Сегодня: 19 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:4Статьи:14 
Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. IV - V вв. Классический образец трактовки головы медведя. Из коллекции Теплоуховых. Найден в береговых осыпях реки Кын. (Лысьвенский район Пермской области). Бронза, литье.Ажурная бляха. V - VI вв. На небольшой пластине мастер показал всадницу на лосе - коне, под ногами у которого десять голов ящеров, позади животное, а впереди летящая птица. Вверху арка из семи лосиных голов. (Верхнее Прикамье пермской области). Бронза, литье.Прорезная бляха. VI - VII вв. Богиня, окруженная снизу и сверху лосиными головами, а по сторонам - высокими фигурами двух людей. найдена при впадении реки Тимшер в Южную Кельтму в 1948 г. (Чердынский район Пермской области). Бронза, литье.Птицевидный идол. VIII - IX вв. На груди человеческая личина. Очень натурально и реалистично изображено оперение. Пришивался к одежде. Найден в окрестностях деревни Кондратьева Слобода Чердынского района Пермской области в 1980 г. Бронза, литье.
Наименование
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
 
Текст
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ. Не одну сотню лет наши ученые бьются над разгадкой памятников искусства первобытных народов в виде разных животных. Особенно загадочны человекоподобные существа с признаками зверей и птиц. Такие произведения получили условное название «звериный стиль». Они хранятся в музеях г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Перми, г. Чердыни.
Самобытный звериный стиль существовал и в древних культурах Прикамья. В своем развитии он прошел несколько ист. этапов. Начало его становления относится к Ананьинской (8 - 3 вв. до н. э.) и Гляденовской (2 в. до н. э. 6 вв. н. э.) культурам. В Прикамье найдено немного художественных памятников Ананьинской культуры. Это, в основном, «бытовые» предметы, в частности боевые клевцы (секиры), «украшенные» головками хищных зверей и птиц. И все же эти немногочисленные находки позволяют делать некоторые выводы, которые, кстати, предпринимаются археологами, занятыми планомерными исследованиями Ананьинских памятников Прикамья. Большое, если не огромное количество произведений первобытного творчества, дали раскопки Гляденовского костища. Самыми распространенными и наиболее древними на нем были одно– фигурные бляшки в виде свернувшихся в кольцо или горизонтально вытянутых змей, человекоподобных существ, иногда с птичьими головами и крыльями. Вероятно, позднее появляются парные антропоморфные фигурки. Одна из них меньше др., что позволяет исследователям считать их изображениями матери и ребенка. Скорее всего, к позднему гляденовскому периоду относятся бронзовые всадники, восседающие на конях.
Расцвет Пермского звериного стиля приходится на Ломоватовскую культуру (4 – 8 вв.). Ее возникновение связано с притоком в верховья р. Камы юж. племен при «Великом переселении народов». Пришельцы принесли новые культурные достижения, иные взгляды на мир и природу. Судить о такой новизне удалось по дошедшим до нас погребениям с соответствующей им обрядностью. Так, теперь вместо сожжения умерших, как это делалось в Гляденово, трупы стали предавать земле, а ритуальные святилища (эта функция принадлежала Гляденовскому костищу) удалились в «заповедные» места. Они стали использоваться только в культовых целях. Существенные перемены произошли и в изобразительном искусстве. С этого времени звериный стиль распадается на два самостоятельных и, все же, взаимосвязанных варианта. Один из них представляют объемные фигурки птиц и зверей, другой – плоские односторонние бляхи с «выгравированными» на них фантастическими человекоподобными существами.
Объемные двухсторонние фигурки в виде подвесок, накладок, щитков, пронизок использовались в убранстве одежд. В большинстве своем они найдены в женских захоронениях. Самыми распространенными были Ананьинские пронизки в виде цилиндрических или конических трубок, сквозь которые продевались ремешки для подвески к поясам и другим частям костюмов. Но уже в Ломоватовскую эпоху эти пронизки дополнились фигурками птиц и зверей. В ряде случаев их внешний вид соответствовал облику фантастического персонажа древней иранской мифологии с той лишь разницей, что перм. зверь стал изображаться с туловищем не хищника, а водоплавающей птицы. Теперь его когтистые лапы сжимают трубчатую втулку, ставшую, скорее всего, символом мирового дерева жизни. Этого хищника вскоре вытеснили местные животные: медведь, конь, лось, уточка. Спокойные, преисполненные внутренней энергией, они как бы противостоят враждебным силам.
