Сегодня: 6 Декабря 2021 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:1 
Наименование
ЧАЙКОВСКИЙ ПЕТР ИЛЬИЧ
 

Рубрики

Рубрика
Текст
ЧАЙКОВСКИЙ ПЕТР ИЛЬИЧ (25.04.(07.05) 1840, Камско-Воткинский завод Вятской губ., ныне г. Воткинск Удмуртской Республики – 25.10.(06.11) 1893, г. Петербург) – великий русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Проф. Московской консерватории (1866 – 1878 гг.). Член-корреспондент парижской Академии изящных искусств (1892 г.). Д-р Кембриджского ун-та (1893 г.). Родился в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795-1880 гг.), начальника Камско-Воткинского завода, позже управляющего Алапаевскими, Нижнекамскими заводами, директора Технологического ун-та в г. Петербурге. Всю жизнь П. И. Чайковский с благодарностью вспоминал свою малую родину, где «проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки». «Я с сожалением думаю, что время, которое я провел в Воткинске, прошло так быстро», - писал композитор. Учиться игре на фортепиано начал в пять лет. Окончил Училище правоведения (1859 г.) и консерваторию (1865 г.) в г. Петербурге. Учился под руководством Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна. В 1866 г. написал первую симфонию, положившую начало зрелым периодам напряженнейшей творческой деятельности. В 1868 г. познакомился с композиторами «Могучей кучки» и В. В. Стасовым, начал выступления в печати как музыкальный критик. В 1885 г. избирается директором Московского отделения Русского музыкального об-ва (РМО). Много выступает как дирижер – в стране и за рубежом (Германия, Чехия, Франция, Англия, США). Автор ряда стихов и либретто, учебника гармонии. Среди сочинений композитора - 8 опер (кроме двух уничтоженных), 3 балета, 3 кантаты и «ода», 7 законченных симфоний (6 «номерных»), 4 сюиты, 18 других произведений для симфонического оркестра (увертюры, фантазии, «серенада», марши и др.), 3 фортепианных, скрипичный концерты, «Вариации на тему рококо» и др. произведения для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, 3 струнных квартета и прочие сочинения для камерно-инструментальных ансамблей, множество произведений для фортепиано, для хора a cappella, романсов, сочинения для скрипки и фортепиано, камерно-вокальные ансамбли, обработки русских нар. песен, редактирование полного собрания сочинений Д. С. Бортнянского. Некоторые произведения имеют две-три редакции. Лучшие из них является самыми популярными, самыми исполняемыми среди всех сочинений русских композиторов. Огромная сила воздействия музыки П. И. Чайковского, прежде всего, в необычайном мелодическом богатстве и выразительности. Интонационный строй русской нар. песни и городского романса композитор сумел поднять на высоту большого эстетического и смыслового обобщения. Гениальный симфонист, он воплотил пронизывающую диалектичность музыкального мышления, сочетающуюся с тонким психологизмом, и на концертной эстраде, и в музыкальном театре. Камерные произведения завораживают сердечностью, искренностью, кажущейся простотой высказывания. Пермяки считают П. И. Чайковского своим земляком по региону (Прикамье, Западный Урал, отнюдь не сводимые к Перм. краю). В г. Перми некоторое время проживал и приезжал в город по делам службы отец композитора И. П. Чайковский, в г. Перми и г. Кунгуре жил дед Петра Ильича Петр Федорович, в г. Кунгуре - его бабушка Настасья Степановна Посохова, ставшая супругой П. Ф. Чайковского. По мнению ряда исследователей, композитор проезжал через г. Пермь в детском возрасте при переезде из г. Петербурга в г. Алапаевск и обратно, причем семья останавливалась в губернском центре у своих друзей Любарских. В городах Перм. края жили и работали некоторые близкие родственники П. И. Чайковского. Мечтал композитор о поездке на Урал и в последние годы жизни. В честь великого земляка назван г. Чайковский на юге Перм. края, возникший при строительстве Воткинской ГЭС. Имя П. И. Чайковского носит Пермский академический театр оперы и балета, называемый зачастую «Домом Чайковского». На его сцене поставлены, в большинстве случаев неоднократно, все оперы и балеты композитора. Также на его музыку сделаны хореографические спектакли «Серенада», «Ballet imperial», «Франческа да Римини», «Дама пик» (классическая балетная труппа «Дома Чайковского», музыка балета «Дама пик» П. И. Чайковского – Александра Чайковского), «Женщины в зеленом, мужчины в черном» (Балет Евгения Панфилова), систематически появляются концертные номера. С музыкой П. И. Чайковского в непосредственном, живом исполнении осуществлена постановка пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», отмеченная Государственной премией РСФСР. Музыка композитора постоянно звучит на концертной эстраде, в аудиториях музыкальных и общеобразовательных учебных заведений. В г. Перми неоднократно проводились посвященные творчеству композитора музыкальные и театральные фестивали (1966, 1974, 1983, 1988 гг.).

