Сегодня: 23 Октября 2017 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:7Статьи:4 
Оньков Виталий Николаевич, график, живописец.В. Н. Оньков. Гон. 2001.В. Н. Оньков. Кудым-Ош (фрагмент). 1974.В. Н. Оньков. Медвежья горка. 1998.В. Н. Оньков. Старая плотина. 2003. Холст, масло. 38х52.Оньков В. Н. Глухари. 2002.Оньков Виталий Николаевич, художник-график, скульптор
Наименование
ОНЬКОВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
 
Текст
ОНЬКОВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (род. 17.06.1946, с. Они Юсьвинского р-на Перм. обл.). Художник-график, живописец, скульптор. Родился в семье служащих. Окончил художественно-графическое отделение Ленинградского государственного педагогического ин-та им. А. И. Герцена (1970).
Работал преподавателем в педагогическом училище г. Кудымкара, затем в 1973 - 1992 гг. - преподавателем живописи и скульптуры в школе искусств г. Кудымкара. С 1992 г. - свободный художник, выполняет разовые заказы, совершает творческие поездки.
Виталий Оньков - явление яркое и самобытное. Художник, в творчестве которого наиболее полно отразилась жизнь и душа народа. Его творчество проникнуто чертами наивного традиционного искусства, профессиональной выучки и индивидуальной неповторимости автора.
В творчестве Виталия Николаевича образ Пармы занимает гл. место. К какой бы теме ни обращался художник, в ней обязательно присутствует образ родной земли, прямо или ассоциативно трактованный в композиции произведения.
Поиски затрагивали эпические сказания, сюжетно-бытовые композиции, портреты современников. Но всегда в них была только какая-то часть Пармы. Обобщенный образ виделся Онькову через пейзаж.
Таков графический лист «Парма». Панорама пейзажа представляет раннее утро. Вверху солнечные лучи прорезают сев. небо, затянутое облаками. Условно, единым пятном, трактован лес, тянущийся к горному массиву на горизонте. Дерево, силуэтным рисунком выделяющееся на фоне пейзажа, воспринимается как древо жизни, на верхних ветвях которого глухарь приветствует восход солнца. Справа, в сторону дерева, бредет медведь. Композиция листа строится т. о., что дерево, глухарь, солнце и медведь воспринимаются символами обрамляющими жизненное пространство.
Глубокое знание мира природы позволяет Онькову выполнять прекрасные рисунки животных. Одна из интереснейших работ анималистического жанра - графический лист «Ночные взгляды». Четырнадцать фигур сов и филинов размещены своеобразным полукругом по всей плоскости листа вокруг своей добычи - зайца. Хищники зорко всматриваются в мир ночи из темноты своего пространства. Изображение животных вводится и в др. жанры: мифологические и жанровые композиции, портреты и пейзажи. С их помощью художник добивается более расширенного толкования сюжета или характеристики человека («Друзья», «Бабушка с кошкой»).
Как график, Оньков предпочитает гуашь и бархатистую мягкость цветных мелков - пастели. Рисунок подчеркивает скульптурность лепки, цветом выявляются живописно-декоративные возможности. Портреты - это люди, хорошо знакомые художнику. Он пишет бабушку с натуры, а отца и мать со старых фотографий, которые в процессе работы переосмысливает и дополняет собственным видением. Тему юности решает через женские образы. В их трактовке художник бывает несколько сентиментален («Таня», «Людмила», «Вера-вербочка»). Но в них всегда прослеживается внимание к внутреннему миру человека.
Виталий Оньков - художник разносторонний. Его творческой палитре подвластны и живопись, и графика, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство. Пейзажист, анималист, портретист, автор жанровых и фольклорно-эпических композиций, Виталий Николаевич занимает место ведущего художника и влияет на многих участников объединения.
В 2004 г. - участник отчетной выставки коми-пермяцких художников в Перм. государственной художественной галерее.
Оньков - участник областных, окружных, зональных и республиканских художественных выставок: отчетной выставки коми-пермяцких художников в Перм. гос. художественной галерее, большого пленера «Пермский край - 2006» (Пермь - Кудымкар). Имеет ряд персональных выставок.
КАТАЛОГ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
ЖИВОПИСЬ.
Кудымкар. Старая плотина. 1974. Холст, масло. 38х52.
Весенние склоны. 1975. Картон, темпера. 26х33.
Осенние дали. 1984. Картон, темпера. 26х33.
Вечер. 1991. Картон, темпера. 15х29.
СТАНКОВАЯ ГРАФИКА.
Ночью. 1970. Линогравюра. 43х66. К-ПОКМ.
Ток. 1970. Линогравюра. 60х50. К-ПОКМ.
Водяной. 1970. Картон, акварель, гуашь. 55х130. АМЛО.
Натюрморт с черепами. 1970. Бумага, акварель, уголь. 37х49.
