Сегодня: 29 Сентября 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:1Статьи:7 
Микрорайоны Железнодорожный и Светлый (Источник - ДубльГИС)
Наименование
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (СВЕТЛЫЙ), МИКРОРАЙОН, ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН, ГОРОД ПЕРМЬ
 
Текст
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, МИКРОРАЙОН, ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН, ГОРОД ПЕРМЬ (ВКЛЮЧАЕТ ТАКЖЕ М/Р СВЕТЛЫЙ).
Краткая характеристика: границы микрорайона Железнодорожный – ул. Зои Космодемьянской; ул. Барамзиной; ул. Шпалопропиточная; по сев. границе ж.-д ст. Пермь - II; ул. Сухобруса; ул. Дзержинского; железная дорога; шоссе Космонавтов; ул. Подлесная; границы микрорайона Светлый -шоссе Космонавтов; ул. Малкова; ул. Локомотивная и железная дорога.
Исторический очерк:
Начало микрорайону Железнодорожный положил кооператив железнодорожников, построенный в 1934 – 1935 гг. при ст. Пермь - II, хотя дома барачного типа здесь появились ещё в 1910-е гг. Посёлок именовался Черняевским по имени председателя жилищно-строительного общества Степана Черняева, бывшего стрелочника, репрессированного в 1937 г. По сведениям старожилов, Черняевский посёлок состоял из 29 домов (1 барачного, 2 каменных и ещё 26 деревянных). Это были маленькие 2-х квартирные с огородами и 16-квартирные двухэтажные дома. Здания довоенной постройки (как деревянные, так и шлакоблочные) еще сохранились на ул. Энгельса, 10, 16, 17; Папанинцев, 2; Барамзиной, 6, 15, 17; Боровая, 19, Герцена, 7 и др. Среди жителей поселка были военнопленные немцы (жили здесь до 1949 г.), трудились на телефонном заводе и на стройках.
В 1950-е гг. посёлок уже именуется Железнодорожным. Сегодня трудно представить, что в то время десятки тысяч людей, желавших попасть в посёлок из города, могли воспользоваться только одной дорогой – переходным мостом через пути ст. Пермь II. Строительство новой хорошей дороги, связавшей поселок и ул. А. Гайдара (была такая между улицами Коммунистической и Ленина), было предусмотрено архитектором В. И. Пономаревой одновременно с возведением Клуба железнодорожников. С вводом в действие в 1956 г. Дома культуры железнодорожников (ДКЖ) решилась и проблема соединения поселка с городом. Сами же железнодорожники и члены их семей получили возможность культурно проводить время: смотреть фильмы, слушать концерты, заниматься в кружках художественной самодеятельности, танцевать на специально оборудованной для этого площадке. В. И. Пономарёва из «Уралжелдорпроекта» является также автором проектов и др. известных зданий в посёлке, напр., общежития на ул. Энгельса (1950 г.), бани по ул. В. Каменского (1953 г.).
Жилищное строительство в 1950-1960-е гг. велось очень медленными темпами, иногда силами самих жильцов. Постепенно власти стали больше внимания уделять социальной сфере железнодорожников. В 1956 г. была построена трёхэтажная школа № 29 (ул. Боровая, 24а), в 1962 г. – главный трёхэтажный корпус железнодорожной больницы по ул. Барамзиной. Новая больница стала крупнейшей среди других лечебных учреждений железных дорог страны. Позднее рядом с больницей по ул. Герцена, 1 был открыт профилакторий на 100 мест.
На ул. Барамзиной (бывшей Шоссейной) имеются и другие интересные здания и объекты: водонапорная (водоподъёмная) башня нач. 20 в. (неподалёку от больницы), в бывшем здании народного суда (ул. Барамзиной, 38) в 1920 – 1940-х гг. находилась школа № 37;
два стадиона. Первый из них - «Локомотив» - в 1940-е гг. находился на пересечении улиц Попанинцев и В. Каменского, а в нач. 1960-х гг. перебрался за ДКЖ (ул. Боровая, 32). Второй - «Дзержинец» - расположен по ул. Углеуральской, 23, чья территория в последнее время стала весьма привлекательной для «строительного инвестора».
В районе ул. Локомотивной, где ранее находилось структурное подразделение Пермского отделения Свердловской железной дороги – механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ, переехавшее в 2000 г. в правобережную часть г. Перми (на ул. Докучаева), предполагается строительство нового автовокзала.
Один из самых оживлённых перекрёстков микрорайона расположен рядом с ДКЖ. Здесь пересекается целый ряд автобусных маршрутов (№ 9, 14, 25, 40, 54, 64). А ведь в кон. 1950-х тут ходил только автобус маршрута № 5 «Главпочтамт – Заостровка», ставший в 1960-е гг. привычным теперь маршрутом № 9.
