Сегодня: 28 Мая 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:2Статьи:1 
Хачатурян Арам ИльичНоты с автографом А. Хачатуряна в Редком фонде музыкального отдела ПКГУБ им. А. М. Горького
Наименование
ХАЧАТУРЯН АРАМ ИЛЬИЧ
 

Рубрики

Рубрика
Текст
ХАЧАТУРЯН АРАМ ИЛЬИЧ (24.05(6.06).1903, с. Коджори, близ г. Тбилиси – 1.05.1978, г. Москва, похоронен в г. Ереване) – выдающийся композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Нар. артист СССР (1954 г.). Герой Социалистического Труда (1973 г.). Лауреат Ленинской премии (1959 г.), Государственных премий СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971 гг.), Государственной премии Армянской ССР (1965 г.). Академик АН Арм. ССР (1963 г.). Доктор искусствоведения (1965 г.). Депутат Верховного Совета СССР, Верховного Совета Арм. ССР. Обладатель почетных должностей и званий зарубежных и международных учреждений и организаций. Детство прошло в г. Тбилиси, с 1921 г. жил в г. Москве. Учился у М. Ф. Гнесина, Н. Я. Мясковского, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко. Работал в Московском доме культуры Армении, постоянно сотрудничал с деятелями армянской культуры. Активную музыкально-общественную деятельность вел в годы Великой Отечественной войны, организатор и участник многочисленных концертов для воинов, вносил значительные личные средства в Фонд обороны. С 1950 г. преподавал композицию в Институте им. Гнесиных и в Московской консерватории (с 1952 г. – профессор). Среди учеников – Р. Г. Бойко, А. Виеру (Румыния), Э. С. Оганесян, М. Л. Таривердиев, А. Я. Эшпай. Дирижируя исполнением своих произведений, посетил с авторскими концертами свыше 30 стран. Заместитель председателя Оргкомитета (1939-1948 гг.), секретарь Союза композиторов СССР (1957-1978 гг.). Основное внимание уделял симфоническим и камерно-инструментальным жанрам. Достиг органического синтеза тональной системы европейской музыки с ладовыми системами восточных культур, главным образом армянской. Музыка отличается открытой экспрессивностью, мелодической щедростью, интонационной доступностью, повышенным значением роли ритма, несущего драматическую функцию, многоцветностью и праздничностью оркестрового колорита. В ее яркости, красочности, необыкновенном жизнелюбии есть, по выражению Б. В. Асафьева, нечто «ренессансное». Мировую известность композитору принесли балеты «Гаянэ» (1942 г.) и «Спартак» (1956 г.), концерты с оркестром – для фортепиано (1936 г.), для скрипки (1940 г.), для виолончели (1946 г.), музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (1941 г.) и др. значительные произведения. Автор музыки к кинофильмам, песен, музыкально-критических работ. В июле 1942 г. вместе с супругой, композитором Н. В. Макаровой, был приглашен театром им. Кирова в г. Пермь для написания балета «Гаянэ», в основу музыкального материала которого был положен балет «Счастье» (1939 г.). Один из новых эпизодов, написанный в Центральной гостинице («семиэтажке») ноябрьским вечером 1942 г., именовавшийся первоначально «Танцем курдов», известен сегодня всему миру как «Танец с саблями»: он являлся и является «визитной карточкой» композитора, всего его творчества. В своем письме от 4 сент. 1942 г. композитор отметил: «Здесь у меня настолько творческое состояние и так покойны нервы, что с удовольствием после окончания балета продолжил бы работу над симфонией и именно здесь». Премьера балета на сцене Перм. театра осуществлена Театром им. Кирова 9 дек. 1942 г. В янв. 1943 г. А. И. Хачатурян возвратился в столицу. Вторая симфония, замысел которой вынашивался в г. Перми, впервые была исполнена в дек. того же года. Как пермяк композитор отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего за добровольный финансовый вклад в Фонд обороны. В 1969 г. маэстро приезжал в г. Пермь на премьеру балета «Спартак», первым актом которого дирижировал лично. На сцене Академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского балет ставился дважды (вторично в 1981 г.), в 1971 г. был поставлен и балет «Гаянэ». Музыка композитора неоднократно исполнялась в симфонических концертах. «Танец с саблями» поставлен также известным пермским балетмейстером Е. Панфиловым.

Соч.(лит.): Статьи и воспоминания. М., 1986; Письма // Сов. музыка. 1980. №7; 1983. №7.

