Сегодня: 20 Января 2021 года
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
Наименование
ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
Текст
ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (01.(23).04.1891, с. Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Красноармейского р-на Донецкой обл., Украина – 05.03.1953, г. Москва), один из крупнейших композиторов 20 в., пианист, дирижёр. Нар. артист РСФСР (1947 г.), лауреат Ленинской премии (1957 г.), Государственных премий СССР (1943, 1946 – три, 1947, 1951 гг.); обладатель почётных должностей и званий зарубежных и международных учреждений и организаций. Учился у Р. М. Глиэра, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Я. Витола, А. Н. Есиповой, Н. Н. Черепнина, всю жизнь находился в близких дружеских отношениях с Н. Я. Мясковским. Влиятельным покровителем и консультантом в 1914-1920-х гг. был С. П. Дягилев. Первую пьесу сочинил в возрасте 5 лет, оперу – в 9 лет. В 1904-1914 гг. учился как композитор и пианист в Петербургской консерватории. В 1918-1933 гг. жил, творил и концертировал за границей. Один из самых репертуарных авторов 20 в. Написал 8 «взрослых» опер, 7 балетов, 9 произведений для солистов, хора и оркестра, 7 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 2 скрипичных и виолончельный концерты, 9 сонат и большое количество др. фортепианных произведений, ряд сюит, поэм, произведений для духового оркестра, камерно-инструментальных ансамблей, скрипки, голоса и фортепиано, создал музыку к 4 спектаклям и 8 кинофильмам (также исполняемую как ораториальные произведения или концертные композиции) и др. сочинения. Музыка поражает стилистическим и жанровым разнообразием, яркой образностью и театральностью, деятельной энергией. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество С. С. Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой новаторское явление эпохи. С июня по окт. 1943 г. композитор жил в г. Молотове (Перми) в гостинице «Центральная», куда был приглашен из г. Алма-Аты руководителями Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинского театра) для завершения работы над балетом «Золушка». Здесь это всемирно известное произведение и было в основном закончено в клавире, началась работа над оркестровкой. Хотя вопрос о постановке балета в условиях сурового военного времени не был решён, непродолжительный перм. период оказался достаточно заметным в творческой биографии композитора. В короткий срок окончена сюита на материале оперы «Семён Котко», продолжена работа над ораториальной «Поэмой о мальчике, оставшемся неизвестным» на стихи П. Г. Антокольского, полностью завершена соната для флейты и фортепиано. В г. Перми композитор познакомился со спектаклями работавшего в эвакуации Ленинградского театра оперы и балета, в частности, с только что поставленным балетом А. И. Хачатуряна «Гаянэ»; написал и опубликовал в столичной газете рецензию на «Тщетную предосторожность» Гертеля. Здесь Прокофьев общался с Г. С. Улановой, К. М. Сергеевым, Н. М. Дудинской, дирижёром П. Э. Фельдтом, вызвал из г. Москвы либреттиста Н. Д. Волкова. Композитора тронула любовь пермяков к музыке и хореографии, и он оставил об этом ценные свидетельства. По свидетельству композитора Д. Б. Кабалевского, который встречался с выдающимся коллегой в «перм.» период, С. С. Прокофьев «стал как-то мягче, отзывчивее, проще и общительнее. Эту перемену в характере Прокофьева замечали все, кто был с ним знаком более или менее близко». Уральские впечатления найдут завершающее, фундаментальное выражение в последнем большом балете Прокофьева «Сказ о каменном цветке». В дальнейшем на сцене Перм. академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского поставлены оперы «Война и мир» (1982 г., Государственная премия РСФСР), «Огненный ангел» (1984 г., впервые в СССР), «Маддалена» (1992 г., в спектакле «Три лика любви»), «Семён Котко» (1960 г.), балеты «Золушка» (1956 г.), «Ромео и Джульетта» (1974 г., Государственная премия РСФСР; спектакль сохраняется в репертуаре более 30 лет), «Блудный сын», а также балеты на музыку композитора «Три карты», «Иван Грозный». Театром был проведён фестиваль, посвящённый музыкально-сценическому творчеству композитора с участием мастеров искусств г. Москвы и г. Санкт-Петебурга. Хореографические постановки на музыку С. С. Прокофьева осуществляли театр «Балет Евгения Панфилова», хореографическое училище, ансамбль классического и современного танца «Пермские арабески» Перм. государственного института искусства и культуры, ансамбль танца «Спортивные ритмы России» под руководством М. А. Корляковой и др. мастера искусств и самодеятельные исполнители.
