Сегодня: 21 Октября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:3 
Наименование
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КОМИ-ПЕРМЯКОВ 19-20 ВВ.
 
Текст
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КОМИ-ПЕРМЯКОВ 19-20 вв. Коми-пермяки в основной своей массе населяют территорию Коми-Пермяцкого автономного округа, небольшие группы пермяков проживают в Красновишерском р-не (с. Верх-Язьва).
В нар. искусстве коми-пермяков соединились традиции и формы древнего искусства, восходящие к зоототемной символике, и традиции русского нар. искусства.
Для коми-пермяков характерно развитие традиционных нар. промыслов и ремесел: резьба и роспись по дереву, изготовление берестяных изделий, плетение из корня, ткачество и вышивка, художественное вязание, гончарство.
Деревянной резьбой украшали крестьянский дом (охлупни в виде коньков), предметы утвари: столы, люльки, части ткацкого станка, деревянную посуду. Так в изображении на охлупне отразились древние представления о родовом божестве, которое в давние времена покровительствовал роду. Мифологические образы обожествленной природы сохранялись в резьбе деревянных ковшей, сосудов, солониц-уточек. Было распространено изображение гусей, лебедей, коней, лосей, баранов. Солонки-уточки, входившие в приданое невесты, были символом продолжения рода, связи с древними культами поклонения силам природы. Образ утки олицетворял мифологическую созидательницу мира.
Широкое распространение получило изготовление прялок. Коми-пермяки называют их печкан, язьвинские пермяки – коба. Контурной и угловой резьбой украшались лопасть и ножка прялки. Популярными были геометрические мотивы: уголки, косые кресты, круги, розетки, параллельные линии, из которых мастера составляли разнообразные композиции.
Повсеместное распространение получила художественная обработка бересты в производстве бытовой утвари и посуды. Деревенские мастера плели из бересты чуманы, пестери, пещёрки. Наиболее широкое применение получил туес (туис), в котором хранили жидкие или сыпучие вещества.
Туеса украшались тиснением, ажурной резьбой по верхнему слою, реже расписывались цветочным орнаментом.
Один из популярных видов крестьянского ремесла – изготовление и орнаментирование тканей, которое неразрывно было связано с патриархальным укладом жизни. Были распространены все виды ткачества: закладное, браное, многоремизное. Для изготовления одежды ткали холсты, пестрядь; для бытовых и ритуальных целей ткали полотенца, скатерти, половики. Великолепны браные коми-пермяцкие полотенца, которые имели ритуальное назначение. Для них характерно праздничное сочетание чистого белого фона и красного цвета в орнаменте, в котором преобладали диагонально-геометрические мотивы, характерные и для др. видов нар. искусства коми-пермяков. Среди них – косой крест, ромб в различных вариациях и комбинациях. Иногда встречаются стилизованные человеческие фигуры и образы, напоминающие птиц и коней.
Обязательным атрибутом крестьянской одежды были пояса, которые ткали на ткацких станках, швейках, топках. Это кушаки, покромки, опояски, сделанные из многоцветных шерстяных и льняных нитей белого или черного цвета. Пояс имел определенное магическое значение, как оберег от злых сил. Были распространены мотивы: кресты, уголки, ромбы, мотив «бараньих рогов», «оленьи рога», гребешок и др., которые в сочетании друг с другом давали громадное разнообразие декоративных решений. Наиболее распространенные цвета: красный, а также красный в сочетании с малиновым, ярко-зеленый, желтый, синий.
Традиционной одеждой коми-пермяцких женщин были косоклинные сарафаны-дубасы, которые шили из набивной ткани. Набойка проникла из Центральной России в кон.18 – нач.19 в. Мастера набойки («синильщики») окрашивали ткани и покрывали их разнообразным печатным рисунком с набойных досок. Крупными центрами набойки были села Коса, Юсьва, Архангельское, Кочево и др. В набивной ткани преобладали различные вариации растительного геометрического орнамента, мотивы розетки, птицы. Наиболее полная коллекция традиционной коми-пермяцкой набойки собрана известным художником П. И. Субботиным-Пермяком для Коми-Пермяцкого окружного музея.
Большое значение в одежде коми-пермяков придавалось узорному вязанию из шерстяной и пуховой пряжи. Наиболее распространены узорные рукавицы и чулки, а также носки, жилеты, шарфы и т.д. В орнаменте преобладают диагонально геометрические элементы, распространены узоры, состоящие из мотивов – сорочья лапка, рога оленя, бараньи рога, рама, гребень. Популярны яркие цвета: красный, оранжевый, васильковый, ярко-зеленый, ярко-желтый, ярко-малиновый и др.
Праздничный женский головной убор кокошник был особенно распространен в Кочевском и Гайнском р-нах, у верх-язьвинских пермяков. Его украшали вышивкой бисером и речным жемчугом.
В современной жизни коми-пермяков наблюдается интерес к традициям нар. искусства. Сохраняются и развиваются крестьянские ремесла: ткачество и вышивка, узорное вязание, резьба по дереву, керамика, художественная обработка бересты.

Лит.: Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука, 1980. 239 с.: ил.;
Климова Г. Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978. 55 с.: ил.;
Коми-Пермяцкий национальный округ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. 432 с.: ил., карт.;
Конин Г. К. Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого округа. Кудымкар, 1976. 135 с.: ил.;
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX века. Пермь: Изд-во Перм. ун -та, 1995. 363 с.: ил.;
Шипунова Г. В. Народное искусство коми // Сов. этнография. 1960. № 2;
Шишкин Н. И. Коми-пермяки: (этно-геогр. очерк). Молотов: Молотовгиз, 1947. 139, [1] c., [4] л. карты : ил.

И. П. Федотова
 

Библиографии

Источник библиографии
Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука, 1980. 239 с.: ил.
 
Источник библиографии
Климова Г. Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978. 55 с.: ил.
 
Источник библиографии
Коми-Пермяцкий национальный округ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. 432 с.: ил., карт.
 
Источник библиографии
Конин Г. К. Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого округа. Кудымкар, 1976. 135 с.: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI – первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. 363 с.: ил., 363 с.: ил.
 
Источник библиографии
Шипунова Г. В. Народное искусство коми // Сов. этнография. 1960. № 2.
 
Источник библиографии
Шишкин Н. И. Коми-пермяки: (этно-геогр. очерк). Молотов: Молотовгиз, 1947. 139, [1] c., [4] л. карты : ил.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.