«Золотой век» перм. звериного стиля – вторая половина Ломоватовской культуры. В ее искусстве появляются новые темы, сюжеты, художественные образы. Появляются и новые изделия – округлые, «подпрямоугольные», прямоугольные бляшки с «выгравированными» на них сложными сценками; в них участвуют человекоподобные (антропоморфные) существа, сочетающие птичьи и животные признаки. Эти плоские односторонние отливки представляют своеобразные композиции, содержание которых продиктовано весьма сложной мировоззренческой концепцией, с главной аксиомой (постулатом) о трех – земном, небесном и подземном - векторах мироздания. О существовании такой довольно «жесткой» пространственно-временной структуры повествуют многочисленные бляхи перм. звериного стиля, каждая из которых, судя по проведенному химическому анализу, изготовлена по индивидуальной модели в строго заданное время. Вместе с тем они выполнены по единому «образу и подобию», что дает основание говорить о содержащейся в них определенной ритуально – обрядовой догме.
С этими образами и композиционно художественными сюжетами плоской односторонней металлопластики соседствуют объемные двухсторонние изображения. Подобный синкретизм разъясняют археологические находки. Объемные двухсторонние бляхи в виде одиночных птиц и зверей обнаружены в погребальных комплексах, что дает повод, пусть условно, соотнести их с семейно – бытовой обрядностью. Плоские односторонние плакетки с рельефными многофигурными композициями антропоморфных и антропозооморфных существ, соотносились с общественно значимыми – обрядовыми культовыми комплексами – священными рощами, ритуальными капищами и святилищами, удаленными за пределы общественного быта. В этом плане весьма показательны немногочисленные бляхи Чердынского краевед. музея. Заметно гипертрофированные размеры отливок (высота блях около 15 – 16 см.) с фантастическими образами, отмеченными высокими художественными достоинствами, указывают на их культовое почитание. Они содержат ту же символику, что и сюжеты более ранних произведений перм. звериного стиля, в которых фигурируют антропозооморфные, строго регламентированные существа. Центральные персонажи таких блях, сопровождаемые предстоящими и как бы поклоняющимися им профильными антропозооморфными фигурками, показаны строго в фас. Они вместе со спутниками, попирают ногами хтонического зверя – ящера перм. звериного стиля. Гипертрофированные размеры и высокие художественные достоинства Чердынских блях дают повод считать их завершением Ломоватовского изобразительного творчества и отнести их к произведениям иконного типа. Новые творческие искания начинала Родановская культура (9 – 15 вв.). Эти искания были продиктованы такими же новыми хозяйственно – экономическими и социальными переменами. Плодотворные поиски новой эпохи были прерваны христианизацией автохтонного населения, что, однако, не исключило дальнейшего развития «языческого» художественного творчества.
Перм. звериный стиль не иллюстрация древних мифов, легенд и сказаний. Словесный (вербальный) и художественно-образный (визуальный) «тексты» - два самостоятельно взаимодействующих компонента единой обрядово мировоззренческой системы. Тот и др. – подобие развернутых метафор, от множества которых зависела вся полнота «картины мира». Древние поэтические и художественно – изобразительные символы отразили взгляды первобытных людей на Вселенную, на ее сложное, многоступенчатое строение с доминирующим вертикальным вектором, в котором самым значительным, самым торжественным, самым справедливым и самым прекрасным был Верхний мир. Мир будущих литературных и художественно-изобразительных образов народного искусства.
 

Библиографии

Источник библиографии
Грибова Л. С. Пермский звериный стиль: (проблемы семантики). М.: Наука, 1975. 148 с.: ил.
 
Источник библиографии
_Доминяк А. В. Пространство и время в первобытных культурах и искусстве Прикамья // Советское искусствознание - 78. М., 1979. Вып.2.
 
Источник библиографии
Доминяк А.В. Пермский звериный стиль. // Сезоны. М., 1995.
 
Источник библиографии
Оборин В. А. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермь: Кн. изд-во, 1976. 36 с.: ил.
 
Источник библиографии
Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь: Кн. изд-во, 1988. 183 с.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.