Сегодня: 17 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Фамилия, имя, отчество
Романовская (Воденова) Анна Яковлевна, актриса
 
Краткая биография
Романовская (Воденова) Анна Яковлевна (18.07.1843, г. Самара — 17(30).04.1916, г. Москва), актриса. Родилась Анна Яковлевна 18 июля 1843 года в г. Самаре в семье актёров. Настоящая фамилия её — Водёнова, а Романовские — сценический псевдоним родителей, игравших в труппе Соколова в г. Казани, г. Самаре, а затем в г. Екатеринбурге. Девочка росла за кулисами и не представляла себе иной жизни, кроме театральной. Ане было 15 лет, когда она сыграла первую свою роль — крестьянскую девушку Палашу в водевиле А. Ленского «Простушка и воспитанная». Этот дебют состоялся в г. Екатеринбурге, где антрепризу тогда держал В. В. Головинский.
Вскоре молодая актриса обратила на себя внимание зрителей и критики, которая находила в ней «много непосредственного чувства». Через пять лет она стала ведущей актрисой труппы. Здесь Романовская переиграла многие роли классического репертуара (в пьесах Шекспира, Шиллера, Гюго, Грибоедова).
Романовская работала в Екатеринбурге, иногда вместе с труппой выезжая на гастроли в Ирбит.
Именно в Ирбите в 1869 году произошла трагедия, попавшая даже на страницы столичных газет. Некто Каллустов, москвич, настойчиво ухаживал за актрисой и хотел жениться на ней. Когда ему в очередной раз отказали, Каллустов пришёл в театр на репетицию и, подойдя к Романовской, выстрелил в неё почти в упор. Рана оказалась серьёзной, но артистку удалось спасти. Суд признал Каллустова невменяемым. Отголоски этого события долго будоражили умы екатеринбуржцев. Д. Н. Мамин-Сибиряк даже вставил его в качестве эпизода в роман «Приваловские миллионы». Там представитель «золотой молодёжи» Виктор Бахарев стреляет из зрительного зала в актрису Катеньку Колпакову (романная предыстория этого события, однако, не имеет ничего общего с судьбой Романовской).
Анна Яковлевна Романовская (Воденова) была превосходной исполнительницей ролей женщин с сильными страстями. В амплуа "драматических гранд-дам" и "благородных героинь" в драмах и трагедиях актриса имела успех чрезвычайный. Романовская "не оставляла желать лучшего" в таких ролях, где женщина не задумывается употребить любые средства, чтобы достичь желаемого, где и слезы и лаки и месть. Ее сравнивали по стилю с Г. Н. Федотовой, но ценили выше.
В это время антрепренёром в Екатеринбурге был Ананий Дорофеевич Херувимов, в прошлом — художник, выпускник Академии художеств в Петербурге.
Романовская сходится с А. Д. Херувимовым и становится его гражданской женой. В 1875 году они покидают Урал и живут в г. Казани. Романовская до 1885 года живет главным образом в г. Казани, но гастрольная жизнь и успех заставляют ее все чаще уезжать.
Со времени отъезда с Урала Романовская приобретает широкую известность. В г. Казани она пользовалась особенным благоволением университетской молодежи.
В 1875 -1880 гг. актриса работала в Саратове, в труппе знаменитого антрепренёра П. М. Медведева. Здесь её партнёрами были такие известные провинциальные актёры, как В. Т. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский и др. За Романовской прочно закрепилось амплуа «драматической любовницы». Веё манере старая школа с сильными и точно рассчитанными эффектами сочеталась с требованиями современности, то есть простотой, естественностью, психологической достоверностью. Критики порой упрекали её за чрезмерную экспрессию.
Например, в «Грозе» Островского она не создавала уже привычного зрителям образа кроткой, вдумчивой, впечатлительной Катерины, с её поэтическим мировосприятием, а играла страстную, безудержную натуру. Что, естественно, не укладывалось в концепцию Добролюбова о «луче света в тёмном царстве». И в «Медее» А. Суворина и В. Буренина, и в «Ошибках молодости» П. Штеллера, в «Далиле» О. Фейе, «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера, «Семье преступника» П. Джакометти, в «Укрощении строптивой» В. Шекспира и в прочих пьесах Романовская оставалась прежде всего женщиной — любящей, страдающей, нерасчётливо и страстно ревнующей, — а не ходульной «героиней», декламирующей со сцены монологи. В работах Романовской чувствовалась строгая обдуманность характера изображаемых персонажей (в отличие от многих других актёров, она никогда не играла «нутром»). Актриса рисовала портреты своих современниц, не идеализируя их и давая чёткие социальные характеристики. Её часто сравнивали с Г. Н. Федотовой и П. А. Стрепетовой, которые тоже работали в Саратове. В этом городе Романовскую очень любили студенты и даже прозвали её «саратовской богородицей».
Осенью 1885 г. А. Я. Романовская заняла место, как тогда писали, «первого сюжета» на сцене харьковского театра в труппе Товарищества драматических артистов под управлением В. Т. Андреева-Бурлака и Н. И. Новикова. С сентября 1885 по февраль 1886 года публика увидела её в тридцати ролях. Конечно, были среди них и проходные роли в пьесаходнодневках — таких как «Испорченная жизнь» И. Чернышова, «Простая история» И. Шпажинского или «Муж знаменитости» А. Сумбатова-Южина, где ей пришлось играть глупую и напыщенную актрису, немку Менестрель. Но были и работы в драмах А. Н. Островского — Лидия в «Бешеных деньгах», Ксения в «Не от мира сего», Катерина в «Грозе», Василиса Мелентьева в одноимённой пьесе, Кручинина в спектакле «Без вины виноватые». Н. Селиванов писал в «Харьковских губернских ведомостях» за 20 сентября 1886 г.: «Самое дарование артистки, если можно так выразиться, дарование мягкое, изящное, более всего подходит к роли Кручининой, женщины с нежным и глубоким чувством. Главное, что выделяет госпожу Романовскую из ряда других исполнительниц этой роли, это — замечательная отделка мельчайших деталей...
Трудно передать, как это достигается: иногда взглядом одним, иногда лёгкой гримаской, как бы судорожно перекашивающей вдруг лицо, иногда просто жестом — но в целом получается совершенно законченный художественный образ...»
В 1896 году она перебирается в Московский театр Корша, но не забывает о провинции - гастролирует с коршевской труппой. Харьковская критика ревниво следила за успехами своей любимицы. «Харьковские губернские ведомости» за 24 августа 1886 г. даже перепечатали из «Нового времени» похвальный отзыв о её дебюте на коршевской сцене в «Ошибках молодости» П. Штеллера.
На зимний сезон 1887 - 1888 гг. Романовская вновь вернулась в г. Харьков, присоединившись к Товариществу артистов под управлением М. М. Бородая. В этом сезоне она уже не играла ни Катерину в «Грозе», ни Марию Стюарт, уступив роли более молодой М. И. Свободиной-Барышевой. И, судя по всему, отдала их без боя, так как все отмечали её скромность и необыкновенную порядочность.
В этом сезоне её партнерами были, кроме уже упоминавшейся Свободиной-Барышевой, Новиков, Чужбинов и вновь Синельников, с которым ей довелось потом почти девять лет работать вместе в театре Корша, где Николай Николаевич служил режиссёром. Тёплые отношения сохранились у них на всю жизнь. В рукописном отделе Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина хранится телеграмма, которой Романовская в 1910 г. поздравила Синельникова с открытием его театра в г. Харькове.
Летний сезон 1888 года Романовская отработала в Саратове. А затем вновь поступила в Московский театр Корша, где и играла до 1909 года «благородных матерей» и, реже, «комических старух». Последний раз харьковские зрители увидели Романовскую 6 марта 1888 г. в роли княгини Резцовой в «Ошибках молодости» П. Штеллера.
В 1909 г. она торжественно отпраздновала 50-летие своей сценической деятельности, выйдя на сцену в комедии «В царстве скуки». Было множество поздравителей от всех московских театров (от театра Корша адрес читал Н. Н. Синельников). А 17 апр. 1916 г. Анна Яковлевна Романовская тихо скончалась в Москве, в своём маленьком домике на Большой Царицынской улице. В некрологе, появившемся на страницах журнала «Рампа и жизнь», критик Сергей Яблоновский писал: «Задача актёра — глубоко волновать современных ему зрителей, и эту задачу Романовская выполняла прекрасно... И никогда уже вы не полюбите новых, самых прекрасных артистов так, как любите этих, которые впервые заставляли колотиться ваши, начинающие жить, предвкушающие жизнь сердца. Такою любовью воспоминанья любил и люблю я Романовскую...»

