Сегодня: 20 Ноября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:14Статьи:1 
Фрагмент росписи лопасти прялки-точенки. Рубеж 19 -20 вв. На синем фоне лицевой стороны лопасти написано цветущее дерево, у основания петух, по сторонам  - женская, мужская фигуры и орнамент. Цвета росписи: красный, черный, белый, желтый. Очерский р-н, д. Верхняя Талица, Шилова К. А. ,1976.Дуга, фрагмент. Рубеж 19 - 20 вв. Дерево, резьба; масло, окраска, роспись. На зеленом фоне - резной орнамент, красные ягоды и листья. Цвета росписи и окраски: белый, красный, черный, бронзовый. Чердынский р-н, д. Печинки, 1976. (Перм. государственная художественная галерея).Лагун. Начало 20 в. Обвинская роспись. Дерево, бондарная работа; масло, окраска, роспись. На зеленом фоне стенок и крышки написаны обвинские розы. Цвета росписи: красный, белый, желтый, черный. Обручи красные. Ильинский р-н, 1933. Передан из Перм. краевед. музея в Перм. государственную художественную галерею.Прялка. Начало 20 в. Александровский р-н, в. Верх-Яйва.Валек. 1840-1860-е гг., г. Пермь.Павлов И. Дверь, роспись филенки. 1909. Соликамский р-н, д. Малая Вильва.Скульптура, птица-лебедь на шесте. 19 в. Пермский р-н, с. Ляды.Шкаф двухпоставной. Сер. 18 в. Реставрация 1973 г. Дерево, столярная работа; масло, окраска, роспись. Резьба окрашена желтым. На рамах верхнего яруса - красный и золотой растительный орнамент. На боковинах и дверках нижнего яруса на оливково-зеленом и синем фонах написаны растительные побеги, розы, тюльпаны. Цвета росписи: желтый, красный, зеленый. коричневый, белый.  г. Соликамск, 1917. (Перм. областной краевед. музей).Сундук. 1883. Роспись вятского типа. Дерево, столярная работа; масло, окраска, роспись; 44х85х53,5. На крышке и передней стенке по красно-оранжевому фону написан геометрический орнамент. Цвета росписи: белый, оранжевый. черный. зеленый.Кочевской р-н, д. Кышка, Останина Е. И., 1977. (Перм. государственная художественная галерея).Припечная доска. 19 в. Дом Немытова А. М. На голубом фоне - цветы, птицы и волнистые дорожки. Чердынский р-н, д. Демина.Фрагмент росписи доски заборки. Рубеж 19 - 20 вв. На Чердынский р-н, д. Березово.Прялка, роспись лицевой стороны лопасти. Рубеж 19 - 20 вв. Ординский р-н, д. Красный Ясыл.Велосипед. Первая половина 19 в. Абрамов С. М. Дерево, резьба, точение; сталь, ковка: масло, окраска, роспись; 116х160х60. Рама в виде головы и туловища коня вырезана из одного куска дерева. По светло-коричневому фону нарисованыглаза, ноздри, грива, сбруя. За седлом крепился конский хвост. цвета росписи: красный, синий, черный. Ильинский р-н, д. Тихоновщина. (Ильинский районный краев. музей).Фрагмент росписи дверки шкафа двухпоставного. Рубеж 19 - 20 вв. На оранжевом фоне дверок написано дерево с птицами. Цвета росписи: красный, зеленый, синий, белый, черный. Чердынский р-н, д. Мелехина. (Перм. государственная художественная галерея).
Наименование
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РУССКИХ В ПРИКАМЬЕ
 
