Сегодня: 6 Июня 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:1 
Наименование
ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
 

Рубрики

Рубрика
Текст
ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (01.(23).04.1891, с. Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Красноармейского р-на Донецкой обл., Украина – 05.03.1953, г. Москва), один из крупнейших композиторов 20 в., пианист, дирижёр. Нар. артист РСФСР (1947 г.), лауреат Ленинской премии (1957 г.), Государственных премий СССР (1943, 1946 – три, 1947, 1951 гг.); обладатель почётных должностей и званий зарубежных и международных учреждений и организаций. Учился у Р. М. Глиэра, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Я. Витола, А. Н. Есиповой, Н. Н. Черепнина, всю жизнь находился в близких дружеских отношениях с Н. Я. Мясковским. Влиятельным покровителем и консультантом в 1914-1920-х гг. был С. П. Дягилев. Первую пьесу сочинил в возрасте 5 лет, оперу – в 9 лет. В 1904-1914 гг. учился как композитор и пианист в Петербургской консерватории. В 1918-1933 гг. жил, творил и концертировал за границей. Один из самых репертуарных авторов 20 в. Написал 8 «взрослых» опер, 7 балетов, 9 произведений для солистов, хора и оркестра, 7 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 2 скрипичных и виолончельный концерты, 9 сонат и большое количество др. фортепианных произведений, ряд сюит, поэм, произведений для духового оркестра, камерно-инструментальных ансамблей, скрипки, голоса и фортепиано, создал музыку к 4 спектаклям и 8 кинофильмам (также исполняемую как ораториальные произведения или концертные композиции) и др. сочинения. Музыка поражает стилистическим и жанровым разнообразием, яркой образностью и театральностью, деятельной энергией. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество С. С. Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой новаторское явление эпохи. С июня по окт. 1943 г. композитор жил в г. Молотове (Перми) в гостинице «Центральная», куда был приглашен из г. Алма-Аты руководителями Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинского театра) для завершения работы над балетом «Золушка». Здесь это всемирно известное произведение и было в основном закончено в клавире, началась работа над оркестровкой. Хотя вопрос о постановке балета в условиях сурового военного времени не был решён, непродолжительный перм. период оказался достаточно заметным в творческой биографии композитора. В короткий срок окончена сюита на материале оперы «Семён Котко», продолжена работа над ораториальной «Поэмой о мальчике, оставшемся неизвестным» на стихи П. Г. Антокольского, полностью завершена соната для флейты и фортепиано. В г. Перми композитор познакомился со спектаклями работавшего в эвакуации Ленинградского театра оперы и балета, в частности, с только что поставленным балетом А. И. Хачатуряна «Гаянэ»; написал и опубликовал в столичной газете рецензию на «Тщетную предосторожность» Гертеля. Здесь Прокофьев общался с Г. С. Улановой, К. М. Сергеевым, Н. М. Дудинской, дирижёром П. Э. Фельдтом, вызвал из г. Москвы либреттиста Н. Д. Волкова. Композитора тронула любовь пермяков к музыке и хореографии, и он оставил об этом ценные свидетельства. По свидетельству композитора Д. Б. Кабалевского, который встречался с выдающимся коллегой в «перм.» период, С. С. Прокофьев «стал как-то мягче, отзывчивее, проще и общительнее. Эту перемену в характере Прокофьева замечали все, кто был с ним знаком более или менее близко». Уральские впечатления найдут завершающее, фундаментальное выражение в последнем большом балете Прокофьева «Сказ о каменном цветке». В дальнейшем на сцене Перм. академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского поставлены оперы «Война и мир» (1982 г., Государственная премия РСФСР), «Огненный ангел» (1984 г., впервые в СССР), «Маддалена» (1992 г., в спектакле «Три лика любви»), «Семён Котко» (1960 г.), балеты «Золушка» (1956 г.), «Ромео и Джульетта» (1974 г., Государственная премия РСФСР; спектакль сохраняется в репертуаре более 30 лет), «Блудный сын», а также балеты на музыку композитора «Три карты», «Иван Грозный». Театром был проведён фестиваль, посвящённый музыкально-сценическому творчеству композитора с участием мастеров искусств г. Москвы и г. Санкт-Петебурга. Хореографические постановки на музыку С. С. Прокофьева осуществляли театр «Балет Евгения Панфилова», хореографическое училище, ансамбль классического и современного танца «Пермские арабески» Перм. государственного института искусства и культуры, ансамбль танца «Спортивные ритмы России» под руководством М. А. Корляковой и др. мастера искусств и самодеятельные исполнители.

