Сегодня: 13 Декабря 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:2Статьи:1 
Воронихин Андрей Никифорович (1759 - 1814), архитектор, инженер. Из  фотофонда ПГКУБ им. Горького.Пермь. Ротонда в городском парке им. А. М. Горького. Архитектор И. И. Свиязев. Фото А. Долматова.
Наименование
КРЕПОСТНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ПРИКАМЬЯ
 

Рубрики

Рубрика
Текст
КРЕПОСТНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ПРИКАМЬЯ.
Художественная культура Прикамья неотделима от творчества крепостных мастеров - строителей и архитекторов. Потребность в крепостных архитекторах увеличилась с нач. ХIХ в. Дворяне, побывавшие за время Отечественной войны 1812 г. за границей, начали строить в своих имениях жилые и хозяйственные сооружения в европейском стиле ампир. Понадобились мастера, знакомые с приемами и формами европейской архитектуры. Крупные архитекторы не успевали выполнять многочисленные заказы даже высшего общества, к тому же были слишком дороги.
На Урале этот процесс имел свои особенности. В нач. ХIХ в. для упорядочения заводского строительства вводится ин-т архитекторов горных заводов, горных округов и Гл. правления горных заводов Урала. Архитекторы горного ведомства руководили не только промышленным строительством - они были соучастниками всего культурного строительства в городах и заводах. Возникла своеобразная "горнозаводская цивилизация".
Требования жизни заставляли заводовладельцев открывать школы для обучения не только грамоте и арифметике, но и горнозаводским наукам, рисованию, живописи. Молодые люди из крепостных, предназначенные барской волей к занятиям архитектурой, отдавались в обучение вольным архитекторам на определенный срок. В 1790 г. зодчий В. И. Баженов добился открытия в Москве художественной школы, в которую принимались "люди от господ вверенные". Предполагают, что в такой школе обучался и строгановский крепостной Андрей Воронихин.
Крепостных обучали на дому видные архитекторы, иногда - сами бывшие крепостные. Так, у Воронихина обучались крепостные С. В. Голицыной (по мужу Строгановой) Петр Садовников, Иван Мичурин и Петр Шаров. Все они впоследствии получили звание архитекторов.
Однако масштабы развернувшегося строительства требовали систематического образования. В училище, Академии художеств появляется прослойка из крепостных. По закону помещик должен был давать поступающему в Академию художеств крепостному вольную. Помещиков это не устраивало. Так появилось дополнение к Уставу Академии (1802), разрешавшее кроме трехсот воспитанников принимать "вольных пенсионеров". Это дало возможность обучать крепостных в Академии художеств, не освобождая их от крепостного состояния. Когда же учащийся приближался к диплому, а значит и к желанной свободе, владелец забирал его. Так, в 1817 г. Голицына отозвала своего крепостного Садовникова. Ученик Воронихина вынужден был 21 год служить чиновником, и только в 1838 г. Совет Академии художеств присвоил ему звание свободного художника, а в 1849 г. за "искусство и познания в художестве, доказанные произведенными по программе работами" Садовников получил звание академика архитектуры. Такая же участь постигла будущего академика Ивана Свиязева, крепостного В. А. Шаховской. В 1815 г. он был принят в Академию художеств, в 1817 за проект "Почтовый двор" получил серебряную медаль, а в 1818 из-за отказа Шаховской отпустить его на свободу, вынужден был оставить Академию художеств. Свободу и звание свободного художника-архитектора он получил лишь в 1821 г.
Кроме Воронихина и Свиязева из крепостной среды выделяется династия крепостных архитекторов Туневых (Туневы И. П. , С. П. и др.). Велик список построек строгановского крепостного Трефила Тудвасева. Однако даже имея за плечами десятки выстроенных зданий, промышленных и гражданских, он почти до конца дней подписывает чертежи как "архитекторский помощник".
Выходцы из крепостных - архитекторы промыслов, рудников и заводов Прикамья, замечательно используя местный опыт, опираясь на знания и идеи русского зодчества, внесли своеобразный вклад в создание Уральской школы архитектуры. В своих постройках они дали прекрасные образцы синтеза искусств, использования декоративной скульптуры, разнообразных форм художественного литья, кузнечного ремесла, внесли в архитектуру нар. опыт, знание материалов, техники обработки камня, кирпичной и каменной кладки. Крепостные архитекторы были не только современниками великих русских зодчих В. Стасова, К. Росси, Д. Кваренги, А. Захарова, но и выдвинули из своей среды равных им гигантов - А. Воронихина и И. Свиязева.
 
Период от
1812
 

Библиографии

Источник библиографии
Алферов Н. С. Зодчие старого Урала: первая половина XIX века. Свердловск: Свердловское кн. изд-во, 1960. 215 с.: ил.
 
Источник библиографии
Безсонов С. В. Крепостные архитекторы. М.: Изд-во Всесоюзной акад. архитектуры, 1938. 144 с.: ил.
 
Источник библиографии
Терехин А. С. Крепостные архитекторы Прикамья // Художественная культура Перм. края и ее связи: материалы науч. конф. 21-24 февраля 1989 г. Пермь: Перм. книга, 1992. С. 91-93.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.