Сегодня: 29 Сентября 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:3Статьи:8 
Субботин-Пермяк Петр ИвановичДом-музей П. И. Субботина-Пермяка в г. КудымкареСубботин-Пермяк П. И. Отдых над рекой. 1916.
Наименование
СУББОТИН-ПЕРМЯК ПЕТР ИВАНОВИЧ
 
Текст
СУББОТИН-ПЕРМЯК ПЕТР ИВАНОВИЧ (06.12.1886 с. Кудымкорское Соликамского уезда Перм. губ. (ныне г. Кудымкар). - 03.01.1923). Первый профессиональный коми-пермяцкий художник, общественный деятель. Отец Иван Васильевич, мать Мария Пименовна Субботины. Село в кон. 19 в. было центром Иньвенской дачи графов Строгановых. Отец служил уставщиком мельниц, а мать занималась домашним хозяйством. От нее младшему сыну передались хороший голос, умение в обыденном увидеть красивое, прекрасное: в яркой картинке, пестрой цветной ленте... И не случайно детскими увлечениями Пети были рисование и музыка. «Я часто составлял какие-то альбомы рисунков.... меня интересовали музыка и пение, я начинал проходить школу скрипки, а в классах реального училища брал уроки нения...», - писал Петр Иванович в своей автобиографии.
В Перми, в Алексеевском реальном училище, где он учился (1896-1907), традиционно устраивались выставки художественных работ учащихся. Петр Субботин не раз удостаивался призов и наград за свои работы. Именно тогда он сделал выбор в своей жизни. Здесь, в большом городе, он подружился с такими молодыми, творчески одаренными людьми и повстречал свою будущую жену Евстолию Волкову.
В 1907 г. Петр Субботин поступил в Московское Императорское Строгановское художественно-промышленное училище - Строгановку, как называли её студенты. Москва произвела на него огромное впечатление: почти все свободное время уходило на знакомство с музеями, театрами, выставками...
Его первые художественные ученические работы навеяны воспоминаниями детства: «Деревенская улица», «У мельницы в Кудымкаре» (1908), «Этюд со стогом» (1911). С этих пор он подписывает свои работы как П. И. Субботин-Пермяк, подчеркивая тем самым принадлежность к коми-пермяцкому народу.
Большую роль в его жизни сыграла встреча с артисткой Зинаидой Сергеевной Соколовой, впоследствии заслуженной артисткой РСФСР. С её помощью он дополнительно занимался в знаменитой художественной студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве, а с 1912 по 1914 гг. в летние каникулы, работал в её мастерской кустарных промыслов в с. Никольском Воронежской губернии. Здесь он оформлял любительские театральные постановки и сам в них участвовал. В Никольском появились его пейзажи «У озера», «Веранда», «Дом в зелени» (1912) и лучшие портретные этюды: «Портрет З. С. Соколовой», «Портрет Тупикова» (1913). Теплые дружеские отношения между Субботиным и семьей Соколовых сохранились на долгие годы.
В 1914 г. из 23 студентов декоративного отделения Строгановки для продолжения учебы было оставлено 5 человек. В их числе - и Петр Субботин. Его дипломные работы приняты на «отлично», одна из них - «Песнь Перуну» - отправлена на выставку в Италию. Училище он закончил со званием художника-практика живописца-декоратора 1 разряда и направлением на стажировку в Германию. Однако первая мировая война изменила его планы: хотя его отправку на фронт отменили по состоянию здоровья (у него обнаружен туберкулез), он оставлен в Строгановке в качестве художника-преподавателя.
В последующие годы в его творчестве появляется свой почерк. Главное внимание уделяется цвету. В работах выделились две основные темы - семья и театр. Театр привлекал его давно. Сохранились десятки эскизов, выполненных П. И. Субботиным к разным театральным постановкам. В сюжетах картин «Отдых семьи» (1916 г.), «Отдых над рекой» (1917 г.), «Красный праздник» (1918 г.) отразилась давняя тоска художника по жене и детям, с которыми он часто бывал в разлуке.
В 1919 - 1920-е гг. с изменением системы профобразования, в стране открылась целая сеть мастерских, техникумов и студий. П. И. Субботин - уполномоченный отдела изобразительных искусств Наркомпроса по организации в Пермской губернии художественных мастерских. Разработанные им система и программа обучения позволили открыть Высшие государственные мастерские в городах Перми, Кунгуре и в родном с. Кудымкаре. Вскоре Кудымкарские мастерские закрылись. В городах Перми и Кунгуре, несколько преобразованные, они существуют по сей день. В 1919 г. открывается в г. Перми художественный техникум. Петр Иванович становится его первым директором.
Работа в мастерских и техникуме отнимала много времени, но Петр Иванович успевал и творить. Сюжеты его последних работ (натюрмортов) весьма просты. Стеклянный кувшин, пирожок, консервные банки... Стеклянные вещи «...дают возможность определить взаимоотношения предметов с пространством...» - писал он в своей научной работе о современном художественном искусстве. На основе опыта и знаний Субботин анализирует основные его течения: футуризм, кубизм, супрематизм...
Осенью 1922 г. он писал в своей автобиографии: «Я ...не бросаю теоретическую работу по вопросам искусств и художественного образования, а продолжаю изучение пермяцкой культуры...». Изучение и сохранение культуры, истории коми-пермяцкого народа - главная задача, которую он спешил решить. Был необходим центр знаний о крае, и таким центром стал музей. Петр Иванович Субботин - один из организаторов Национального краевого музея в Кудымкаре (30 июля 1921 г.). Первыми фондовыми коллекциями музея стали предметы декоративно-прикладного искусства и быта коми-пермяков. П. И. Субботиным и его учениками было собрано более 500 образцов коми-пермяцкой набойки, которая и поныне впечатляет своим ярким разнообразием.
Петр Иванович умер от туберкулеза 3 января 1923 г. Ему едва исполнилось 36 лет, но за свою короткую жизнь он сделал немало. Написано более 140 художественных работ, большая часть из которых хранится в фондах окружного краеведческого музея; десятки его учеников продолжили дело своего учителя, став художниками-профессионалами. Поистине бесценен его вклад в развитие культуры края.
С 1945 г. Коми-пермяцкий окружной краеведческий музей носит имя П. И. Субботина-Пермяка. В августе 1981 г., к 95-летию со дня рождения художника, в доме, где он жил в г. Кудымкаре, открылся мемориальный музей. В 1996 г., после проведения реконструкции, дом-музей разместил в своих стенах новую экспозицию «П. И. Субботин-Пермяк. Страницы жизни», посвященную 110-летию со дня рождения этого замечательного человека. В настоящее время продолжается изучение творческого наследия талантливого художника-просветителя коми-пермяцкого народа.


Ж. Надымова
 
Период от
1886
 
Период до
1923
 

Библиографии

Источник библиографии
Жданова, А. Д. Художники Пармы // Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар, 2000. С. 222-227.
 
Источник библиографии
Художники Пармы: живопись, графика, скульптура, керамика: [альбом-кат.] / [сост. Н. Ю. Новикова; вступ. ст. А. Д. Ждановой]. Кудымкар: [б. и.]; Пермь: Звезда, 2004. 120 [2] с.: цв. ил.
 
Источник библиографии
Жданова, А. Современные художники Пармы: буклет выст. Пермь, 2004.
 
Источник библиографии
Власова, О. М. Художник П. И. Субботин-Пермяк. Пермь: Кн. изд-во, 1990. 117 с., [14] л. ил. (Замечательные люди Прикамья).
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.