Кудым-Ош. 1970. Бумага, акварель. бОхI20. АМЛО.
За медведем. 1973. Бумага, тушь, перо. 19х44.
Иньва. 1974. Бумага, акварель, тушь. 93х90.
Бабушка у окна. 1975. Бумага, тушь, перо тростниковое, кисть. 37х78. К-ПОКМ.
Дед мой. 1975. Бумага, тушь, перо тростниковое, кисть. 42х31.
Друзья. 1976. Бумага, тушь, перо. 50х86,5. К-ПОКМ.
Иван Федорович. 1979. Уголь, пастель. 49х19.
Деревенский натюрморт. 1979. Картон, уголь, ретушь. 50х67. К-ПОКМ.
Дед. 1980. Бумага, тушь, перо тростниковое, кисть. 41х61.
Бабушка Дарья. 1980. Линогравюра. З6хЗО.
Отец. 1980. Бумага, тушь, перо, кисть. 38х59.
Щетинников Николай (портрет чемпиона РСФСР по штанге). 1980. Бумага, пастель. 42х26.
Дуня. 1981. Бумага, уголь, ретушь. 45х21.
Иван Ефимович. 1981. Бумага, уголь. 39х18.
Бабушка с кошкой. 1982. Бумага, фломастер. 45х25.
Деревья. 1982. Бумага, акварель, тушь. 20х45.
Парма. 1982. Бумага, тушь, перо. 41х65.
Таня. 1982. Бумага, пастель. 106х68.
Пера-охотник. 1982. Бумага, тушь, перо, кисть. 18х60.
Тополиная деревня. 1983. Бумага, карандаш. 33х70.
Вечер на гриве. 1983. Бумага, акварель. 24х56. Частное собрание.
Людмила. 1984. Бумага, карандаш, тушь. 34х30.
Людмила. 1984. Бумага, граттаж. 24,5х24.
Устин Устинович. 1984. Бумага, кара 40х31.
Тишина. 1984. Бумага, акварель. 15х44.
Семенович. 1985. Картон, гуашь. 34х47.
Дядя Митя. 1989. Бумага, тушь, перо. 12х10.
Охотник дядя Митя. 1989. Бумага, тушь, перо. 45х56.
Дед Иван. 1989. Бумага, граттаж. 52х45.
Потеплело. 1989. Бумага, графитный карандаш. 29х20.
Листопад. 1990. Бумага, акварель, гуашь. 25х42.
Апрельская графика. 1990. Картон, гуашь. 19х30.
Новоселье. 1990. Бумага, фломастер. 20х39.
Обнаженная. 1990. Бумага, уголь, ретушь. 19х50.
Черный кот. 1992. Бумага, граттаж. 31х47.
Обнаженная. 1992. Бумага, акварель, уголь. З6хI 7.
Толстушка. 1992. Бумага, граттаж. 43х26.
Чуд подвальный. 1993. Бумага, граттаж. 12х14.
На воле. 1993. Бумага, акварель. 58х29.
Брошенный дом. 1993. Бумага, акварель, тушь. 15х24.
Ночные взгляды. 1994. Бумага, граттаж. 25х32.
Тихие сумерки. 1994. Бумага, цветной граттаж. 24х20.
Обнаженная. 1994. Бумага, смешанная техника. 53х22.
Ледоход. 1994. Бумага, гуашь. 20х66.
Антониево-Сийский мужской монастырь. 1994. Бумага, акварель. 37х46,5.
Над тысячью озер. 1994. Бумага, граттаж. 15х36.
Чуд банный. 1994. Бумага, граттаж. 21х14. Частное собрание.
Чуд чердачный. 1994. Бумага, граттаж. 21х14.
Кудымкарский пруд. 1994. Картон, гуашь. 43х30.
Прощание. 1994. Бумага, уголь, ретушь. 15х24.
Снегопад. 1995. Картон, гуашь. 59х39.
Отец. 1942 год. 1995. Картон, гуашь. 36х24.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА.
А. Домнин. «Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике Пермское книжное издательство, 1990. Суперобложка, форзац, фронтиспис, титул, авантитул, иллюстрации, концовки, заставки.
ЖУРНАЛЬНАЯ ГРАФИКА.
Кудым играет на пэлянах. Обложка. «Силькан». 1993. № 1.
Кудым обращается к духам и солнцу. Иллюстрации к рассказу В. Климова «Как Кудым заставил людей город строить». «Силькан». 1993. № 1.
Кудым изгоняет непрошеных гостей. Иллюстрации к рассказу В. Климова «Непрошеные гости в городе». «Силькан». 1995. № 1.
ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА.
Семейка. 1980. Глина тонированная, лак. Высота 28 (все измерения даны в сантиметрах). К-ПОКМ.
Медведь. 1980. Терракота. Высота 17.
Чуд гайнский. 1980. Глина тонированная, лак. Высота 50. К—ПОКМ.
Кудым-Ош. 1981. Терракота. Высота 23.
Лешак. 1985. Пластилин. Высота 100.
Пера-богатырь. 1986. Глина тонированная, лак. Высота 45.
Филин. 1988. Глина тонированная, лак. Высота 27.
Ночной страж. 1988. Терракота. Высота 13.
Чуд кудымкарский. 1989. Глина тонированная, лак. Высота 20.
Чуд кочевский. 1989. Глина тонированная, лак. Высота 22.
Чуд юрлинский. 1989. Глина тонированная, лак. Высота 28.

А. Жданова
 
Период от
1946
 

Библиографии

Источник библиографии
Виталий Оньков: живопись, графика, скульптура: альбом – кат. произведений / авт. вступ. ст., сост.: А. Д. Жданова. Пермь: Звезда, 1998. 96 с.: ил.
 
Источник библиографии
Художники Пармы: живопись, графика, скульптура, керамика: [альбом-кат.] / [сост. Н. Ю. Новикова; вступ. ст. А. Д. Ждановой]. Кудымкар: [б. и.]; Пермь: Звезда, 2004. 120 [2] с.: цв. ил., С. 8-9, 26-29, 109-110.
 
Источник библиографии
Жданова, А. Д. Художники Пармы // Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар, 2000. С. 222-227., С. 222, 224, 227.
 
Источник библиографии
Жданова, А. Современные художники Пармы: буклет выст. Пермь, 2004.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2017 ПГОУБ.