период до
1396
 

Библиографии

Источник библиографии
Святитель Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления. СПб.: Глаголъ, 1995. 279 с.: ил.
 
Источник библиографии
Стефан Пермский: обзор лит. / Перм. обл. универс. б-ка им. М. Горького, отд. краеведения, сост. Т. И. Быстрых. Пермь, 1996. 22 с.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.