Сегодня: 16 Октября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  ХУДОЖНИКИ ПАРМЫ
Общая информация
Изображения:22Статьи:0 
1 2
Субботин- Пермяк Петр Иванович, живописец, педагог, деятель культуры, организатор художественно-промышленных мастерских. Портрет из фотофонда ПГКУБ им. Горького.Евстигнеев Дмитрий Сергеевич, художник театрально-декорационного искусства, живописец.Д. С. Евстигнеев. Лесное озеро. 2001. Оргалит, масло. 40х60.И. И. Канюков, мастер по художественной керамике.И. И. Канюков. Музыканты. 1997. Глина, ангоб, соли.Мошев Аркадий Васильевич, художник.Оньков Виталий Николаевич, художник-график, скульпторВ. Н. Оньков. Медвежья горка. 1998.Новикова Нина ЮрьевнаНовикова Н. Ю. Отзвуки прошлых веков. Иллюстрация. 2002 годМоскалев Владимир Сергеевич, график.В. С. Москалев. Натюрморт "Желтые пионы". 2002.Вакин Вячеслав Геннадьевич, живописец.Вакин В. Г. Часовня в Майкоре. 1998. Холст, масло. 110х85.Бражкин Леонид Николаевич, график, живописец.
Наименование
ХУДОЖНИКИ ПАРМЫ
 