Лит.: Петровская И. Ф. Театр и зритель провинциальной России: Вторая половина XIX в. Л.: Искусство (Ленинградское отделение), 1979. ; Ю. М. Курочкин. Приключения "Мадонны". Свердловск, 1973.; Данненберг К. Провинциальные театры: III Казанский театр // Пантеон русского и всех европейскихтеатров. СПб., 1840. Ч. III. С. 103-105.; Крути И. Русский театр в Казани. М.: Искусство, 1958.; Курочкин Ю. М. Из театрального прошлого Урала. Свердловск, 1957.; LoLo. Жрецы и жрицы искусства: Словарь сценических деятелей в стихах. М., 1912. Т. 2.; Максимович К. Саратовский театр (Письмо к издателю «Репертуара») // Репертуар русского театра на 1841 год, издаваемый Н. Песоцким. СПб., 1841. Кн. 2. С. 78-82.; Мамин-Сибиряк Д. Н. Приваловские миллионы // Мамин-Сибиряк Д. Н. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1954 . Т. 2. С. 407-408.; Памяти А. Я. Романовской // Русские ведомости. 1916. 19 апреля. С. 5.; Селиванов Н. А. Памяти А. Я. Романовской // Театр и искусство. 1916. № 17. С. 344-345, фото.; Щепкина-Куперник Т. Л. Из воспоминаний. М.: ВТО, 1959.; Яблоновский С. А. Я. Романовской // Рампа и жизнь. 1916. №17. С. 4-5.
 
Годы жизни
18(30).07.1843, г. Самара — 17(30).04.1916, г. Москва
 
Год рождения
1843
 
Год смерти
1916
 

Виды деятельности

Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Сергей Кочевых. Урал и три поколения Херувимовых [Электронный ресурс]. // Публикации. Урал и три поколения Херувимовых. С. В. Кочевых, 2002-2005. Режим доступа:http://www.petergen.com/publ/heruvimov.shtml
 
Источник библиографии
Полякова Юлиана. Любовь воспоминанья: Персона. Театр в лицах: [Анна Яковлевна Романовская] [Электронный ресурс] // Персона. Театр в лицах Автор: Юлиана Полякова / Харьков. Любовь воспоминанья - Воздухоплавание | Незабаром. Режим доступа:http://www.nezabarom.ua/ballooning/stuff/e-zines-stuff/new-art/new-art-1/love-flashbacks/
 
Источник библиографии
Анна Яковлевна Романовская (18 (30). VII. 1843 - 17(30). IV. 1916) - рус. актриса [Электронный ресурс] // РОМАНОВСКАЯ - Визуальный словарь. Режим доступа:http://www.vslovar.ru/cult/4534.html
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.