РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК, МИКРОРАЙОН, МОТОВИЛИХИНСКИЙ РАЙОН, Г. ПЕРМЬ.
Краткая характеристика: границы – железная дорога; р. Ива; ул. Добролюбова; ул. Тургенева; ул. КИМ; ул. Степана Разина; ул. Крупской.
Исторический очерк: д. Мотовилиха была обжита примерно в кон. 17 в. Избы её стояли над речкой. «Речка металась из стороны в сторону, петляла, а местами складывалась в рогатку, ну совсем как мотовило для наматывания пряжи. Мужицкий зоркий глаз это подметил, потому и пошло речке, а потом и деревне такое название», – отмечает один из авторов книги «Слово о Мотовилихе» А. Д. Крашенинников. Второе историческое ядро в г. Перми образовалось в 1735 г., когда В. Н. Татищев подписал два определения о строительстве нового медеплавильного завода, Мотовилихинского, на левом берегу р. Кама, чуть ниже слияния речек Большой и Малой Мотовилихи. Закладка Пермских пушечных заводов (вначале сталепушечного завода) состоялась 26 авг. 1863 г. (в 1865 г. Мотовилихинский медеплавильный завод был закрыт). Первая пристань в Мотовилихе построена в 18 в. Впоследствии, в сер. 19 в., в общем маршруте пароходов по р. Кама появляется остановка «Завод «Мотовилиха». Чуть ниже по течению, у современной железнодорожной площадки Славянова, когда-то находилась небольшая Мотовилихинская верфь, на которой строились суда, в т. ч. крупные пароходы, такие, например, как «Редедя князь Коссогский» (в советское время «Степан Разин»). По плану Мотовилихинского завода, составленному в 1892 г. и дополненному в 1911 г., рядом с Пермскими пушечными заводами участки местности носили названия «Луга» и «Заива», позже вошедшие в состав Рабочего поселка, план застройки которого был утверждён заводоуправлением Мотовилихинского завода в февр. 1926 г.
Самая старая вблизи завода улица – Большая (ныне ул. 1905 года). Она впервые упоминается в 1784 г. В 1840-х – 1850-х гг. возникли улицы Камская (позже ул. Лифанова) и Начальническая (позже ул. Свердлова). На Начальнической жили рабочие, хотя здесь стояло и несколько домов заводских инженеров, в т. ч. и дом горного начальника Пермских пушечных заводов Н. Г. Славянова, построенный по его собственному проекту (до недавнего времени в этом здании находился отдел кадров ОАО «Мотовилихинские заводы»). Возможно, в силу этого улица и получила свое название. В 1897 г. на ул. Начальнической, как, впрочем, и на ул. Большой), появляются первые 10 газовых фонарей.
На территории городской клинической больницы № 6, которая ведёт свою историю с 1875 г., когда при Пермских пушечных заводах был открыт госпиталь, находятся два достаточно старых здания. В одном из них с 1910 г. располагается гинекологическое отделение, в другом с 1914 г. размещается хирургический госпиталь (ул. Грачева, 12). Здание станции Мотовилиха (недавно снесено) было построено в 1877 – 1878 гг. 24 авг. 1878 г. состоялось открытие участка Уральской горнозаводской железной дороги от Перми до станции Чусовская. Занимающийся изучением истории Мотовилихи И. Кетов разыскал в сер. 1990-х гг. один из самых старых домов на Заиве, по ул. Грачева (бывшей Спешиловской), 14, над воротами которого на узорной доске указана дата постройки строения – «1869». Еще одно старинное здание, относящееся к 1880-м гг., на ул. 1905 года, 18 – представительство компании «Зингер». Здание принадлежало купцу Воронову. В Гражданскую войну здесь стояли солдаты гарнизона адмирала А. В. Колчака, а сама комендатура находилась в доме напротив (ул. 1905 года, 20), построенном по проекту инженера Н. В. Воронцова, основателя Пермских пушечных заводов. Ныне в доме расположен Народный музей ОАО «Мотовилихинские заводы». Рядом с музеем находится уникальная, единственная в своем роде экспозиция под открытым небом, на которой представлены артиллерийские орудия и системы, изготовленные заводом в разные годы (открыта в 1990 г. к 45-летию Великой Победы). Среди них знаменитая уральская «царь-пушка», построенная в Мотовилихе в 1868 г., которая тяжелее московской «Царь-пушки» и, в отличие от последней, прошла испытания, сделав 314 выстрелов. Находятся здесь и образцы мирной заводской продукции.
