Сегодня: 14 Ноября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:1 
Наименование
ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ УРАЛЬСКИХ МАРИЙЦЕВ
 
Текст
ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ УРАЛЬСКИХ МАРИЙЦЕВ. В кон. 16 - нач. 17 вв. после присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству, в верховьях р. Сылвы поселились «луговые» марийцы, которые составили обособленную группу этого народа. Этнографы называют их восточными, уральскими или прикамскими марийцами. Их селения, Тебеняки, Иванково и Васькино, расположенные в Суксунском р-не, до революции входили в Красноуфимский уезд Перм. губ. Исследователи отмечают, что именно эта группа марийцев лучше других сохранила традиции национального костюма.
Связь с наиболее древним пластом традиционной женской одежды представляет комплекс, куда входят белая холстяная рубаха («тувыр»), белый кафтан («шовыр»), пояс, головной убор. Рубаха туникообразного кроя с длинным разрезом посредине или справой стороны груди. Вокруг ворота, по низу подола, рукавов, на спине рубахи располагается вышивка. Традиционными для марийской вышивки являются швы «роспись», которым выполняется контур узора, «косой стежок», заполняющий контур, «набор». Контур вышивки делали черного, а узор - темно-вишневого, или красного цвета. В качестве дополнительных цветов использовали темно-зеленый и желтый. На праздничной одежде вышивку выполняли шелковыми нитями, а на повседневной – шерстяными. Шелк покупали, шерстяные нитки готовили в домашних условиях, окрашивая их травами. Для изготовления одежды, кроме льна, марийцы часто использовали коноплю. Кафтан, прямого покроя, также был украшен вышитыми узорами. Основной акцент был сделан на груди, где крупный узор вышивки располагался плотным пятном. Необходимым элементом костюма был вытканный на ниту или дощечках пояс. Концы пояса заплетали в косички с кисточками на концах, украшали бисером, раковинами каури, помпонами. Завершал костюм головной убор («шлык», «башлык»), относящийся к древнейшему типу рогатых головных уборов. Он представляет неширокую полоску ткани, спускающуюся на спину, два других коротких конца сшиты и надеваются на лоб. Шлык почти полностью покрыт вышивкой, не вышитой остается небольшая часть, приходящаяся на голову. В праздничных уборах вышивка дополнена пронизками из бусин, монетками, по низу пришита бахрома с бисером. Гораздо реже, чем шлык, встречается в настоящее время другой головной убор «солык». Это платок квадратной формы, его носят свернутым по диагонали, в виде косынки, поэтому наиболее богато вышивкой украшен угол, спускающийся на спину. Сейчас платок используется во время свадебного обряда, им покрывают плечи невесты. Мужской традиционный костюм составляла белая, довольно длинная рубаха, также орнаментированная вышивкой, портки, шапка. Зимой надевали, подобно русским крестьянам, шубы, зипуны. На ногах, как мужчины, так и женщины носили шерстяные чулки, прямые лапти. Костюм прикамских марийцев в начале 20 в. сохраняет неразрывную связь с традиционной одеждой луговых марийцев. В крое, расположении вышивки, орнаменте, колорите и технике исполнения вышивки чувствуется отработанная веками традиция, существующая во множестве художественно равноценных вариантах.
Появление и широкое применение в нач. 20 в. в народном костюме анилиновых красителей, фабричной тесьмы, позумента, лент и пр. внесли изменения и в традиционный костюм марийцев. На смену белому холсту пришла пестрядь в мелкую черно-синюю или красно-белую клеточку. Такая одежда была более практичная в быту. Белый комплекс сохранялся как обрядовый для свадьбы и похорон, но постепенно и он стал вытесняться цветным. Изменение основного цвета в одежде повлекло и смену колорита вышивки. Она становится все более яркой, используются шерстяные нити красного, розового, желтого, зеленого, белого цветов. Орнамент, составленный из мелких фигур (косой крест, свастика, крюки, ромбы и пр.), обретает особую подвижность. Вместо вышитого контура часто используют незашитый фон ткани. Нередко вышитый узор, особенно на подоле рубах, заменяется тканым, применяется аппликация из фабричных тканей. По низу рубах пришивается широкая яркая оборка, белый кафтан сменяется черным «еланом», обязательной принадлежностью становится фартук с нагрудником, к праздничному комплексу добавляется нагрудное украшение из бисера и монеток «яга» - в этом сказалось влияние татарского костюма, которое отмечали исследователи еще в начале 19 в.
И все же костюм марийцев остался традиционным: не изменился набор предметов, составляющих комплекс, крой одежды, система расположения на ней вышивки. Наиболее глубоко изменения коснулись декора – усилилась его цветовая насыщенность, использование дополнительных материалов. Мужской костюм претерпел те же изменения, что и женский.
Потребность в национальной одежде существует и сегодня. Ее не только хранят в сундуках, но надевают в праздники, на свадьбы, рассматривают как необходимую часть похоронного обряда. Многие женщины умеют вышивать, помнят старые узоры, готовят традиционные наряды своим дочерям и сыновьям. Подлинный костюм используют и во время выступлений национального марийского ансамбля.

Лит.: Попов Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному состоянию в отношении к земледелию, многочисленным рудным заводам, промышленности и домоводству, сочиненное по начертанию Императорского Вольного Общества: В 3-х ч. СПб., 1811-1813. Ч. 1. 1811. 395 с.; Ч. 2. 1813. 317 с.; Ч. 3. 1813. 352 с.;
Шишонко В. Н. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник. 1864. Вып. 6;
Молотова Т. Л. О традициях и инновациях в современном марийском народном костюме // Археология и этнография марийского края. Этнокультурные традиции майского народа. Йошкар-Ола, 1986. Вып. 6.
 

Библиографии

Источник библиографии
Попов Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному состоянию в отношении к земледелию, многочисленным рудным заводам, промышленности и домоводству, сочиненное по начертанию Императорского Вольного Общества: В 3-х ч. СПб., 1811-1813. Ч. 1. 1811. 395 с.; Ч. 2. 1813. 317 с.; Ч. 3. 1813. 352 с., Ч. 3. 1813. С. 40-46.
 
Источник библиографии
Шишонко В. Н. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник. 1864. Вып. 6.
 
Источник библиографии
Молотова Т. Л. О традициях и инновациях в современном марийском народном костюме // Археология и этнография марийского края. Этнокультурные традиции майского народа. Йошкар-Ола, 1986. Вып. 6.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.