Сегодня: 21 Ноября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:4 
Наименование
ЖИВОПИСЦЫ, ИКОНОПИСЦЫ, РЕЗЧИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ 18 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
 

Рубрики

Рубрика
Текст
ЖИВОПИСЦЫ, ИКОНОПИСЦЫ, РЕЗЧИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ 18 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.
Искусство крепостных мастеров из Строгановских владений, имений Абамелек-Лазаревых и др., а так же иконописцев, живописцев, резчиков из древних прикамских городов и поселений представляет оригинальное и самобытное явление провинциальной России, не менее оригинальное, чем перм. деревянная скульптура.
Это все еще малоисследованный, своеобразный и огромный пласт искусства и культуры, который развивался на обочине магистральной линии развития профессионального искусства, являлся «маргинальным». Однако по сравнению с провинциальным искусством профессиональное искусство эпохи по объему изготовляемой продукции было гораздо меньшим. Иконы, росписи церквей, а так же светские виды искусства – портреты, виды заводов, бытовые сценки запечатлели духовную культуру края, образы современников. В произведениях мастеров живописи выражена эстетика купцов, крестьян, мещан, мастеровых и работных людей, амбиции класса, духовная культура повседневной мужицкой России. России, производящей, дающей условия жизни другим сословиям и классам. Провинциальное искусство не было вычленено из быта его потребителей, из среды прагматических жизненных интересов и потребностей «третьего сословия», сословия мещан, купцов, крестьян.
Города-заводы и административные центры частных владений Строгановых и Абамелек-Лазаревых и др. составляли особенность Урала вообще и Пермского Прикамья в частности. Развитие городов-заводов определяло появление другой, не крестьянской культуры, культуры нового времени подстать европейской.
Особенность и своеобразие культуры городов-заводов - в своеобразном наслоении одного типа культур - на другой. На тип культуры, в основном, традиционной, подчас со средневековым укладом, где своеобразно сосуществует православие с элементами язычества, наслаивается тип культуры своего рода модернизированной, городской, европейской. На традиционный ритуализированный уклад жизни накладывается формирующийся европейский тип промышленного развития. Недаром английский исследователь Р. И. Мурчисон сравнивает уральские города-заводы с «мануфактурными городами Европы».
Своеобразными центрами художеств и искусств в Пермском Прикамье были заводские центры владений Строгановых (с. Ильинское, Новое Усолье, Очер) и Лазаревых (Чермоз, Полазна), в которых были сосредоточены «кадры по мастерствам». По архивным источникам в нач. 19 в. живописью, иконописанием и резьбой в с. Ильинском занимались около 30 мастеров и их учеников, в Новом Усолье – около 15, в Чермозе и Полазне - 20. В древних городах края – Чердыни, Кунгуре, Соликамске существовали иконописные мастерские, «иконостасные заведения». К иконописанию в Пермском крае (как, впрочем и в др. провинциях) так же обращались люди разных сословий, не обладающие достаточным мастерством, «оному иконопиству отчасти изученные», что вызывало появление на рынках огромного числа так называемых «иконописных примитивов».
При Главном Правлении в с. Ильинском были сосредоточены кадры «по мастерствам, не имеющим необходимой надобности для заводов» - иконописцев, резчиков, живописцев, позолотчиков и пр.
Сосредоточение в Ильинске крепостной интеллигенции, получившей образование, среднее специальное или высшее, выделяло его даже из заводских центров. Крепостная интеллигенция создавала определенную духовную среду, проявление которой находило выражение и в светской живописи (портреты крепостной интеллигенции, крестьян), и в любительских театральных спектаклях, в которых роли исполняли служители, писчики, канцеляристы Главного Правления. Заметим, что в губернском городе Перми театра не было.
Из множества имен живописцев, упоминающихся в архивных документах, известны подписные работы двух мастеров - И. Некрасова и С. П. Юшкова.
В различных уральских музеях оказались портреты Ильинского живописца С. П. Юшкова, так же крепостного Строгановых. Сохранилось 10 оригинальных и копийных портретов и несколько икон. Судя по архивным источникам, Юшков учился в местной иконописной мастерской.
Влияние «ученого искусства» шло в основном через копирование высоких оригиналов портретов рода Строгановых, выполненных Виже-Лебрен, Монье и др. профессиональными художниками. Так в художественную практику провинциальных мастеров входило новое живописное мышление.
Один из самых распространенных жанров провинциального искусства – портрет, который был предназначен помочь осознать себя, свое место в системе жизненных ценностей. Наибольшее распространение в Прикамье получили крестьянские, купеческие, мещанские портреты. В силу исторических условий дворянский портрет не получил распространение. Но копийные портреты земле и заводовладельцев были распространены повсеместно. Социальный заказ, функции (репрезентативные, выполняющие роль парадных, эпитафийные, камерные) диктовали устойчивый канон, проявлявшийся в композиционном построении, образном решении. В стилистике прикамские портреты соединяли две живописные системы – средневековую, идущую от традиций иконописания и европейскую традицию Нового времени, вошедшую в русскую культуру вместе с нововведениями Петра I.
Истоки появления и развития заводского пейзажа шло от практической необходимости в топографической съемке местности и ландкартного дела, планов заводских поселений, в заводской графике чертежей сложных заводских механизмов, а так же от изображения местных пейзажей на иконах.

Н. В. Казаринова
 

Библиографии

Источник библиографии
Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь: Кн. изд-во, 1959. 256 с.
 
Источник библиографии
Казаринова Н. В. Художники Перми. Л.: Художник РСФСР, 1987. 192 с.: ил., С. 3-12.
 
Источник библиографии
Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVIII – первой половины XIX вв. : каталог выставки / авт. ст. Н. В. Казаринова (сост.), Е. И. Егорова. М., 1990.
 
Источник библиографии
_Казаринова Н. В. Живописцы Пермского края 18-первой пол. 19 века.: автореф. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. Спб., 1992.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.