Публ.: П. И. Чайковский о музыке, жизни, о себе. Л., 1976.

Лит.: Туманина Н. В. Чайковский: в 2 ч. М., 1962-1968;
Яковлев В. В. П. И. Чайковский // Избр. труды о музыке. М., 1964. Т. 1 ;
Кунин И. Ф. П. И. Чайковский. к 125-летию со дня рождения. М., 1965;
Чайковский М. П. Жизнь П. И. Чайковского: в 3 т.;
Асафьев Б. И. О музыке Чайковского: Избранное. Л., 1972;
Туманина Н. В. Чайковский и музыкальный театр. М., 1961;
Памятники истории и культуры Пермской области / Сост. Л. А. Шатров. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1971. 234 с.: ил. Из содерж.: Памятники, посвященные деятелям науки, техники, литературы и искусства: Чайковский П. И. С. 207-208;
Ларош Г. А. П. И. Чайковский // Избр. статьи. Л., 1975. Вып. 2;
Пролеева В. И. Чайковские на Урале // Веч. Пермь. 1976. 4 авг.;
Воспоминания о П. И. Чайковском. Л., 1980; Надеждин Ю. О Чайковском // Веч. Пермь. 1980. 6 мая;
Орлова Е. М. П. И. Чайковский. М., 1980;
Келдыш Ю. В., Полякова И. С. П. И. Чайковский // Муз. энциклопедия. М., 1982. Т. 6. С. 172-189;
П. И. Чайковский и Урал. Ижевск, 1983; Харитонова Е. Главным событием была опера // Веч. Пермь. 1990. 18 апр.;
Деменева Л. Возвращение Жанны // Звезда. 1990. 25 апр.;
Келдыш Ю. В. П. И. Чайковский // История русской музыки: в 10 ч. М., 1994. Т. 8;
Сорокин Ю. Э. Не чужд был здешнему краю: Краевед. очерки, статьи, заметки. Екатеринбург, 1995. С. 50-51;
Мюнстер В., Чернова Т. Чайковский возвращается в свой дом // Веч. Пермь. 1995. 29 сент.;
Красин Д. Болезнь Посухова // Звезда. 2000. 27 апр.;
Гурин И. От Посохова до Посухова // Звезда. 2000. 1 авг.;
Порозов В. А. Пермь музыкальная. Пермь, 2004. С. 29, 71-74, 77, 109;
Кабанов Н. Н. Музыкальные традиции «Строгановской» столицы // Строгановское историческое собрание: Материалы II конференции историков и краеведов Пермского края. Пермь, 2007. С. 185-188.

В. А. Порозов
 
Период от
1840
 
Период до
1893
 

Библиографии

Источник библиографии
_Туманина Н. В. Чайковский: в 2 ч. М., 1962-1968.
 
Источник библиографии
_Яковлев В. В. Чайковский, Петр Ильич // Избр. труды о музыке. М., 1964. Т. 1.
 
Источник библиографии
Кунин И. Ф. Петр Ильич Чайковский: к 125-летию со дня рождения. М.: Знание, 1965. 32 с.: ил.
 
Источник библиографии
Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского: по документам, хранившимся в архиве в Клину: В 3 т. М.: Алгоритм. Т. 1: 1840 - 1877. 1997. 512 с.: ил.; Т. 2: 1877 - 1884. 1997. 608 с. : нот.; Т. 3: 1885 - 1893. 1997. 576 с.: портр. (Гений в искусстве).
 
Источник библиографии
Асафьев Б. В. О музыке Чайковского: Избранное. Л.: Музыка, 1972. 376 с.: нот. ил.
 
Источник библиографии
Туманина Н. В. Чайковский и музыкальный театр. М., 1961. 254 с.: нот.
 
Источник библиографии
Памятники истории и культуры Пермской области / Сост. Л. А. Шатров. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1971. 234 с.: ил., Из содерж.: Памятники, посвящ. деятелям науки, техники, лит. и искусства: Чайковский П. И. С.207-208
 
Источник библиографии
Ларош Г. А.. Чайковский, Петр Ильич // Избр. статьи. Л., 1975. Вып. 2.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2021 ПГОУБ.