НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РУССКИХ В ПРИКАМЬЕ.
Русское население формируется в Прикамье в 16-17 вв. После присоединения этих земель к Московскому государству происходит заселение сев. р-нов Прикамья выходцами с русского Севера – Вологды, Архангельска, Тотьмы. Поэтому сев. традиции прослеживаются в орнаментации икон, скульптур, рукописных книг, в предметах нар. искусства. Основные виды крестьянского искусства, распространенные в Прикамье: нар. архитектура, резьба и роспись по дереву, ткачество и вышивка, керамика, литье и ковка, тиснение и роспись по бересте, плетение из корня.
В 18 – нач. 19 в. получает распространение «малярный» промысел в Соликамском, Пермс., Кунгурском, Чердынском уездах. Росписью украшается крестьянская утварь – сани, дуги, деревянная посуда, лагуны, прялки, веретена, вальки, коромысла. Расцвет нар. росписи в Прикамье наблюдается в кон. 19 – нач. 20 вв., когда большое распространение получают расписные интерьеры крестьянских изб. Росписью украшаются различные части интерьера: двери, потолки, заборки-перегородки, грядки, стены подпорожья, доски полатей, мебель. Наиболее популярные мотивы росписи: образ цветущего сада с «древом жизни» и райскими птицами, изображение зверей, сказочных персонажей, цветов. Метафорический и магический смысл росписей зародился во времена древних земледельческих культур. Один из популярных типов росписи – «обвинская» роспись, для которой характерно преобладание растительного орнамента («обвинская роза», «процветшее яблоко»), контрастность фона и изображения, сочетание свободного кистевого мазка и графической прорисовки, локальность цвета.
Широкое распространение в Прикамье получила резьба по дереву. Это домовая резьба – наличники, подзоры, оформление крыльца и ворот; предметы утвари – прялки, швейки, набелки, трепала, солоницы, посуда. Типы резьбы, распространенные в Прикамье: контурная, трехгранно-выемчатая, рельефная, скобчатая, пропильная. В орнаментике были распространены языческие и христианские мотивы. В широком бытовании солониц, вырезанных в виде уточек (Чердынский р-н, Коми-округ), барашка (Очерский р-н), отразились древние культы поклонения животным и птицам.
Повсеместно изготавливались берестяные туеса, которые использовались в крестьянском быту для хранения воды, молока, кваса. Сформировались традиции декоративного оформления туесов, которые украшались росписью или тисненым орнаментом, нанесенным специальными штампами.
Повсеместно бытовала крестьянская утварь, выполненная в технике плетения из елового и соснового корня. Большое распространение это ремесло получило в Чердынском р-не, где плели из корня солонки, миски для выкатывания хлеба, коробки с крышками разнообразных размеров (корноватики), сундучки.
Один из древнейших видов нар. искусства, распространенный в Прикамье – ткачество, которое издавна было связано с натуральным хозяйством и необходимостью изготовления одежды для всей семьи. Основные виды ткацкого сырья – лён (выращивался в обл. до сер. 20 в.) и овечья шерсть. На ручном ткацком станке («красна», «кросна») ткали холст для крестьянской одежды, пестрядь для изготовления мужских и женских рубах, юбок. В кон. 19 – нач. 20 вв. широко бытовал косоклинный сарафан-дубас, сшитый из холщевой ткани, украшенной набойкой, выполненной местными мастерами-синильщиками. Виды ткачества, распространенные в русских деревнях: браное (полотенца, скатерти), ремизное (рубахи, полотенца, скатерти), закладное (половики). В орнаментике тканых полотенец 19 – нач. 20 вв. сохранились традиции древнего геометрического орнамента (перекрещивающиеся ромбы, стилизованное изображение матери-берегини, «древа жизни»). Тканые полотенца были связаны с брачным ритуалом подношения хлеба новобрачным, с погребальным ритуалом; по традиции полотенцем украшали «красный угол» крестьянской избы.
Большое развитие в Прикамье получила нар. керамика. В изделиях гончаров Прикамья отразились традиции русской нар. керамики: в форомообразовании, техн. исполнении, декоративном оформлении. Черепаны, как здесь называли гончаров, делали керамическую посуду целыми семьями, а нередко, и деревнями, занимаясь при этом привычным трудом земледельца. Типы гончарной посуды, бытовавшей в Прикамье: корчаги, горшки, кувшины, латки, уксусники, формы для киселя, сливочники, чашки и т. д. Использовались различные техники декоративного украшения сосудов: «обварка», «задымление», покрытие поливами. Сосуды покрывали тисненым и рельефным орнаментом, росписью ангобом, оплетали берестой. Были распространены различные мотивы геометрического и растительного орнамента. Наиболее крупные центры производства керамики в кон. 19 - нач. 20 вв. были в Кунгурском, Пермском, Чердынском, Соликамском, Оханском, Осинском уездах.