Сегодня: 6 Июля 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:0 
Наименование
ИВАНОВА (по мужу СОКОЛОВА) ЕВДОКИЯ АЛЕКСЕЕВНА
 

Рубрики

Рубрика
Текст
ИВАНОВА (по мужу СОКОЛОВА) ЕВДОКИЯ АЛЕКСЕЕВНА (до 1812, с. Спасское-Лутовиново Орловской обл. – 26.12.1904/ 08.01.1905, г. Екатеринбург), артистка оперы (сопрано) и драмы. Первая выдающаяся в российских масштабах певица и артистка, работавшая в г. Перми относительно длительное время. Крепостная помещицы В. П. Тургеневой (матери писателя И. С. Тургенева). С детства обучалась в театральной школе при крепостном театре. С 13 лет выступала в г. Воронеже (антреприза П. А. Соколова), где играла в драматических, оперных и водевильных спектаклях. После успеха, сопутствовавшего ей в партии Анюты («Мельник – колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского), 16-летняя артистка заняла ведущее положение в театре, выступая в сольных оперных партиях и первых ролях в водевилях. Впоследствии в составе труппы П. Соколова она играла в городах Тамбове, Саратове, Симбирске (1831-1832 гг.), г. Казани (1832-1842 гг.; здесь брала уроки танцев, многому научилась у часто гастролировавшего в Казани М. С. Щепкина). С 1843 г. труппа систематически работала в г. Екатеринбурге и г. Перми. Выйдя замуж за П. А. Соколова, Е. А. Иванова была выкуплена им из крепостной зависимости. На Урале работала 15 лет. После смерти мужа в 1860 г. некоторое время держала антрепризу. Переехала в г. Иркутск, где выступала в драматических спектаклях (антреприза П. М. Медведева) на протяжении 12 лет. В 1870-х гг. вновь работала в г. Екатеринбурге и г. Перми. Последний раз выступила 16 мая 1899 г. в водевиле «Бедовая бабушка» в возрасте около 90 лет. Названа «бабушкой уральского театра». Обладала сильным, чистым голосом приятного тембра, имела яркую сценическую внешность. Исполнение отличалось тщательной отделкой ролей, темпераментной игрой. Считается первой в г. Перми исполнительницей партии Вани в опере Глинки «Иван Сусанин». Эта историческая постановка 24 нояб. 1870 г. положила начало отсчёту театральных сезонов Перм. академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Среди лучших партий: Амина («Сомнамбула» Беллини), Анджела («Черное домино, или Таинственная маска» Обера), Анхен («Вольный стрелок» Вебера).
Партнерами Е. А. Ивановой были известнейшие провинциальные артисты и антрепренеры В. В. Головинский, П. А. Соколов, А. Д. Херувимов, также выступавшие в г. Перми. Искусство актрисы высоко ценили известные артисты В. Н. Давыдов, М. И. Писарев, писатели И. С. Тургенев, Д. Н. Мамин-Сибиряк, использовавший историю жизни актрисы в сюжетах своих произведений.
 
Период от
1812
 
Период до
1905
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Н. Б. [Беккаревич] Столетняя актриса // Петербургский дневник театрала. С. 4-5.
 
Источник библиографии
Курочкин Ю. Из театрального прошлого Урала: заметки собирателя. Свердловск: Кн. изд-во, 1957. 286 с., 8 л. портр., С. 105-126.
 
Источник библиографии
Константинов С. Столетняя артистка // Театр. жизнь. 1960. № 15. С. 27.
 
Источник библиографии
Курочкин Ю. Бабушка уральского театра: Е. А. Иванова. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969. 116 с.: ил.
 
Источник библиографии
Витвицкий К. 3. Артисты пермской оперы. Пермь: Кн. изд-во, 1987. 132 с., С. 36-37.
 
Источник библиографии
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил., С. 197.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.