Сегодня: 16 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
М. К. Максаков в роли Яго. Д. Верди. "Отелло".Максаков Максимилиан Карлович, артист оперы (драматический баритон), режиссер, антрепренер и педагог в роли Яго ("Отелло").
Фамилия, имя, отчество
Максаков Максимилиан Карлович, артист оперы (драматический баритон), режиссер, антрепренер и педагог
 

Другие имена(псевдонимы)

Альтернативное имя
Макс Шварц - наст. имя и фамилия.
 
Альтернативное имя
Максаков Максимилиан Карлович - сцен. псевд.
 
Краткая биография
Максаков Максимилиан Карлович (сцен. псевд.; наст. имя и фам. Макс Шварц) (1869, Черновицы, Буковина — 26.03.1936, г. Москва), артист оперы (драм. баритон), режиссер, антрепренер и педагог. Нар. арт. Республики. Муж певицы М. Максаковой. С 10 лет принимал участие в спектаклях гастролирующей в Черновцах Будапештской оперетты, в которых исп. роли девочек, позднее — женские роли (до 16 лет имел колор. сопрано). С 16 лет жил в г. Петербурге, где некоторое время брал уроки пения у К. Эверарди и выступал в составе вокального трио с которым неоднократно гастролировал в Москве. В 1889 г. дебютировал в партии Демона («Демон» А. Рубинштейна, эту партию выучил за две недели) в г. Ростове-н/Д. Затем неск. месяцев брал уроки пения в Милане у А. Буцци. Будучи солистом Тифлис. оперы (1889 -1897, 1900), совершенствовался в пении под рук. Е. Ряднова. В 1889 - 1897 гг. параллельно выступал и в Бакин. опере (здесь с успехом конкурировал с итал. певцом Л. Джиральдони, выступая попеременно в операх «Риголетто», «Тоска» и др.). Гастролировал в г. Казани (1894, 1897 - 1898, 1911 - 1912, 1914), г. Перми, г. Саратове, г. Вильно, г. Киеве, г. Одессе, г. Харькове, г. Москве (в 1895 г. дебютировал в партиях Валентина — «Фауст» и Амонасро на сцене Большого театра, однако в труппу не был принят, здесь же гастролировал в 1905 г.; в 1905 - 1907, театр «Аквариум»), г. Петербурге (1898 - 1899, 1901; 1902, Большой зал конс., Частная опера, антр. У. Гвиди; 1905), г. Ялте, по городам Сибири и Дальнего Востока (1910), г. Вене (1911, выступал в вагнеровском репертуаре), г. Астрахани (1920 - 1923, здесь же был рук. театра), г. Тбилиси (1929).
Обладал мощным, подвижным, выразительным голосом красивого мягкого тембра (с легкостью преодолевал тесситурные трудности), широкого диапазона, ярким темпераментом. Исп. отличалось артистичностью, продуманной фразировкой. Арт. большое внимание уделял гриму. Работал интенсивно (нередко пел по 28 спектаклей в месяц). «Голос его был огромен по силе и полон металла. К сожалению, тембр этого голоса не отличался благородством и был лишен обаяния... Максаков обладал и недюжинным драматическим дарованием. Невзирая на небольшой рост и довольно нескладную фигуру, он нередко справлялся и импонирующе выглядел в роли Бориса Годунова. С большим подъемом пел всегда Демона. В роли Тонио превосходил всех виденных мною исполнителей... При огромной взволнованности он выражал свое внутреннее состояние только трепетом самого голоса, его волнующим и привлекательным вибрато» (С. Левик)*. За 50 лет сцен, деятельности исп. 120 партий.
1-й исп. партий: Мегаса («Горный сокол»), Потемкина («Потемкинский праздник»); в г. Тифлисе — Алеко («Алеко» П. Юона); в г. Казани — Вольфрама («Тангейзер»); на рус. сцене — Альманзира («Попугай»). Среди др. лучших партий — Грязной, Шакловитый, Томский, Кочубей, Иуда, Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини, исп. ее и в 50 лет), Яго, Риголетто, Амонасро, Нелюско, Вильгельм Телль, Скарпиа. Др. партии: Троекуров, Онегин, Роберт («Иоланта»), Калашников, Нерон («Нерон»), Валентин («Фауст»), Беппо («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»), Гамлет, Верховный жрец Дагона. Партнеры: А. Борисенко, Л. Клементьев, П. Лодий, В. Люце, М. Максакова, А. Мосин, Н. Папаян, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, А. Томская,Е. Терьян-Корганова, М. и Н. Фигнеры, Ф. Шаляпин. Пел п/у С. Барбини, Э. Купера, А. Маргуляна, Дж. Пагани, И. Палицына.
Выступал в концертах, в к-рых исп. романсы П. Чайковского, Э. Направника, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
М. являлся также крупнейшим антрепренером ряда оперных трупп — в г. Петербурге (1898 - 1899, театр «Аркадия» 1901, 1905), г. Тифлисе (1900), г. Москве (Летняя опера, театр «Аквириум», 1905 - 1907), г. Харькове, г. Воронеже, г. Одессе (1907 - 1908). В 1910 г. организовал «Товарищество оперных артистов», в составе которого выступал как певец и режиссер. Выезжал на гастроли с этим Товариществом в г. Симбирск, г. Пермь, г. Казань, г. Томск, г. Екатеринбург, г. Иркутск, г. Астрахань. В его антрепризах выступали А. М. Давыдов, Е. Де-Вос-Соболева, Б. Евлахов, И. Козловский, А. Курганов, В. Луканин, Ф. Мухтарова, П. Оленин, Г. Пирогов, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
В 1898 - 1901 гг. поставил ряд опер в театре «Аркадия» («Борис Годунов», «Аида», «Маккавеи», «Купец Калашников», «Иоанн Лейденский»), в 1908 - 1909 гг. — в Одесском театре («Чародейка», «Орлеанская дева», «Таис»), в 1924 там же — «За серп и молот». В 1924 г. являлся также худож. рук. этого театра. Его спектакли, отличаясь высоким худож. уровнем, способствовали повышению культуры оперного искусства в провинции.
Последнее выступление певца состоялось летом 1935 г. в Доме отдыха Большого театра в Поленове.
В 1925 - 1927 гг. преподавал в г. Ленинграде, затем в г. Москве (до 1930 в ГИТИСе). Среди его учеников — М. Максакова (с 1919).
Записывался на грампластинки: в г. Петербурге («Граммофон», 1901), г. Москве («Граммофон», 1909; «Стелла», 1911); некоторые архив. записи певца — в ГЦММК.
В 1969 г. в Малом зале ВТО (ныне СТД) состоялся вечер памяти М., посвященный 100-летию со дня его рождения.
Лит.: Я р о н С. Воспоминания о театре. (1867 - 1897). Киев, 1898.; Римский-Корсаков: Исследования. Материалы. Письма. Т. 2. М., 1954. С. 101.; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. 2-е изд. М., 1962. С. 72-74.; Максакова М. Путь к искусству // Сов. музыка. 1962. № 5. С. 89-96.; Максакова М. М. К. Максаков // Мария Петровна Максакова: Воспоминания. Статьи. М., 1985. С. 54-61.
 
Годы жизни
1869, Черновицы, Буковина — 26.03.1936, г. Москва
 
Год рождения
1869
 
Год смерти
1936
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Вид деятельности
Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. 672 с.: ил., С. 321
 
Источник библиографии
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил., С. 314.
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.