Текст
ХУДОЖНИКИ ПАРМЫ
В современном искусстве Кудымкара и его районных центров второй половины 20 – нач. 21 вв. наряду с развитием традиционных видов народного творчества все более растет интерес к различным жанрам изобразительного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Художники изучают и используют в творческом арсенале богатейшее наследие прошлого, знакомятся с новыми художественными принципами и стилистическими поисками. Значительное влияние на развитие современной художественной жизни оказали мастера кон. 19 – нач. 20 вв. художники А. К. Кривощеков, А. А. Киселев-Камский и П. И. Субботин-Пермяк.
С именем Субботина-Пермяка связана целая эпоха в формировании духовной жизни края. Просветительская деятельность художника охватила большую территорию Прикамья. Уроженец Кудымкара, он пытался разбудить на своей земле не только лучшие традиции нар. искусства (им были составлены альбомы образцов национального орнамента), но и привнести в них то новое, что появилось в практике профессиональных мастеров, чье творчество было отмечено чертами зарождающегося 20 в. Создатель художественно-производственных мастерских в городах Перми, Кунгуре, Кудымкаре, организатор и первый директор художественного техникума в г. Перми, он верил в силу искусства и его воздействие на человека.
Из мастерской Кудымкара вышли замечательный график Л. И. Тараканов и театральный художник Т. И. Чистоева, во многом повлиявшие на развитие станковой и книжной графики, театрально-декорационного искусства. В дальнейшем эти виды искусства развивались в творчестве А. В. Мошева, В. Н. Онькова, Д. С. Евстигнеева, Л. Г. Мехоношиной и др.
Сотр. Окружного краевед. музея бережно хранят произведения художника-примитивиста И. И. Крохалева. С окружным музеем была связана деятельность Г. А. Караваева, автора ист. панорамы «За веру». Многие будущие художники вышли из студии художника А. А. Горкунова, работавшего при краевед. музее.
Яркой страницей театрального искусства являются композиции Д. С. Евстигнеева. Коренной ленинградец, оказавшийся в годы войны в Кудымкаре, учился в студии Горкунова. С кон. 1950-х годов работал в театре, сначала - художником-бутафором, затем, гл. художником.
В 1980-х гг. по окончании Ленинградского ин-та театра, музыки и кинематографии вернулась в родной город Л. Г. Мехоношина. Она оформила в Окружном театре большую часть детского репертуара: «Ох, уж этот царь Горох», «Чипполино и его друзья», «Маленький спектакль на фоне природы», «Счастливый Ганс» и др.
Нар. характер искусства Кудымкара, его связь с традициями декоративно-прикладного искусства отразились в творчестве замечательного керамиста И. И. Канюкова. Участник многих выставок, в т. ч. всероссийских и зарубежных, он стремится возродить расписную керамику, создать свою коми-пермяцкую глиняную игрушку. Длительное время художник изучал и собирал сведения о белоевских и юсьвинских керамистах.
Особое место в творчестве И. Канюкова занимает анималистическая серия. Ему принадлежит галерея диких и домашних животных, тематические композиции «Музыканты» и «Кудым-Ош». Глиняная игрушка отличается декоративной узорчатостью, напоминая вышитые коми-пермяцкие орнаменты. Художник использует не только местные традиции, но и обогащает их чертами классической игрушки и, прежде всего, стилистикой дымковских изделий.
Одним из ярких представителей книжной графики Кудымкара был А. В. Мошев. В отличие от своего предшественника Тараканова, творчество Мошева характеризуется большей художественной условностью и одновременно монументальностью мышления. В его графике отразились новые художественные тенденции, в целом свойственные искусству сер. 1970-х гг. Мошева отличает хорошее знание истории материальной и духовной культуры коми- пермяков. Он свободно владеет этнографическим материалом. Глубокое понимание фольклора и свободное использование национальных элементов в художественном решении книги придают его произведениям неповторимое поэтическое своеобразие и самобытность. В сб. сказок народов коми «Яг-Морт» (Лесной человек) автор использует элементы перм. звериного стиля, достигая монументальности и впечатляющей зрелищности.
Художник В. В. Можаев - был одним из первых, кто сумел сплотить вокруг себя творческие силы Кудымкара. При нем началась организационная работа по созданию объединения. В творчестве он пишет пейзажи, портреты, натюрморты, оформляет книги и спектакли. Активный участник выставочной деятельности. Более всего проявился в пейзаже. Лирические картины природы Кудымкара переданы точно и незатейливо. Внимание к родным местам позволяет ему создать своеобразный портрет-состояние, будь-то «Оттепель в Кудымкаре», «Первая гроза» или «Проталинка».
По-настоящему о специфике творчества кудымкарских художников заговорили, когда на выставках в нач. 1980-х гг. появились работы В. Н. Онькова. Талантливый и самобытный художник-профессионал, он пришел в художественную жизнь края по окончании Ленинградского государственного педагогического ин-та им. А. И. Герцена. Его творчество стало своеобразным явлением национальной культуры. Произведениям художника свойственно глубокое проникновение в сущность нар. жизни, понимание роли национального эпоса в развитии духовной и художественной культуры. Лучшие портреты художника вылились в коми-пермяцких образов - типов.
Художественная жизнь Кудымкара второй половины 1990-х гг. заметно активизировалась. Открывается ряд художественных студий в городе и районных центрах, устраиваются художественные выставки с приглашением на обсуждение профессиональных художников из городов Перми, Сыктывкара, Йошкар-Олы и др. мест. Разнообразнее стала выставочная деятельность: персональные и групповые отчеты, пленэрные выставки, вернисажи, посвященные юбилейным датам.
В начале тысячелетия стали чаще проводить занятия на пленэре. В составе таких групп можно было видеть не только художников Кудымкара, но и окрестных районов: Пожвы, Кочево, Белоево, а также мастеров городов Перми, Сыктывкара. Йошкар-Олы. Пленэры (живопись на открытом воздухе) - часть программы по развитию духовной культуры народов финно-угорской группы. Один из них был посвящен 60-летию Кудымкара. В его проведении принимали участие художники: А. Мошев (Сыктывкар), А. Усолов (республика Марий Эл), кудымкарский живописец М. Гуреев и др. художники. На выставке, проведенной по окончании пленэра в залах Центра национальной культуры, экспонировалось около ста работ живописи и графики.
Серия графических работ А. Мошева была посвящена городскому пейзажу («Красная горка», «Плотина», «Старые могилы. Автовокзал»). Видовые зарисовки местности передают ощущение вечности природы и быстротечности человеческой жизни.
Творческое объединение художников, после отъезда В. Можаева возглавила Н. Ю. Новикова. Нина Новикова по окончании художественно-графического отделения Перм. педучилища № 4 работает художественным ред. в книжном издательстве «Коми-пермяцкая литература», «Коми-пермяцкая кухня», детские рассказы о природе и животных Т. Фадеева «Лолалан шор» (Дышащий ручей), миниатюрное издание стихов В. Рычкова «Оланлэн шэрт» (Нить жизни) - вот далеко не полный перечень ее художественных разработок книжного оформления в последние годы.
Художник творческого объединения В. С. Москалев по преимуществу акварелист. Натура тонкая, поэтическая, чувствует красоту цвета. Особенно ему удаются натюрморты с цветами. Предпочитает смешанную технику, часто сочетает акварель с пастелью. Пробует свои силы и в портрете. В трактовке портретов художника В. В. Можаева и композитора Н. В. Пахорукова передает не только внешнее сходство, но и стремится решить творческие задачи, выявить выразительные возможности рисунка, ритмическую организацию цвета и логику художественной условности.
Среди живописцев особенно запоминаются работы В. Вакина. В цветовом строе его картин чувствуется художественная школа Нижнего Тагила. Для работ Вакина характерно сочетание крайней условности, почти сюрреалистического плана («Ланцелот», «Насекомое»), и тонкой живописной поэтичности изображаемого мотива («Часовня в Майкоре»).
Нижнетагильское образование получил и Л. Н. Бражкин. Но ему ближе графическое восприятие мира, обобщенные цветовые решения, подчеркивающие декоративное начало в трактовке сюжета. Автор часто обращается к технике плотной по цвету гуаши. («Ноябрь. К вечеру», «Стога под снегом», «Хмурое небо»).
А. И. Шадрин, ред. и художник-оформитель Центра национальной культуры, много сил отдает творческой работе. Его пейзажам присуще тонкое понимание природы («В сосновом бору», «Ноябрь»). Он хорошо чувствует цвет, сочетая тепло-холодные отношения с передачей живописной массы пастозного рельефа.
Близок к Шадрину художественными пристрастиями и другой пейзажист из Майкора А. Штейников. Особенным сев. лиризмом проникнуты картины пожвинской природы («Пейзаж с церковью в Пожве»). В этюде «Ветреный день» зримо ощущается физическое состояние изображаемой местности.
Пейзажи преподавателя Школы искусств Н. Подъяновой разнообразны своей географией. В них сочетаются этнографические детали, характеризующие местность, с живописно-декоративной условностью. Предпочтение отдает архитектурным мотивам перм. земли: «Строгановский дом в Куве», «Хохловка», «Свято-Никольская церковь зимой».
Определенная близость с пейзажами Подъяновой заметна и в работах ее ученика по школе искусств В. Сысолетина, который позже закончил художественно-графическое отделение Нижнетагильского педин-та. В картинах природы он стремится почувствовать красоту конкретного предмета. Пейзажи лишены панорамности. Как и Подъянова, он берет пейзажный мотив фрагментарно, но более тонко прорабатывает цветовую гамму в передаче пространственных планов.
Растет в округе новое молодое поколение воспитанников школы искусств, художественных студий, творческих лабораторий, наставниками которых являются перм. художники и талантливые кудымкарские живописцы, графики, мастера театрально-декорационного и нар. искусства, обогащая традиции, формируют сегодняшнюю культуру народов финно-угорской группы.

