Сегодня: 18 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:4Статьи:6 
Богородицкая церковь. Южное Прикамье. Дата постройки: 1694 г. Перевезена из села Тохтарево Суксунского р-на Пермской обл. Принадлежит к древнейшему типу клетских храмов на высоком подклете. Построена "кораблем": на одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть.  Богородицкая церковь самая старшая постройка в музее, она была рублена еще при Петре I. Существует легенда о постройке церкви: ее поставили в том самом месте, куда по реке приплыла икона Богородицы.Архитектурно-этнографический музей "Хохловка". Сторожевая башня из с. Торговище Суксунского р-на. Копия начала XX в. постройки  XVII в. Реставрация 1972 г., 2005 г. Автор проекта реставрации Канторович Г. Д. Фото Н. С. Князевой, сент. 2008 г.Богородицкая церковь в с. Пянтег Чердынского р-на Перм. края.Архитектурно-этнографический музей "Хохловка". Церковь Преображения. 1702 г.  Перевезена из с. Янидор Чердынского р-на. Реставрация 1984-85 гг., 2000 г. Автор проекта реставрвации Канторович Г. Д. Фото Н. С. Князевой, осень 2008 г.
Наименование
ДЕРЕВЯННОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО
 
Текст
ДЕРЕВЯННОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО - обширная область архитектуры, обладающая особой спецификой, определяемой характером материала, предназначением здания и территорией, своеобразная ветвь русской архитектуры. Древнейшие деревянные культовые сооружения известны в основном по литературным и графическим источникам (картам).
Сохранившиеся церкви на территории края датируются 17-19 вв. Древнейший памятник деревянной архитектуры Урала - Богоявленская (Богородицкая по древней истории) церковь в с. Пянтег Чердынского р-на. Наиболее распространенными были клетские срубные храмы с двухскатной крышей и пристройками (алтарь, трапезная, притвор). Размеры бревен ограничивали длину и ширину клети, но не мешали увеличивать высоту. Храмы поднимались на высокий подклет - хозяйственный этаж. Подклет позволял лучше утеплить, увеличить объем и набор помещений, придавал более выразительный облик. Известна группа местных храмов - церковь в с. Монастырь Гайнского р-на, Богородицкая церковь в с. Тохтарево и Преображенская церковь в с. Янидор. Церкви из сёл Тохтарево и Янидор перевезены в Перм. архитектурно-этнографический музей «Хохловка».
Церковь в с. Монастырь имела клинчатую кровлю с полицами и крытую лемехом главу, причем барабан (шея) главы посажен на охлупень кровли. При обследовании Богородицкой церкви в с. Тохтарево выявлены остатки бочки в завершении клинчатой кровли. Церковь Преображения из с. Янидор завершает эволюцию клинчатых храмов местного типа. Это редкий памятник деревянного зодчества.
Др. особенности: богатый портал бокового входа в подклет, своеобразная обработка бревен («в лас») в месте примыкания к косякам, конструкция и декорация галереи, светская трактовка алтарной преграды подтверждают наличие местной школы плотников.
В с. Торговище Суксунского р-на сохранились остатки церкви святых Зосимы и Савватия. Традиционный план кораблем: притвор, трапезная, храмовая часть и алтарь. Храмовая часть имела кубоватое покрытие, завершающееся главой. Многие элементы напоминают архитектуру церквей в сёлах Тохтарево и Янидор: пятистенный алтарь, рубка углов «в обло», косящатые одинарные и сдвоенные окна, затесы «в лас» около окон. Древних кубоватых одноглавых церквей не сохранилось.
Церкви из сёл Тохтарево и Торговище входили в церковные комплексы, состоявшие, как правило, из двух храмов (зимняя - теплая церковь и летняя) и колокольни. Колокольни таких комплексов - отдельно стоящие восьмигранные башни с ярусом звона и шатром на восьми столбах и опорным столбом - «мертвяком» в центре (Тохтарево, Торговище, Сыра). Иногда - это два восьмерика, поставленные друг на друга (с. Нижняя-Язьва). Шатры стропильной конструкциями венчались главой с крестом.
Из дерева же рубились и часовни, как правило, срубленные «клетью». Однако сохранилась и восьмигранная часовня в с. Редикор Чердынского р-на.
Особенности деревянного зодчества в Прикамье связаны с тем, что церкви сооружались на местах языческих капищ, наследуя не только место, но и приемы перм. мастеров.
Деревянная архитектура Прикамья испытала влияние местных традиций и заимствовала многие приемы крепостного строительства и, в свою очередь, оказала влияние на каменную архитектуру. Для развития деревянного зодчества имели большое значение Правительственные указы и наказы храмозданных грамот, подписанных духовными иерархами. Строгий наказ «чтобы верхи на той церкви сделать не шатровые, алтари сделать тройные круглые…» становится с кон.17 в. неотъемлемой частью храмозданных грамот. Предшествовал Правилам Указ 1707 г. «Об упразднении деревянных часовен и запрещении строить вновь» и синодальный приговор 1722 г., в котором говорится, что «обращающиеся повсюду деревянные часовни… какие приличности не употреблены, разобрать вскоре без всякого отлагательства».
Во второй половине 19 в. началась повсеместная переделка деревянных церквей. Коснулся этот процесс и Прикамья: многие церковные здания были изменены, им были приданы формы и декор господствующего стиля - эклектичной архитектуры. Стены покрылись тесовой обшивкой «под камень», строгие косящие окна заменялись полуциркульными, а тяжелые добротные из плах двери - легкими двустворчатыми филенчатыми дверями с остеклением. Тесовые кровли по потокам и курицам заменяются на железные или тесовые - на гвоздях. Лемеховое покрытие глав и бочек так же заменяется железным. Бревенчатые конструктивные повалы превращаются в обшивные карнизы с модульонами и триглифами - своеобразный пересказ в дереве классического антаблемента. К обшитым срубам приставляются портики, пилястры, арки. В интерьере так же происходят изменения - старинные тябловые иконостасы заменяются столярными изделиями и др.
Существует мнение, что эти преобразования привели к утрате вековых традиций, к эклектике - с элементами ампира, классицизма барокко. Однако и в новом качестве деревянная культовая архитектура Прикамья сохранила свою привлекательность, самобытность, связь с многовековыми традициями русского деревянного зодчества.


Г. Д. Канторович
 

Библиографии

Источник библиографии
Терехин А. С. Архитектура Прикамья XVI-XIX веков. Пермь, 1970. 51 с.: ил.
 
Источник библиографии
Терехин А. С. Деревянное зодчество Прикамья // Календарь-справочник Пермской области на 1968 год. Пермь, 1967. С. 234-241.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.