Сегодня: 23 Сентября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:5 
Наименование
ГОНЧАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ
 
Текст
ГОНЧАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ.
Изготовление посуды из глины насчитывает тысячелетнюю историю. Недаром в любой археологической экспедиции самая распространенная находка – глиняный черепок. Древний способ изготовления глиняной посуды «от руки», без помощи гончарного круга, когда стенки постепенно наращиваются с помощью глиняного жгута, сохранился в некоторых отдаленных районах Пермской губернии до 30-х гг. 20 в., но все же наиболее распространенным было изготовление на ручном гончарном круге «кружале». Гончарная посуда Пермской губернии близка керамике русского Севера, а та, в свою очередь, восходит к традициям Древней Руси. Спокойные основательные формы, плавные силуэты, скупой линейный орнамент – характерные черты уральской керамики.
В первой пол. 20 в. глиняная посуда в селениях Пермского края была самой распространенной и незаменимой домашней утварью. Обычно ее покупали на местных рынках. В каждой волости существовали свои гончарные центры. На Западном Урале гончаров называли «черепанами». В 1896 г. Пермским губернским земством было зарегистрировано 452 гончарных заведения. Больше всего их было в Кунгурском уезде – 84, в Оханском – 43, Осинском – 37, Чердынском – 22, в Соликамском – 6. Как правило, производство носило «домашне-семейный» характер т. е. работали только члены семьи без наемных рабочих.
Часто особых мастерских не было, обжиг посуды производили в русской печи, там же, где пекли хлеб и готовили пищу, красную глину брали поблизости, «на своих угодьях». Основным занятием, по-прежнему, оставалось земледелие, а гончарство давало дополнительный доход семье. Только для немногих мастеров производство глиняной посуды было гл. делом. В Оханском уезде в 1915 г. из 47 ремесленников, таких было только 4 человека. Как правило, они имели специальный горн для обжига изделий, отдельную мастерскую, а нередко и наемных рабочих. За смену 1 мастер мог изготовить 60 кринок или 26 горшков, или 10 корчаг. Кроме этих изделий делали чашки, латки, банки, кружки, топники, кувшины, формы для киселя… Чаще всего сосуды имели терракотовый цвет глины, слегка усиленный бесцветной глазурью, но иногда их делали черными. Для этого обжигали в коптящем пламени или опускали горячее, только что вынутое из горна изделие, в раствор ржаной муки. Для декоративного эффекта посуду покрывали цветной глазурью, расписывали ангобными (земляными) красками, палочкой процарапывали на ней волнистые пояски.
Заслуженной славой пользовалась керамика Кунгурского уезда, где гончарный промысел зародился в 1830-е гг. Особенно много гончаров работало в Филипповской и Неволинской волостях. Здесь использовали белую глину, которую привозили из деревень Мазуевка, Советная, Круглая Черноярской волости. Белая глина позволяла сделать тонкий черепок и достичь особенно яркого цвета глазури, которую составляли из смеси свинца, медной руды (иногда брали кусочки малахита) и хрусталя. Цветовая гамма была разнообразна - от темно зеленого травяного цвета, до ярко голубого. Любили сочетать в одном изделии две глазури: верх изделия - зеленого цвета, а внутри коричневого. Кроме сельских ярмарок, посуду продавали в городах Кунгуре, Перми, Осе, Красноуфимске.
В с. Верхние Муллы Перм. уезда существовало заведение Я. И. Бакланова, в котором, кроме хозяина работало 2-3 наемных рабочих. Посуду делали как из красной глины, которую добывали «на месте», так и из белой, купленной в г. Кунгуре. Изделия Бакланова получили на Казанской кустарно-промышленной выставке 1890 г. бронзовую медаль «за дешевизну и особенно хорошую поливу». Посуда из его мастерской продавалась в г. Перми, вывозилась по Каме в др. губернии.
В 1920-30-е гг. еще сохранялись кое-где гончарные мастерские, иногда «горшечное» производство было на кирпичных заводах. Так в с. Усть-Игум Чусовской волости кирпичный завод, открытый в начале 20 в., до 1950-х гг. выпускал керамическую посуду и глиняные игрушки («пикульки») для детей.
В 1950-90 е гг. самым крупным производителем керамики был «Кунгурский завод художественных изделий». Используя разные технологии (формовка, литье) и способы декорирования (эмали, цветная глазурь, ангобы и пр.), завод выпускал большое количество изделий широкого ассортимента. Но, пожалуй, самые интересные из них те, что выполнены на гончарном круге и расписаны кистью. В них особенно ощутима связь с нар. керамикой. На заводе работали: И. С. Ушатов, Л. Нелюбин, А. В. Шихвинцев, представитель 3-го поколения кунгурских гончаров, Л. М. Гайдышева, М. Татаринова, Е. А. Ширинкин и др. Р. И. Орлова, также трудившаяся на заводе, 25 лет обучала искусству керамики учащихся Кунгурского художественно-промышленного лицея. Ее ученики: Е. Мальков, Е. Бурцева, И. Чеканов, Н. Иванова в 1990-е гг. работали самостоятельно, производя мелкую пластику, игрушки, сувенирную продукцию.


Т. Л. Сысоева, И. П. Федотова
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Адреса

Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес

Библиографии

Источник библиографии
Красноперов Е. И. Кустарная промышленность Пермской губернии на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в г. Екатеринбурге в 1887 г. Вып. 1. Пермь. 1888.
 
Источник библиографии
Очерк состояния кустарной промышленности в Пермской губернии... Пермь, 1896. 611 с., 14 л. диагр., карт. (Обзор Пермского края).
 
Источник библиографии
Очерк кустарных промыслов Кунгурского уезда Пермской губернии. Пермь, 1915.
 
Источник библиографии
Карлюк Т. Кунгурские гончары // Народное творчество. 1997. № 2.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.