Лит.: Кабалевский Д. А. Хачатурян и его балет «Гаянэ» // Правда. 1943. 5 апр.;
Мартынов И. Арам Хачатурян. М.: Музфонд СССР, 1956. 68 с., 7 л. ил.;
Шнеерсон Г. Арам Хачатурян. М., 1958.;
Глезер Р. Арам Хачатурян. М., 1958.;
Тигранов Г. Балеты Арама Хачатуряна. М.: Сов. композитор, 1960. 158 с., нот., ил.;
Персон Д. Арам Хачатурян. Жизнь и творчество. М., 1964.;
Вспоминает Арам Хачатурян // Веч. Пермь. 1969. 16 дек.;
Гетман Г. «Когда жизнь наша – песня» // Звезда. 1969. 19 дек.;
Шостакович Д. Праздничное искусство // Сов музыка. 1973. № 6.;
Келлер И. И. Репетиции. Спектакли. Встречи. Пермь: Кн. изд-во, 1977. 206 с.;
Арам Ильич Хачатурян: сб. статей / сост. и общ. ред. С. Рыбаковой. М., 1975. 272 с.: нот., 51 л. ил.;
Персон Д. М. А. Хачатурян: нот.-библиогр. справочник. М., 1979.;
Геодакян Г. Ш. Хачатурян Арам Ильич // Муз. энциклопедия. М., 1981. Т. 5. С. 1044-1052;
Тигранов Г. Арам Ильич Хачатурян. М.: Музыка, 1987. 189 с.: ил.;
Юзефович В. А. Хачатурян. М., 1990.;
Перминов В. Пермская «Гаянэ» // Архивное наследие. 2004. Июнь (№2). С. 4.;
Порозов В. А. Пермь музыкальная. Кн. 1: По улице Сибирской. Пермь, 2004. 136 с.;
Порозов В. А. Великие композиторы ХХ века в истории города Перми // Шостакович и музыкальная культура новейшего времени. Пермь, 2006. С. 115-124.

В. А. Порозов
 
Период от
1903
 
Период до
1978
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Порозов В. А. Великие композиторы ХХ века в истории города Перми // Шостакович и музыкальная культура новейшего времени. Пермь, 2006. С. 115-124, С. 115-124
 
Источник библиографии
Порозов В. А. Пермь музыкальная. Кн. 1: По улице Сибирской. Пермь, 2004. 136 с., С. 97-99, 128-130.
 
Источник библиографии
Перминов В. Пермская «Гаянэ» // Архивное наследие. 2004. Июнь (№2). С. 4.
 
Источник библиографии
Юзефович В. А. Хачатурян. М.: Сов. композитор, 1990. 295 с.: ил.
 
Источник библиографии
Тигранов Г. Арам Ильич Хачатурян. М.: Музыка, 1987. 189 с.: ил.
 
Источник библиографии
Геодакян Г. Ш. Хачатурян, Арам Ильич // Муз. энцикл. М., 1981. Т. 5. С. 1044-1052
 
Источник библиографии
Персон Д. М. Арам Хачатурян: нот.-библиогр. справочник. М.: Сов. композитор, 1979. 304 с.
 
Источник библиографии
Арам Ильич Хачатурян: сб. статей / сост. и общ. ред. С. Рыбаковой. М., 1975. 272 с.: нот., 51 л. ил.
 
Источник библиографии
Келлер И. И. Репетиции. Спектакли. Встречи. Пермь: Кн. изд-во, 1977. 206 с., С. 73-75.: фот.
 
Источник библиографии
Шостакович Д. Праздничное искусство // Сов музыка. 1973. № 6.
 
Источник библиографии
Гетман Г. «Когда жизнь наша – песня» // Звезда. 1969. 19 дек.
 
Источник библиографии
Вспоминает Арам Хачатурян // Вечерняя Пермь. 1969. 16 дек.
 
Источник библиографии
Персон Д. Арам Хачатурян. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1964. [32] с.: ил.
 
Источник библиографии
Тигранов Г. Балеты Арама Хачатуряна. М.: Сов. композитор, 1960. 158 с., нот., ил.
 
Источник библиографии
Глезер Р. В. Арам Хачатурян. М.: Знание, 1959. 32 с.
 
Источник библиографии
Шнеерсон Г. Арам Хачатурян. М.: Сов. композитор, 1960. 43 с., 3 л. ил.
 
Источник библиографии
Мартынов И. Арам Хачатурян. М.: Музфонд СССР, 1956. 68 с., 7 л. ил.
 
Источник библиографии
Кабалевский Д. А. Хачатурян и его балет «Гаянэ» // Правда. 1943. 5 апр.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.