Микрорайон Светлый примыкает к микрорайону Железнодорожный. Его история связана с речкой Светлой, впадающей в р. Данилиху, в связи с появлением 1 дек. 1906 г. первого общегородского водопровода (ранее, с 1897 г., чугунной трубы к кожевенному заводу) от р. Светлой до района нынешней ст. Пермь II. На месте будущего микрорайона находились д. Светлужка, превратившаяся в 1923 г. в поселок, и Новая деревня. Развитию территории, по-видимому, послужило строительство в 1906 – 1909 гг. железнодорожной магистрали Пермь – Екатеринбург. Имевший место в 1923 г. «Проект частичного планирования посёлка Светлого» (архитектор И. И. Бенда) не был осуществлен. Однако от Новой деревни в черту пос. Светлый в дальнейшем протянулись ул. Крестьянская, Коммунальная и Казанский тракт. В 1927 г. уже существовало 9 улиц, на которых имелось 214 деревянных одно- и двухэтажных домов. В 1957 г., по ул. Академика Вавилова, 8, стали строить первое в Светлом крупное здание - Дом спорта (до этого Дом спорта «Спартак» находился на ул. Коммунальная, 4 (в 1985 г. эта улица была упразднена). В 1975 г. началось сооружение зимнего легкоатлетического манежа «Спартак» (ул. Рабочая, 9). Важным событием для дальнейшего экономического развития микрорайона стало строительство в 1957 г., на поле вдоль Казанского тракта (с 1965 г. – шоссе Космонавтов), Перм. печатной фабрики «Гознак». По соседству с манежем находится еще одно предприятие микрорайона – ЗАО «Автоматика».
Первый пятиэтажный дом по ул. Малковой, 8 (до 1967 г. – ул. Светлая) был построен в 1968 г. С началом плановой застройки стали исчезать старые деревянные дома. За период с кон. 1960-х до нач. 1980-х гг. микрорайон кардинально поменял облик. Сегодня это крупный социально-экономический комплекс площадью около трёх квадратных километров, с 50 панельными и кирпичными домами, с проходящими по нему улицами: Академика Вавилова, Малкова, Рабочая, шоссе Космонавтов. В домах по шоссе Космонавтов расположены магазины, поликлиники (в частн., поликлиника № 1 городской клинической больницы (дом № 108), почтовое отделение (№ 87 в здании № 110), библиотека. На ул. Рабочей находится средняя школа № 120, переехавшая сюда в 1980-е гг. с ул. Машинистов. В манеже «Спартак» действует детско-юношеская спортивная школа № 4 по художественной гимнастике, образованная в 1989 г. В доме по ул. Малкова, 30 расположены мастерские перм. художников. В 1990-х и 2000-х гг. в микрорайоне появились 10- и 16-этажные дома, в т. ч. каркасно-монолитные, возведенные кампанией «Поллукс», ЗАО «Камтрансстрой», ОАО «Стройпанелькомплект» (ул. Малкова, 26; ул. Академика Вавилова, 11 и др.). Весной 2005 г. открыт автосалон «Русский джип».
Остановка «Фабрика Гознак» является крупнейшим транспортным узлом. Дорога, выйдя из нового тоннеля, проложенного под железной дорогой в февр. 2001 г., проходит по краю Черняевского леса и далее, через остановку «Гознак», на другие транспортные магистрали города. А в кон. 1950-х гг. через пос. Светлый ходили только автобусы № 5 через ДКЖ и №3 «Ул. Луначарского – м/р Балатово» (через Центральный колхозный рынок, затем по Казанскому тракту). В наши дни микрорайон связан с другими микрорайонами города троллейбусами №2, 9, 10, 12 и автобусами №2, 3, 4, 9, 10, 11, 13, 14, 19, 23, 25, 30, 32, 40, 42, 47, 54, 56, 59, 64, 66, 70, 72, 74, 80.
Экономика: Перм. печатная фабрика «Гознак»; ЗАО «Автоматика».
Здравоохранение: отделенческая больница ст. Пермь - II, поликлиника №1 отделенческой больницы ст. Пермь -II, поликлиники №1 и 6 городской клинической больницы №4. Образование: общеобразовательные школы №29, 120.
Культура: Дом культуры железнодорожников
Архитектура, достопримечательности: Черняевский лесопарк; Стела, на которой выбиты имена железнодорожников, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн (установлена в 1978 г. в честь 100-летия локомотивного депо; ул. Барамзиной; автор обелиска А. В. Петров); Памятник с силуэтами перм. бронепоездов, (установлен перед зданием электродепо, построенном в 1945 г.).
Лит.: Дорога сквозь века: о перм. железнодорожниках: от события к событию. Кн. 1 / авт.-сост. Г. А. Литовченко. Пермь: Пушка, 2003. 368 с.: ил.; Социально-экономический паспорт микрорайона «Светлый». Пермь, 2004; Cемянников В. Железнодорожный // Перм. квартиры, дома и офисы. 2002. 7-13 дек.; Cемянников В. Железнодорожный // Перм. квартиры, дома и офисы. 2002. 14-20 дек.; Cемянников В. Железнодорожный // Перм. квартиры, дома и офисы. 2002. 21-27 дек.; Семянников В. В. Микрорайоны города Перми. Пермь: Пушка, 2008. 409, [2] с. : ил. С. 40 - 47.

В. В. Семянников
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Дорога сквозь века: о перм. железнодорожниках: от события к событию. Кн. 1 / авт.-сост. Г. А. Литовченко. Пермь: Пушка, 2003. 368 с.: ил.
 
Источник библиографии
Социально-экономический паспорт микрорайона «Светлый». Пермь, 2004.
 
Источник библиографии
Семянников В. В. Микрорайоны города Перми. Пермь: Пушка, 2008. 409, [2] с.: ил., С. 40 - 47
 
Источник библиографии
Семянников В. Железнодорожный // Перм. квартиры, дома и офисы. 2002. 7-13 дек.
 
Источник библиографии
Семянников В. Железнодорожный // Перм. квартиры, дома и офисы. 2002. 14-20 дек.
 
Источник библиографии
Семянников В. Железнодорожный // Перм. квартиры, дома и офисы. 2002. 21-27 дек.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.