Сегодня: 17 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
С. Юшков. Портрет Т. Н. Серебренниковой. 1821 г.Граф С. Г. Строганов (1794 - 1882). Известный государственный деятель России. Основатель знаменитого Строгановского художественно-промышленного училища в Москве. Во время своих поездок по имению в 1846 и 1852 гг. посетил с. Ильинское. Копия с неизвестного оригинала, выполненная крепостным художником С. Юшковым в 1853 г. Холст, масло. (Из собрания Перм. государственной художественной галереи. Копия того же портрета хранится в Ильинском краевед. музее, но автор неизвестен)Граф С. Г. Строганов (1794 - 1882). Известный государственный деятель России. Основатель знаменитого Строгановского художественно-промышленного училища в Москве. Во время своих поездок по имению в 1846 и 1852 гг. посетил с. Ильинское. Копия с неизвестного оригинала, выполненная крепостным художником С. Юшковым в 1853 г. Холст, масло. (Из собрания Перм. государственной художественной галереи. Копия того же портрета хранится в Ильинском краевед. музее, но автор неизвестен)
Фамилия, имя, отчество
Юшков Семен Петрович, художник
 
Краткая биография
Юшков Семен Петрович (1821 - после 1860), крепостной живописец Строгановых. Старожилы Ильинского и сейчас покажут вам то место, где в конце века стояла иконописная мастерская. В ней, по преданию, работал и Семен Петрович Юшков, крепостной живописец Строгановых. Десять портретов и три иконы — весомое творческое наследие, сохранившееся до наших дней.
Работы Юшкова разбросаны по уральским музеям. Они хранятся в Пермской художественной галерее, областном и других краеведческих музеях, в г. Екатеринбурге.
Но бывают и счастливые открытия. Так в 1971 году краевед и знаток истории села Ильинского И. С. Пепеляев сообщил в Пермскую художественную галерею, что на чердаке старого дома учительницы Селезневой найден портрет, подписанный Семеном Юшковым. Причем, на старом холсте прочитывается и год создания — 1850.
Владелица портрета рассказала семейное предание о том, как холст оказался в ее семье. Юшков написал портрет дочери ильинского священника Петра Серебренникова — Таисьи. Изобразил ее в кокошнике с вуалью, в платье с прозрачными рукавами и глубоким вырезом, обнажающим плечи. Этот слишком "вольный" наряд вызвал в селе возмущение, поползли разные слухи. Молодая поповна тем не менее портрет не уничтожила, а отдала на хранение своей подруге. В этой семье портрет и сохранился.
Реставратор художественной галереи И. В. Арапов дал вторую жизнь старому обветшавшему холсту. Его теперь можно увидеть в коллекции галереи.
В 1984 году врач и художник из поселка Ильинского Р. Е. Тюрин передал в художественную галерею икону, подписанную С. Юшковым. Не так давно сотрудники Ильинского краеведческого музея обнаружили еще одну, подписанную мастером, икону.
Большая часть известных ныне работ Юшкова обозначена 1850-ми годами. Видимо, это самое плодотворное десятилетие его творчества.
В 1820-х годах в Ильинском был театр крепостных актеров с собственным зданием и оркестром, певческим хором. "Особенно в моде в то время были водевили с пением, — пишет историк А. Вологдин. — Музыку для водевилей поставлял местный музыкант и вместе художник Юшков, талантливый человек, но страдавший пристрастием к крепким напиткам".
Вот сухие строчки "Послужной книги на служащих Ильинского округа". Они год за годом сообщают о занятиях художника: "С сентября 1841 г. по май 1845 живописцем, регентом и музыкальным учителем. С мая 1845 по май 1846 живописцем, регентом и музыкальным учителем." И так год за годом, вплоть до 1860-го, когда Юшков был "от службы уволен". Больше в архивных делах Строгановых имя С. Юшкова не упоминается. Его судьба теряется в море судеб других крепостных.
О занятиях Юшкова иконописанием сохранилось несколько архивных документов.
В "Донесениях" управляющего на 1852 год есть просьба направить в Билимбай для написания икон ильинского живописца С. Юшкова, "который при тщательном изучении старинного письма, по эскизам и иконам, полученным от Вашего сиятельства (С. Г. Строганова. — Авт.) в настоящее время хорошо пишет иконы в старинном вкусе".
Из расписок мастера о получении денег узнаем, что в 1860 году "за написание иконы
в часовню Фоминской станции получил три рубля" и "за написание иконы Казанской Божией матери для Русаковского училища 2 рубля".

О портретном творчестве Юшкова источники не содержат никаких сведений. Но портреты, как зеркало времени, и сами могут многое рассказать. Из десяти сохранившихся холстов — пять это портреты крепостных крестьян села Ильинского: П. и И. Шариных, П. Пепеляева, М. Симанова. Эти фамилии и ныне встречаются довольно часто в Ильинском районе. Не бедные же крепостные крестьяне заказывали живописцу свои фамильные портреты.
Они требовались для утверждения рода, достатка. В Прикамье, а в Ильинском в особенности, многие крепостные торговали хлебом, лошадьми, богатели, но перейти в другое сословие — купеческое — смогли только после отмены крепостного права.
Богатый торговый крестьянин — тот же купец. Представление зажиточного крестьянина о себе, претензии и амбиции — ярко воплощены в портретах работы С. Юшкова.
Они на первый взгляд незамысловаты и просты. Однотипные фронтальные позы. Фигуры мощно вписаны в прямоугольники холстов, предстают в застывшей устойчивости. Письмо доскональное, тонкое. Нет сомнения в том, что сходство абсолютное.
Если бы кто-нибудь из современников в нем усомнился, это было бы расценено как недоброкачественность работы.
Но при всей внешней простоте герои портретов "не открыты" зрителю, "не пускают" в свой внутренний мир. Они полны собственного достоинства. Нечто постоянное, по народному основательное, запечатлел художник в своих современниках и односельчанах. Это — цельный замкнутый и закрытый мир, портреты -"мироздания". Важен лишь сам человек, а не его занятия и дела. Художник отсекает все ненужное, временное.
Вот почему каждый портрет — это и вполне конкретный человек, и характер целого класса, его "амбиции". Юшков, как и многие другие крепостные живописцы, копировал портреты обширного рода Строгановых с оригиналов русских и европейских профессиональных художников: Виже-Лебрен, Ж.-Л. Монье, А. Г. Венецианов — чтобы люди обширных прикамских земель знали своих господ. Копируя, стремясь к максимальной точности, крепостной мастер приобщался к приемам портретной живописи, выработанной профессиональной школой, осваивал секреты колорита.
Иногда это порождало в собственном его творчестве совершенно неожиданное преломление. Чудное воплощение мечты об идеальной красоте выразилось в образе вполне реальной поповны своего села — Таисьи Серебренниковой (1821).
Судя по большому количеству сохранившихся работ Юшкова, их берегли, знали им цену. Они нравились потому, что живописец смог выразить народное представление о мире, жизни и ее ценности, о красоте и достоинстве человека.
 
Год рождения
1821
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Казаринова Нина. Кисть крепостного живописца: ист. очерк [Электронный ресурс] // Первоуральский район. История и география. Режим доступа:http://prvregion.narod.ru/data/hstpm/kk_zhp.htm
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.