Сегодня: 15 Декабря 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:2 
Наименование
НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОМИ-ПЕРМЯКОВ
 
Текст
НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОМИ-ПЕРМЯКОВ. Народная музыкальная культура коми-пермяков —одного из коренных народов Прикамья — все еще остается малоизвестной для широкого круга. А это сложный мир смыслов и звучаний, рожденный тысячелетней историей и обладающий неоспоримой художественной ценностью.
Традиционные фольклорные жанры бытуют в коми-пермяцких деревнях, как и прежде, и в естественной для них обстановке (в будни и праздники, на дружеских и родственных вечеринках, застольях и именинах, реже на свадьбах), и на сцене сельского клуба (в концертной, сценической форме, в сочетании традиционных и необычных форм деятельности сельских фольклорных групп).
Коми-пермяцкая народная культура породила множество певческих центров в различных районах округа. Таковыми, например, являются с. Большая Коча и д. Кукушка в Кочевском районе, Питер и Москвино — в Кудымкарском, Мысы и Иванчино — в Гайнском, Пуксиб — в Косинском, Архангельское — в Юсьвинском.
Певческое мастерство современных коми-пермяцких деревенских ансамблей свидетельствует о довольно высокой степени сохранности традиций коллективного пения. Для вокальной музыки коми-пермяков существенным является различие собственно песенных и так называемых «непесенных» (сольно-импровизационных) жанров. Последние интонируются в стиле, близком к речевому: таковы колыбельные (эвйэтаннэз), детские прибаутки, присказки, приговорки, песни-сказки (сёрнитаннэз, тпрукэтаннэз), заклички (кораннэз-кытсаланнэз), а также особые песни-импровизации, почти исчезнувшие к настоящему времени из живой практики.
Наиболее важное место в жанровой системе занимают похоронные и поминальные причитания (олляланнэз, причеттэз) — ядро коми-пермяцкого фольклора, его глубинная, корневая часть. Причитания, которые можно услышать на деревенских кладбищах, входят в сокровенный ритуал общения с умершими — его ход строго регламентируется, и в деревнях ему придается жизненно важное значение.
Собственно песни (сьыланкыввез, песняэз) преимущественно многоголосны. Некоторые песенные жанры раннетрадиционного стилевого пласта сопровождали семейные и родовые обряды — свадьбы, проводы в армию. Другие сохранили связь с календарно-праздничным кругом — игровые (орсан) и круговые (бергалан) пели на гуляньях, на зимних Рождественских игрищах и на летних, приуроченных к престольным праздникам; под качульные в Пасху качались на качелях; протяжные (нюжвыла) и плясовые (йэктэтан) звучали во время сенокоса, на осенних «помочах» (помеч) и зимних посиделках (пукалан). В быту хорошо сохранились поздние лирические песни, фольклоризовавшиеся авторские песни, городские романсы, частушки.
У коми-пермяков богатые традиции инструментального музицирования. Духовые инструменты, игравшие ведущую роль в народном музыкальном быту, представлены женскими многоствольными флейтами из полых стеблей дудника (пэляннэз), одинарными продольными флейтами из травяных стеблей (пэлян, пиксан, умра, туригум), из коры деревьев (пу пэлян) — на них чаще всего играли мужчины. Пастухи пользовались берестяной трубой и деревянным барабаном (пу барабан), охотники — разнообразными манками (например, сьэла чипсан — рябчиковый свисток) из перьев птиц, дерева и металла. В быту до сих пор играют на бересте (сюмэт, симэт) и на осиновом листе (пыпцу, пипу лист). В качестве ударных инструментов, сопровождающих пляску, нередко применяют бытовые предметы: веретено (чэрс), которыми стучат по ведру, печнукьзаслонку (горпэдан) и кочедык для плетения лаптей, ложки. Что касается струнных, то смычковый или щипковый волосяной гудок (сигудэк) уже не встречается на территории округа, хотя о нем еще помнят. Сейчас повсеместно распространена гармонь, в меньшей степени — балалайка.
Музыкальный фольклор различных районов имеет ярко выраженные специфические черты, касающиеся репертуара, музыкального стиля и исполнительских особенностей. Можно выделить иньвенскую, кочевскую, гайнско-косинскую, лупьинскую локальные песенно-музыкальные традиции. От них отличаются музыкальные «диалекты» зюзьдинских и язьвинских коми. Местные фольклорно-музыкальные стили складывались и на основе автохтонных традиций, и в ходе различных культурных контактов с другими народами. Это явление соотносится с наречиями, диалектами и говорами в языке коми, локальными традициями в материальной культуре.
Несомненны, хотя и мало изучены, связи коми-пермяцкой народной музыки с фольклором других народов, в том числе родственных финно-угорских. В музыкальном строении многоголосных песен коми-пермяков, манере их интонирования обнаруживается сходство с песенными традициями северных коми (зырян), удмуртов, мордвы (особенно эрзя), вепсов, даже сету. Сольно-импровизационные жанры аналогичны формам в фольклоре не только перечисленных народов, но также карел, хантов, манси, саамов. Следствием исторически сложившихся контактов стало сильнейшее влияние русской народно-песенной культуры. Если углубиться в систему параллелей, которую дает архаическая инструментальная музыка коми-пермяков (в особенности их флейты Пана), то в орбиту попадают даже такие, казалось бы, далекие культуры, как литовская и грузинская.
Немалый вклад в собирание коми-пермяцкого музыкального фольклора внесли П. А. Вологдин, В. И. Субботин, П. И. Чисталев, И. К. Травина, В. В. Климов, А. И. Клещин. Первый коми-пермяцкий сборник народных песен был составлен в 1927 году В. И. Субботиным, в который вошло 35 произведений. Замечательные книги фольклорных текстов, в том числе песенных (к сожалению, без нот) подготовил и издал коми-пермяцкий писатель и фольклорист В. В. Климов. Большой популярностью в округе пользуется сборник народных песен, записанных в 1950 - 60-х гг. и обработанных первым коми-пермяцким профессиональным композитором А. И. Клещиным. Второе, значительно расширенное и дополненное, издание сборника вышло в Коми-Пермяцком книжном издательстве. Собранные И. К. Травиной, А. К. Осиповым народные песни изданы в 1973 году в Москве в книге «Коми-пермяцкие песни и наигрыши».
Ситуация в современном мире стремительно меняется, под вопрос поставлено само выживание устной традиционной культуры. Но Коми-Пермяцкий автономный округ остается одним из заповедников традиционного крестьянского искусства. В удаленных от больших городов деревушках пока сохранились старинные обычаи, песни и причитания, танцы и музыкальные инструменты лучше, чем во многих других районах Урала. В новых социокультурных условиях изменилась жанрово-стилевая система фольклора: одни жанры переходят из актуального фукционирования в области памяти, другие трансформируются, третьи вообще исчезают, уступая место новым, индивидуализированным формам художественного творчества. Но в целом коми-пермяцкая фольклорная культура демонстрирует живучесть, способность к росту и впитыванию новых поэтических и музыкальных впечатлений.
Лит.: Жуланова Н. И. Народная музыка // Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар, 2000. С. 199-200.
Жуланова Н. И.
 

Библиографии

Источник библиографии
Жуланова Н. И. Народная музыка // Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар, 2000. С. 199-200.
 

Предметные ссылки

Статья
КОМИ-ПЕРМЯКИ
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.