Сегодня: 7 Декабря 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:2Статьи:4 
Роспись по дереву в Прикамье XVIII - нач. ХХ в.Часть интерьера усадьбы Васильевых. Особенностью интерьера является наличие домовой росписи в правой части избы, характерной именно для этого региона Прикамья. С середины 19 в. в домах состоятельных хозяев подобной росписью украшали самые видные места интерьера.
Фото Н. С. Князевой.
Наименование
УРАЛЬСКИЙ РАСПИСНОЙ ДОМ
 
Текст
УРАЛЬСКИЙ РАСПИСНОЙ ДОМ, оригинальное явление русского нар. искусства Урала 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Живопись уральского расписного дома имеет общие черты с домовой росписью европейского Севера, Сибири, Алтая и обладает значительным своеобразием. Оранжево-красные плоскости стен, перегородок, припечных досок, филенок шкафов и дверей, боковых стенок грядок заполнялись яркими цветами, распустившимися кустами, птицами, животными, многолучевыми розетками. Края брусьев, дверей, припечных досок, косяки окон обрамлялись волнообразными сине-белыми линиями. На позднем этапе появилась роспись со сценами из нар. жизни – охота, торговля, гулянье и портреты. Потолки чаще всего украшались многолучевыми и цветочными розетками. Декоративные композиции Уральского Расписного Дома зависели от конструктивных особенностей интерьера. Вертикальная припечная доска и дверцы шкафчиков были удобны для изображения древа жизни. Дощатые перегородки расписывались многоярусными кустами с животными, птицами, а порой и людьми. Горизонтальные боковые стенки полок выделялись широко распустившимися ветвями. Обеденный стол чаще всего имел солярную символику. В отличие от Прикамья на севере Свердловской обл. было принято украшать стены. Кусты, букеты, птицы наносились как на вытесанные бревна, так и на дощаные обшивки. Значительная часть росписи выполняла символическую функцию, служила иллюстрациями сказок, быличек, поговорок. Окраской и росписью выделяли наиболее важные и выразительные части фасада – окна, карнизы, калитки, ворота и наличники. Контурными тонами – красным и синим, зеленым и оранжевым, сине-голубым и желтым подцвечивали резьбу и накладные детали.
В красочном доме можно выделить несколько категорий: геометризованная окраска важных частей интерьера – окна, двери, обвязка печи, встроенная мебель; свободная кистевая роспись раннего и позднего времени. Ранняя роспись датируется 1870-ми гг. Для нее характерна грубоватая малярная манера исполнения. Наносили ее крупной кистью. Мотивы ее – большие с нерасчлененными лепестками тюльпанообразные цветы и розетки подсолнечники. Домовые росписи периода расцвета достигают наивысшей точки к 1890-м гг. Нар. мастера тонко чувствовали характер отдельных помещений, соблюдали лаконичность цвета преддверия-крыльца, сдержанность гаммы сеней, теплоту и изобилие – в избе и праздничную строгость – в горнице. Входную дверь в избе по традиции украшали композицией с древом жизни. Видимо, особую жизненность этому мотиву придавало его положительное, стойкое в крестьянском сознании содержание доброго пожелания и реминисценция охранительного знака. Красный угол – чистое и почетное место избы. Здесь иконы, много окон, в простенках и на потолке «посажены» цветы с «плодами». Красный угол отделен перегородкой от кухни, на которой многоярусные деревца. Деревянные части обустройства печи тоже в цветах. Наряду с ними – птицы местных пород и райского мира. Горницы чаще красили в светлые цвета, стены покрывались своеобразным ковром. Очень ценными являются подписные интерьеры – дата и автор росписи. В Прикамье домовую роспись выполняли вятские живописцы, а на севере Свердловской обл. - пришлые мастера Тюменского уезда Тобольской губ. Некоторые мастера в течение нескольких лет разъезжали по одному и тому же маршруту. В Чердынском и Соликамском р-нах лучшие интерьеры крестьянских изб расписывали И. Павлов, Я. Залещиков, в Добрянском – И. Малых, Верхотурском – И. Машковцев, Алапаевском – В. и Ф. Рябковы, П. и Е. Мальцевы, Ирбитском – И. Белов, П. Пятых. В некоторых деревнях трудились и местные живописцы. Достойные коллекции уральской росписи имеются во многих музеях Перм. края, но наиболее ценной в ист. и художественном отношениях является коллекция Соликамского краевед. музея, собранная сотр. Камской этнографической экспедиции Перм. государственного ун-та. В ней наряду с расписной мебелью и утварью имеется несколько комплексов интерьерной живописи. В Свердловской обл. усилиями краеведа И. Д.Самойлова создан Нижнесинячихинский нар. музей уральской нар. живописи, в экспозиции которого демонстрируются фрагменты и ансамбли уральской домовой росписи. Музейные собрания позволяют рассмотреть этот вид творчества как самобытное явление русского нар. искусства. Многие детали расписных домов представлены в Перм. краевом музее, Перм. государственной художественной галерее
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Чагин Г. Н. Росписи по дереву Северного Прикамья // Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири. М., 1985. С. 106-120.
 
Источник библиографии
Народная роспись по дереву / авт.-сост В. А. Барадулин. Пермь: Перм. книжное изд-во, 1987. 184 с.: ил. (Искусство Прикамья).
 
Источник библиографии
Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л.: Художник РСФСР, 1988. 198, [1] с.: ил., 198 с.: ил.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.