БОРИСОВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ (20.01.1925, д. Исаевщина Ухоловского р-на Рязанской обл. - 30.01.1995, г. Пермь). Живописец, акварелист. Засл. художник РСФСР. В 1926 г. семья переехала в г. Москву. Занимался в изостудиях Центрального Дома пионеров и Дома пионеров Сокольнического р-на. В 1941 г. вместе с семьей был эвакуирован в г. Свердловск. В 1942 г. поступил в Свердловское художественное училище. В 1943-1944 гг. – курсант Свердловского пехотного училища, служил в Советской Армии (1944-1946). Воевал на 1-м Белорусском фронте, был командиром стрелкового взвода, лейтенантом. Награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны, медалью «За взятие Берлина».
В 1946-1951 гг. учился в Свердловском художественном училище им. И. Д. Шадра у А. А. Жукова, Г. П. Гаева, Н. П. Голубчикова. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, факультет монументально-декоративной живописи (1951-1957). Педагоги - Г. А. Савинов, К. Л. Иогансен, В. А. Оболенский. Дипломная работа - декоративное панно «Мозаичное производство» (темпера) - экспонировалось на выставке произведений художников к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1957). С 1957 г. жил и работал в г. Перми.
Участник выставок с 1957. Член Союза художников с 1962. Занимался станковой живописью, работал в жанрах пейзажа, натюрморта. В 1959 г. обратился к акварели, изучал выразительные возможности техники. В 1958 г. совместно с перм. художниками А. И. Репиным и А. Н. Тумбасовым совершил первую творческую поездку на север Перм. обл. Величественная и суровая красота уральской природы поразила художника. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. совершил поездки по рр. Вишере и Чусовой – в Верхнечусовские Городки, пос. Кын. Во время поездок было сделано множество натурных этюдов маслом, акварелью, карандашом. В 1960-е-1970-е гг. акварель переживает расцвет в советском искусстве, многие известные мастера из разных союзных республик работают в этой классической технике; регулярно проводятся Всесоюзные выставки акварели.
В нач. 1960-х гг. вместе с женой - художником-керамистом Р. Н. Шевяковой - Борисов совершил творческие поездки по стране (в Крым, на Кавказ, в Прибалтику), где познакомился с произведениями художников-акварелистов, написал обширную серию прибалтийских пейзажей. В 1963 г. выезжал на творческую дачу в г. Гурзуф, где собирались многие известные мастера акварели. Интенсивная творческая работа, изучение натуры, поиски выразительного художественного языка, профессиональное общение, - всё это помогло художнику в поиске своего пути в искусстве. Основным жанром в его творчестве становится пейзаж. От лирических, камерных работ переходит к обобщению и монументальности, создаёт эпические акварельные пейзажи-картины.
В 1963-1964 гг., выполняя социальный заказ, вместе с бригадой перм. художников, в которую вошли В. Ф. Мальцев, П. Ф. Шардаков, В. Ф. Кузин, работал на Калийном комбинате г. Березники. Были созданы работы «Утро в Березниковском шлюзе», «Содовый завод», «Калийный комбинат» и др. В масштабных индустриальных пейзажах художник строго организует пространство, обобщает пластические формы, вносит динамику ритмическими повторами, усиливает цветовое звучание.
Важными для художника были поездки в Дагестан и Кабардино-Балкарию (1966, 1968). Созданные там циклы работ представили его как яркого самобытного художника, вошедшего в число ведущих советских мастеров акварели. Обращаясь к натурным этюдам, художник идёт к большей конструктивности и монументальности, в цветовом решении - к усилению декоративности, сочности. Образы реальной жизни одухотворены, наполнены романтическим звучанием. Обладая даром тонкого цветового восприятия, художник через колорит передавал сильные эмоции, чувства, сочетая обобщение с тонкими цветовыми разработками, фактурной игрой («У базара», «Женщины у реки», «Аул Ахты», «Дорога в горах»).
В конце 1960 - в 1970-е гг. Борисов также выезжал в творческие поездки по стране. Наиболее значимые из них: по р. Енисею (в составе всесоюзной группы художников-акварелистов), по древнерусским городам, в Среднюю Азию и в Литву, в Сибирь и в Крым, по Уралу и Прикамью (гг. Чердынь, Соликамск, Кунгур, Чайковский). Большое художественное и культурно-историческое значение имеют его пейзажи, посвящённые старым российским городам, замечательным памятникам архитектуры – «Ростов Великий», «Углич», «Церковь в г. Соликамске», «Ростовские звоны».
Занимался И. С. Борисов и монументальным искусством: исполнил 6 декоративных панно для курорта Усть-Качка (1958-1959), панно «Дружба народов» для кинотеатра «Родина» г. Углеуральска (1960), 6 декоративных панно для Дворца культуры пос. Юг на темы сказок (1966), мозаику «Космос и наука» на фасаде Дворца культуры г. Полазна (совместно с А. Г. Мотовиловым, 1967), оформил интерьер фабрики-кухни г. Перми (совместно с Р. Н. Шевяковой, 1970).
ВЫСТАВКИ
Всесоюзные:
К 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции», 1957
I-я выставка акварели, 1965
II-я выставка акварели, 1969
Выставка, посвящённая 50-летию СССР, 1972
III-я выставка акварели, 1972
IV-я выставка акварели, Минск, 1975
Республиканские:
IV-я выставка «Советская Россия», 1969-1970
«Урал. Сибирь. Дальний Восток» 1971
посвященная 50-летию СССР, 1972
V-я выставка «Советская Россия», 1975
Зарубежные:
Выставка советской акварели в Чехословакии, Румынии и Югославии 1965
Выставка советской акварели в Норвегии (в г. Осло и ряде других городов страны), 1968
Выставка советской акварели в Венгрии, 1975
Зональные:
«Урал социалистический»:
I-я, Свердловск, 1964
II-я, Пермь, 1967
III-я, Челябинск, 1969
IV-я, Уфа, 1974
V-я, Тюмень, 1979
VI-я, Свердловск, 1985
Международные:
«Пермские художники. Любимая земля», ЭКСПО 2000. Ганновер, Германия, 2000
Областные: с 1959
Персональные:
Пермь, ПГХГ 1962, 1975
Пермь, галерея «Марис-Арт» 2001, 2004
И. П. Федотова