Соч.(лит.): Музыкальная жизнь Парижа // Сов. театр. 1932. № 12;
Моя музыка навсегда останется русской // Сов. музыка. 1970. № 4;
Переписка с Н. Я. Мясковским. М., 1977;
Автобиография. М., 1982;
Прокофьев о Прокофьеве: статьи и интервью. М., 1991.


В. А. Порозов
 
Период от
1891
 
Период до
1953
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Василенко С. Я. Балеты Прокофьева. М.; Л.: Музыка, 1965. 76 с. с илл., 1 л. портр.
 
Источник библиографии
Данько Л. Г. Сергей Сергеевич Прокофьев. 1891-1953: попул. моногр. 2-е изд., испр. Л.: Музыка, 1983. 96 с., илл.
 
Источник библиографии
Данько Л. Г. Оперы Прокофьева. Л.: Музгиз, 1963. 64 с. с илл.
 
Источник библиографии
Катонова С. В. Балеты С. Прокофьева. М., 1962. 30 с.; 3 л. илл.
 
Источник библиографии
Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974. 560 с. с илл. и нот. илл. (Классики мировой муз. культуры).
 
Источник библиографии
Морозов С. А. Прокофьев. М.: Мол. Гвардия, 1967. 280 с.; 16 л. илл. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 10 (429)).
 
Источник библиографии
Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973. 662 с. с илл.
 
Источник библиографии
Сергей Прокофьев, 1891-1991: Дневник, письма, беседы, воспоминания / [ВНИИ искусствознания; сост. Тараканов М. Е.]. М.: Сов. композитор, 1991. 315 с.
 
Источник библиографии
Сергей Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. М., 1961. 707 с.
 
Источник библиографии
Савкина Н. П. Сергей Сергеевич Прокофьев. М.: Музыка, 1982. 143 с., 56 л. илл. (Рус. и сов. композиторы).
 
Источник библиографии
Бойкиня Н. Современная музыкальная драма // Вечерняя Пермь. 1970. 11 февр.
 
Источник библиографии
Леонтьевская Т. «Семен Котко» // Мол. гвардия. 1960. 22 мая.
 
Источник библиографии
Боганова Т. Прокофьев в Перми. Новая постановка оперы «Семен Котко» // Сов. культура. 1960. 2 авг.
 
Источник библиографии
Кабалевский Д. Чудесная дружба // Сов. музыка. 1961. № 4.
 
Источник библиографии
Футлик Л. И. О художественном образе. Пермь, 1963.
 
Источник библиографии
Надеждин Ю. Пермское лето Сергея Прокофьева // Вечерняя Пермь. 1970. 16 июня.
 
Источник библиографии
Надеждин Ю. Прокофьева ждали в Перми // Вечерняя Пермь. 1982. 29 сент.
 
Источник библиографии
Надеждин Ю. «Война и мир»: страданье, музыка, победа // Вечерняя Пермь. 1982. 24 дек.
 
Источник библиографии
Надеждин Ю. Впервые на пермской сцене // Вечерняя Пермь. 1983. 30 нояб.
 
Источник библиографии
Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 4. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия: Сов. композитор, 1978. 974 стб.
 
Источник библиографии
Черепанова Т. «Война и мир» в Перми // Мол. гвардия. 1982. 20 окт.
 
Источник библиографии
Деменева Л. Шедевр оперной классики // Звезда. 1982. 2 нояб.
 
Источник библиографии
Терпиловский Г. Как задумано Прокофьевым // Мол. гвардия. 1982. 21 нояб.
 
Источник библиографии
Терпиловский Г. Покорение «музыкального Эльбруса» // Мол. гвардия. 1983. 9 янв.
 
Источник библиографии
Витвицкий К. Спектакль волнует // Вечерняя Пермь. 1982. 22 нояб.
 
Источник библиографии
Изможерова И. Жизни долгой и счастливой // Вечерняя Пермь. 1983. 10 февр.
 
Источник библиографии
Морозов Л. Не внове быть первооткрывателем / Л. Морозов., Г. Осипов // Вечерняя Пермь. 1984. 27 янв.
 
Источник библиографии
Пирогов Н. Эксперимент завершился победой // Вечерняя Пермь. 1984. 26 дек.
 
Источник библиографии
Куколев Л. Прокофьев в Перми // Вечерняя Пермь. 1991. 8 авг.
 
Источник библиографии
Порозов В. А. Пермь музыкальная. Кн. 1: По улице Сибирской. Пермь, 2004. 136 с., С. 97, 98, 109-111.
 
Источник библиографии
Порозов В. А. Великие композиторы ХХ века в истории города Перми // Шостакович и музыкальная культура новейшего времени. Пермь, 2006. С. 115-124
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.