Текст
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РУССКИХ В ПРИКАМЬЕ.
Русское население формируется в Прикамье в 16-17 вв. После присоединения этих земель к Московскому государству происходит заселение сев. р-нов Прикамья выходцами с русского Севера – Вологды, Архангельска, Тотьмы. Поэтому сев. традиции прослеживаются в орнаментации икон, скульптур, рукописных книг, в предметах нар. искусства. Основные виды крестьянского искусства, распространенные в Прикамье: нар. архитектура, резьба и роспись по дереву, ткачество и вышивка, керамика, литье и ковка, тиснение и роспись по бересте, плетение из корня.
В 18 – нач. 19 в. получает распространение «малярный» промысел в Соликамском, Пермс., Кунгурском, Чердынском уездах. Росписью украшается крестьянская утварь – сани, дуги, деревянная посуда, лагуны, прялки, веретена, вальки, коромысла. Расцвет нар. росписи в Прикамье наблюдается в кон. 19 – нач. 20 вв., когда большое распространение получают расписные интерьеры крестьянских изб. Росписью украшаются различные части интерьера: двери, потолки, заборки-перегородки, грядки, стены подпорожья, доски полатей, мебель. Наиболее популярные мотивы росписи: образ цветущего сада с «древом жизни» и райскими птицами, изображение зверей, сказочных персонажей, цветов. Метафорический и магический смысл росписей зародился во времена древних земледельческих культур. Один из популярных типов росписи – «обвинская» роспись, для которой характерно преобладание растительного орнамента («обвинская роза», «процветшее яблоко»), контрастность фона и изображения, сочетание свободного кистевого мазка и графической прорисовки, локальность цвета.
Широкое распространение в Прикамье получила резьба по дереву. Это домовая резьба – наличники, подзоры, оформление крыльца и ворот; предметы утвари – прялки, швейки, набелки, трепала, солоницы, посуда. Типы резьбы, распространенные в Прикамье: контурная, трехгранно-выемчатая, рельефная, скобчатая, пропильная. В орнаментике были распространены языческие и христианские мотивы. В широком бытовании солониц, вырезанных в виде уточек (Чердынский р-н, Коми-округ), барашка (Очерский р-н), отразились древние культы поклонения животным и птицам.
Повсеместно изготавливались берестяные туеса, которые использовались в крестьянском быту для хранения воды, молока, кваса. Сформировались традиции декоративного оформления туесов, которые украшались росписью или тисненым орнаментом, нанесенным специальными штампами.
Повсеместно бытовала крестьянская утварь, выполненная в технике плетения из елового и соснового корня. Большое распространение это ремесло получило в Чердынском р-не, где плели из корня солонки, миски для выкатывания хлеба, коробки с крышками разнообразных размеров (корноватики), сундучки.
Один из древнейших видов нар. искусства, распространенный в Прикамье – ткачество, которое издавна было связано с натуральным хозяйством и необходимостью изготовления одежды для всей семьи. Основные виды ткацкого сырья – лён (выращивался в обл. до сер. 20 в.) и овечья шерсть. На ручном ткацком станке («красна», «кросна») ткали холст для крестьянской одежды, пестрядь для изготовления мужских и женских рубах, юбок. В кон. 19 – нач. 20 вв. широко бытовал косоклинный сарафан-дубас, сшитый из холщевой ткани, украшенной набойкой, выполненной местными мастерами-синильщиками. Виды ткачества, распространенные в русских деревнях: браное (полотенца, скатерти), ремизное (рубахи, полотенца, скатерти), закладное (половики). В орнаментике тканых полотенец 19 – нач. 20 вв. сохранились традиции древнего геометрического орнамента (перекрещивающиеся ромбы, стилизованное изображение матери-берегини, «древа жизни»). Тканые полотенца были связаны с брачным ритуалом подношения хлеба новобрачным, с погребальным ритуалом; по традиции полотенцем украшали «красный угол» крестьянской избы.
Большое развитие в Прикамье получила нар. керамика. В изделиях гончаров Прикамья отразились традиции русской нар. керамики: в форомообразовании, техн. исполнении, декоративном оформлении. Черепаны, как здесь называли гончаров, делали керамическую посуду целыми семьями, а нередко, и деревнями, занимаясь при этом привычным трудом земледельца. Типы гончарной посуды, бытовавшей в Прикамье: корчаги, горшки, кувшины, латки, уксусники, формы для киселя, сливочники, чашки и т. д. Использовались различные техники декоративного украшения сосудов: «обварка», «задымление», покрытие поливами. Сосуды покрывали тисненым и рельефным орнаментом, росписью ангобом, оплетали берестой. Были распространены различные мотивы геометрического и растительного орнамента. Наиболее крупные центры производства керамики в кон. 19 - нач. 20 вв. были в Кунгурском, Пермском, Чердынском, Соликамском, Оханском, Осинском уездах.
 

Библиографии

Источник библиографии
Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л.: Художник РСФСР, 1988. 198, [1] с.: ил.
 
Источник библиографии
Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,
1982. 110 с., 16 л. ил. : ил.
 
Источник библиографии
Народная роспись по дереву / авт.-сост В. А. Барадулин. Пермь: Перм. книжное изд-во, 1987. 184 с.: ил. (Искусство Прикамья).
 
Источник библиографии
Народное искусство Соликамского края: каталог выставки. Соликамск, 1981. 51 с.: ил.
 
Источник библиографии
Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце ХI-начале ХVII века. Иркутск: Изд. Иркут. ун-та, 1990. 164 с.
 
Источник библиографии
Очерк состояния кустарной промышленности в Пермской губернии... Пермь, 1896. 611 с., 14 л. диагр., карт. (Обзор Пермского края).
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. На древней Пермской земле. М., 1988. 176 с.: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: (этн. традиции материальной жизни):
учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. 112 с: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI – первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. 363 с.: ил.
 
Источник библиографии
Хохлова Е. Русское гончарное искусство // Сов. декорат. иск-во. 1983. № 6.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.