На небольшой площади у заводской проходной находится еще одно историческое здание – бывший дом управляющего заводом, знаменитого инженера, изобретателя дуговой электросварки Н. Г. Славянова, который жил здесь с 1888 по 1893 гг. (ул. 1905 года, 37). Сегодня в нем располагается первый мемориальный музей технического профиля в г. Перми (открыт 14 сент. 1988 г.). Каждое из перечисленных зданий – целая эпоха в истории Мотовилихи.
Вторая большая улица микрорайона – Уральская (ранее ул. Кладбищенская, в советское время, до 1958 г., ул. Молотова). Она начинается от ул. Лифановской и проходит до остановки «Цирк». На ней стоят здания дореволюционной и современной постройки, торговые центры и школы. Одно из них – по ул. Уральской, 67 – построено в 1893 г. В нем сначала находился приют (приютская школа), позднее, в 1924 г., здесь «прописалась» школа № 48 (в то время № 3), во время Великой Отечественной войны в помещении располагался военный госпиталь. На ул. Уральской, в районе остановки «Рабочий поселок», 7 мая 1985 г. открыт Мемориал Победы (скульптор В. Клыков, архитектор Т. Селиджанов), в честь рабочих Мотовилихинского завода, погибших в годы Великой Отечественной войны. На месте мемориала ранее, в 1928 г., были проложены первые трамвайные пути, затем находилось здание цирка, позднее сгоревшее. Первые двухэтажные дома в Рабочем посёлке появились в 1927 г., в 1928 г. началось строительство каменных четырёхэтажных жилых зданий. Яркими объектами этого проекта являются здания ресторана «Горный хрусталь» (ул. Уральская, 85) и поликлиники (ул. Лебедева, 11). Историческими являются также следующие объекты в микрорайоне: Политехнический колледж им. Н. Г. Славянова (проект П. А. Голосова, 1927 - 1937 гг.); Дом связи, где сейчас располагается администрация Мотовилихинского района (1920-е – 1930-е гг.); Дворец спорта «Молот» (1965 г.); Дворец культуры им. В. И. Ленина (ранее принадлежал ОАО «Мотовилихинские заводы»; архитекторы Я. А. Корнфельд и Т. Г. Заикина, 1963 г.).
В 1980-х гг. Перм. заводом им. В. И. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») началась реконструкция жилого массива Заива, где были построены высотные здания. Позже «высотки» появились и в других местах Рабочего поселка. В 1990-х гг. ОАО «Стройиндустрия» построило жилые дома по ул. Грачева, 25 и ул. Металлистов, 8. Последний объект – 6 –9-ти этажный дом с квартирами улучшенной планировки, возведенный недалеко от Дворца спорта «Молот», выполнен по проекту архитекторов А. Олисевич и Л. Яковлевой. Самым высоким в микрорайоне является 19-ти этажный дом по ул. Металлистов, 5 (архитектор Л. Горшкова).
Микрорайон Рабочий поселок связан с др. территориями г. Перми трамвайными маршрутами № 1, 4, 6, 11, автобусными маршрутами № 11, 16, 18, 32, 63, 77.
Здравоохранение: городские клинические больницы № 4 и № 6; детская городская клиническая больница № 13; поликлиники № 1 и № 4.
Образование: Политехнический колледж им. Н. Г. Славянова; профессиональные лицеи № 3 и № 43; общеобразовательные школы №№ 48, 49, 105; открытая (сменная) школа №4; гимназия № 5.
Культура: Дворец спорта «Молот»; Дворец культуры.
Архитектура, достопримечательности: Дом-музей Н. Г. Славянова; Народный музей истории ОАО «Мотовилихинские заводы»; Мемориал Победы на ул. Уральской; Водопроводная башня (ул. Анри Барбюса (бывшие улицы Решетникова, затем Инженерная), 54), напоминающая сторожевые или кремлевские башни. С нее в нач. 20 в. осуществлялась подача воды в приют и заводскую больницу.
Лит.: Слово о Мотовилихе: Годы. События. Люди / сост. и ред. Т. Вершинин. Пермь: Кн. изд-во, 1974. 726 с.: ил.; Кириллов Б. П. Рассказы о Мотовилихе. Пермь: Пушка, 1998. 128 с.: ил.; Кетов И. Прежний берег Камы // Мотовилиха. 1993. 29 сент.; Кетов И. Крест, деревянный иль чугунный… // Веч. Пермь. 1994.16 нояб.; Семянников В. Рабочий посёлок // Перм. квартиры, дома и офисы. 2003. 5-11 апр.;Семянников В. В. Микрорайоны города Перми. Пермь: Пушка, 2008. 409, [2] с.: ил.
В. В. Семянников