Соч.(лит.): Музыкальная жизнь Парижа // Сов. театр. 1932. № 12;
Моя музыка навсегда останется русской // Сов. музыка. 1970. № 4;
Переписка с Н. Я. Мясковским. М., 1977;
Автобиография. М., 1982;
Прокофьев о Прокофьеве: статьи и интервью. М., 1991.
В. А. Порозов
Период от
Период до
Персоналии
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Персона
Роль
Библиографии
Источник библиографии
Василенко С. Я. Балеты Прокофьева. М.; Л.: Музыка, 1965. 76 с. с илл., 1 л. портр.
Источник библиографии
Данько Л. Г. Сергей Сергеевич Прокофьев. 1891-1953: попул. моногр. 2-е изд., испр. Л.: Музыка, 1983. 96 с., илл.
Источник библиографии
Данько Л. Г. Оперы Прокофьева. Л.: Музгиз, 1963. 64 с. с илл.
Источник библиографии
Катонова С. В. Балеты С. Прокофьева. М., 1962. 30 с.; 3 л. илл.
Источник библиографии
Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974. 560 с. с илл. и нот. илл. (Классики мировой муз. культуры).
Источник библиографии
Морозов С. А. Прокофьев. М.: Мол. Гвардия, 1967. 280 с.; 16 л. илл. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 10 (429)).
Источник библиографии
Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973. 662 с. с илл.
Источник библиографии
Сергей Прокофьев, 1891-1991: Дневник, письма, беседы, воспоминания / [ВНИИ искусствознания; сост. Тараканов М. Е.]. М.: Сов. композитор, 1991. 315 с.
Источник библиографии
Сергей Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. М., 1961. 707 с.
Источник библиографии
Савкина Н. П. Сергей Сергеевич Прокофьев. М.: Музыка, 1982. 143 с., 56 л. илл. (Рус. и сов. композиторы).
Источник библиографии
Бойкиня Н. Современная музыкальная драма // Вечерняя Пермь. 1970. 11 февр.
Источник библиографии
Леонтьевская Т. «Семен Котко» // Мол. гвардия. 1960. 22 мая.
Источник библиографии
Боганова Т. Прокофьев в Перми. Новая постановка оперы «Семен Котко» // Сов. культура. 1960. 2 авг.
Источник библиографии
Кабалевский Д. Чудесная дружба // Сов. музыка. 1961. № 4.
Источник библиографии
Футлик Л. И. О художественном образе. Пермь, 1963.
Источник библиографии
Надеждин Ю. Пермское лето Сергея Прокофьева // Вечерняя Пермь. 1970. 16 июня.
Источник библиографии
Надеждин Ю. Прокофьева ждали в Перми // Вечерняя Пермь. 1982. 29 сент.
Источник библиографии
Надеждин Ю. «Война и мир»: страданье, музыка, победа // Вечерняя Пермь. 1982. 24 дек.
Источник библиографии
Надеждин Ю. Впервые на пермской сцене // Вечерняя Пермь. 1983. 30 нояб.
Источник библиографии
Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 4. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия: Сов. композитор, 1978. 974 стб.
Источник библиографии
Черепанова Т. «Война и мир» в Перми // Мол. гвардия. 1982. 20 окт.
Источник библиографии
Деменева Л. Шедевр оперной классики // Звезда. 1982. 2 нояб.
Источник библиографии
Терпиловский Г. Как задумано Прокофьевым // Мол. гвардия. 1982. 21 нояб.
Источник библиографии
Терпиловский Г. Покорение «музыкального Эльбруса» // Мол. гвардия. 1983. 9 янв.
Источник библиографии
Витвицкий К. Спектакль волнует // Вечерняя Пермь. 1982. 22 нояб.
Источник библиографии
Изможерова И. Жизни долгой и счастливой // Вечерняя Пермь. 1983. 10 февр.
Источник библиографии
Морозов Л. Не внове быть первооткрывателем / Л. Морозов., Г. Осипов // Вечерняя Пермь. 1984. 27 янв.
Источник библиографии
Пирогов Н. Эксперимент завершился победой // Вечерняя Пермь. 1984. 26 дек.
Источник библиографии
Куколев Л. Прокофьев в Перми // Вечерняя Пермь. 1991. 8 авг.
Источник библиографии
Порозов В. А. Пермь музыкальная. Кн. 1: По улице Сибирской. Пермь, 2004. 136 с., С. 97, 98, 109-111.
Источник библиографии
Порозов В. А. Великие композиторы ХХ века в истории города Перми // Шостакович и музыкальная культура новейшего времени. Пермь, 2006. С. 115-124
Предметные ссылки
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Источник
|
|
|
|