А. Жданова
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Предметные ссылки

Статья
ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ГОРОД КУДЫМКАР
 
Статья
КУДЫМКАР, ГОРОД
 
Статья
СУББОТИН-ПЕРМЯК ПЕТР ИВАНОВИЧ
 
Статья
СУББОТИН-ПЕРМЯК ПЕТР ИВАНОВИЧ
 
Статья
ВЫСШИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ В ПЕРМИ И ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
 
Статья
ПЕРМЬ, ГОРОД, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
МОШЕВ АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
 
Статья
ОНЬКОВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
 
Статья
ЕВСТИГНЕЕВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
 
Статья
ЕВСТИГНЕЕВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
 
Статья
КРОХАЛЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ
 
Статья
КАНЮКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ
 
Статья
МОШЕВ АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
 
Статья
Пермский звериный стиль
 
Статья
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
 
Статья
ПОЖВА, ЮСЬВИНСКИЙ РАЙОН, ПОСЕЛОК
 
Статья
КОЧЁВО (КОЧЕВО), КОЧЁВСКИЙ (КОЧЕВСКИЙ) РАЙОН, СЕЛО
 
Статья
БЕЛОЕВО, КУДЫМКАРСКИЙ РАЙОН, СЕЛО
 
Статья
ГУРЕЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ
 
Статья
ХУДОЖНИКИ КУДЫМКАРА, ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
 
Статья
НОВИКОВА НИНА ЮРЬЕВНА
 
Статья
КОМИ-ПЕРМЯЦКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОРОД КУДЫМКАР
 
Статья
МОСКАЛЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
 
Статья
ПАХОРУКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
 
Статья
ВАКИН ВЯЧЕСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ
 
Статья
МАЙКОР, ЮСЬВИНСКИЙ РАЙОН, ПОСЕЛОК
 
Статья
БРАЖКИН ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ
 
Статья
ШАДРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
 
Статья
ПОДЪЯНОВА НАДЕЖДА КУЗЬМИНИЧНА
 
Статья
КУВА, КУДЫМКАРСКИЙ РАЙОН, СЕЛО
 
Статья
ХОХЛОВКА, ПЕРМСКИЙ РАЙОН, СЕЛО
 
Статья
СЫСОЛЕТИН ВАЛЕРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
 
Источник
1 2
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.