Сегодня: 16 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Мухтарова Фатьма Саттаровна, артистка оперы (меццо-сопрано) - Кармен ("Кармен").
Фамилия, имя, отчество
Мухтарова Фатьма Саттаровна, артистка оперы (меццо-сопрано)
 
Краткая биография
Мухтарова Фатьма Саттаровна (14(26).03.1893, Урмия, ныне Резайе, Иран — 19.10.1972, г. Баку), арт. оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. АзССР (1940), засл. арт. ГССР (1936). Род. в семье бродячих певцов (отец — перс, умер когда девочке было три года, мать — татарка). С восьми лет пела и танцевала под шарманку на улицах волжских городов и г. Тифлиса. Особым успехом пользовалась в г. Саратове, где ее талантом заинтересовался сотрудник местной газеты «Саратов. листок» Н. М. Архангельский и написал о М. ряд статей. Местные меценаты устроили концерт певицы в конс. (24 мая 1912 г.), после чего М. Медведев принял певицу в свой кл. По окончании Саратов. конс. в 1916 г. (в нек-рых источ. 1914) была принята в труппу моск. Оперы С. Зимина, где выступала до 1917 г.; здесь была партнершей Ф. Шаляпина (в операх «Юдифь» А. Серова, «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Борис Годунов», «Фауст», «Вражья сила») и Л. Собинова.
В 1918 - 1919 гг. пела в г. Астрахани, г. Саратове, затем в г. Ростове-н/Д. Позднее выступала с конц. бригадой в частях Черноморско-Азов. флота. В 1923 - 1937 гг. пела в оперных театрах г. Харькова (до 1928), г. Киева, г. Одессы (1925), г. Баку (1933), г. Тбилиси, г. Свердловска (1925 - 1928, 1930 - 1931, 1936 - 1937), г. Перми (1927), г. Казани, г. Москвы (Большой театр, 1929 г.; партии Любаши — «Царская невеста», Амнерис и Кармен), г. Ленинграда. В 1938 - 1953 гг. — солистка Театра оперы и балета им. М. Ахундова (г. Баку). Обладала сильным голосом теплого «бархатного» тембра, имела яркую сцен. внешность. Умело сочетала вокальное дарование с темпераментной игрой. «Каждый ее жест, каждый шаг на сцене, каждая фраза были отмечены печатью врожденного артистизма. Правда общая и музыкальная культура Мухтаровой уступала ее природной одаренности» (Б. Кравейшвили)*. Своим учителем арт. считала Н. Боголюбова. За 40 лет создала ряд своеобразных муз.-сцен. образов, свободных от обычных оперных штампов.
1-я исп. партий: Азры («Низами»); в г. Баку — Груни («Броненосец "Потемкин"») и Устиньи («Орлиный бунт»); в г. Свердловске — Устиньи («Орлиный бунт»); Нингал-Умми («Загмук»), Мамиеллы («Ожерелье мадонны»). Лучшие партии — Кармен (готовила под рук. режиссера Ф. Комиссаржевского), Марина Мнишек, Марфа («Хованщина»), Любаша («Царская невеста»), Солоха («Черевички»), Любовь; Амнерис, Далила, Ортруда, Шарлотта («Вертер»). М. считалась одной из лучших исп. партии Кармен не только в СССР, но и за рубежом. Выступлением в этой партии М. завершила свой сцен, путь в Тбилиси.
Др. партии: Ваня («Жизнь за царя» М. Глинки), Федор («Борис Годунов»), Ольга («Евгений Онегин»), Полина и Миловзор («Пиковая дама»), Ганна («Майская ночь»), Лель, Любава, Клитемнестра («Орестея»); Азучена, Зибель; Аксинья («Тихий Дон»), Муся; в опереттах — Елена, Перикола («Прекрасная Елена» и «Перикола» Ж. Оффенбаха). Партнеры: Д. Андгуладзе, В. Давыдова, Ю. Кипоренко-Даманский, К. Книжников, И. Козловский, Н. Кошиц, В. Луканин, В. Нардов, В. Сараджишвили, В. Трубин, В. Ухов. Пела п/у Е. Плотникова, Л. Штейнберга.
Искусство певицы высоко ценили Н. Боголюбов, И. Бродский, А. Луначарский, С. Лемешев, Л. Собинов. Последний концерт певицы состоялся в 1954 г. в Тбилис. оперном театре.
Оставив оперную сцену, занималась с молодыми солистами Бакин. оперного театра.
Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1968) и «Знак Почета» (1946).
На Бакин. киностудии был создан фильм о творчестве певицы.
Имеется портрет певицы худож. И. Бродского, назвавшего ее «лучшей в мире Кармен».
Сохранилась единственная запись голоса певицы в партии Азры («Низами»).
Соч.: Рассказ о себе // Сов. театр. 1936. № 2. С. 10-11.
Лит.: Алексеев П. У Ф. С. Мухтаровой // Театр. 1916. № 1805. С. 8-9.; АКР. Фатьма Мухтарова в «Кармен» // Жизнь искусства. 1928. № 42. С. 8.; Ф. С. Мухтарова: Очерк-характеристика. Баку, 1929.; Шавгулидзе Г. Д. Дни и годы Тифлисского оперного театра. Тбилиси, 1936. С. 63-64.; Xучуа П. Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили: краткий очерк. Тбилиси, 1958. С. 95, 96.; Озеров Н. Н. Оперы и певцы: высказывания, впечатления. М., 1964. С. 179-180.; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: воспоминания режиссера. М., 1967. С. 255.; Квалиашвили М. Г. По трудному пути: воспоминания. Тбилиси, 1969.
С. 86-92, 241-242.; Левик С. Ю. Четверть века в опере. М., 1970. С. 106.; Пашаев А. Фатьма Ханум Мухтарова // Театр. 1969. № 2. С. 126-127.; Кравейшвили Б.* Незабываемое: записки певца. Тбилиси, 1970. С. 153-158.; Мирзоева Д. Ее искусство забыть нельзя // Бакин. рабочий. 1973. 28 марта.; Вейсаллы Н. Украшение оперных сцен // Лит. Азербайджан. 1978. № 7. С. 119-121.; Бадирова Т. Фейерверк таланта // Баку (веч. вып.). 1982. 1 нояб.; Максакова М. Жизнь на сцене // Мария Петровна Максакова. Воспоминания. Статьи. М., 1985. С. 48-49.
 
Годы жизни
14(26).03.1893, Урмия, ныне Резайе, Иран — 19.10.1972, г. Баку
 
Год рождения
1893
 
Год смерти
1972
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил., С. 339-340.
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.