Сегодня: 17 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:0 
Наименование
ПАСХАЛОВА (АНОСОВА) АЛЕВТИНА МИХАЙЛОВНА
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
АНОСОВА АЛЕВТИНА МИХАЙЛОВНА
 

Рубрики

Рубрика
Текст
ПАСХАЛОВА (по мужу АНОСОВА) АЛЕВТИНА МИХАЙЛОВНА (27.05(08.06).1875, с. Сокур Саратовской губ. - 01.04.1953, г. Саратов), певица, артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог и музыкально-общественный деятель. Засл. артистка РСФСР (1934 г.), профессор. Образование получила в Саратовском женском ин-те, где обучалась также игре на фортепиано у Ф. М. Достоевского (ученика А. Г. Рубинштейна и племянника известного писателя) и у итальянца Рокко. В ученических концертах исполняла фортепианные произведения Листа, Шопена, Шумана, пела в хоре. В 1893 г. поступила в московскую вокальную студию Е. И. Терьян-Коргановой и, по приглашению С. И. Мамонтова, дебютировала в партии Церлины («Дон Жуан» Моцарта) в Московской частной русской опере. В том же году поступила в Московскую консерваторию (класс Е. А. Лавровской), окончила её в 1898 г. Общалась с А. Т. Гречаниновым, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, пела в их сопровождении. В гастрольных спектаклях оперы С. И. Мамонтова в г. Петербурге выступила в партии Снегурочки под управлением Римского-Корсакова. В Московской частной русской опере пела до 1899 г. Позднее выступала в городах Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринодаре, Житомире, Каменец-Подольске, Кишиневе, Тифлисе, Харькове. В 1905-1908 гг. - солистка Мариинского театра. Но ни один город, кроме столиц и Казани, не пользовался таким вниманием певицы, как г. Пермь. Здесь она выступала в антрепризах в 1899, 1901, 1902-1903, 1910 гг. В дальнейшем совершенствовалась в г. Милане (Италия) у А. Броджи и А. Бетинелли, концертировала в Генуе, Вероне и Милане (здесь дебютировала в театре «Ла Скала»); в 1913-1914 гг. вновь концертировала в городах России, Украины и Средней Азии. Обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом хрустально-чистого тембра с густым низким регистром. Исполнение отличалось тонкой фразировкой, экспрессивностью в драматических эпизодах, продуманностью образа до малейших деталей, цельностью и законченностью, простотой и естественностью, интеллигентностью. Репертуар включал свыше 60 партий. Лучшие из них: Дездемона, Джильда («Отелло», «Риголетто» Верди), Иоланта, Татьяна («Иоланта», «Евгений Онегин» Чайковского), Тамара («Демон» Рубинштейна), Лакме (опера Делиба), Маргарита Валуа («Гугеноты» Мейербера), Марфа, Снегурочка («Царская невеста», «Снегурочка» Римского-Корсакова), Недда («Паяцы» Леонкавалло), Олимпия («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Офелия («Гамлет» Тома), Чио-Чио-Сан (опера Пуччини), Ярославна («Князь Игорь»). Особый успех в г. Перми имели выступления в партиях Виолетты («Травиата» Верди) и Маргариты («Фауст» Гуно). Стала первой в России исполнительницей партии Фрейи («Золото Рейна» Вагнера). Другие работы: Антонида, Людмила («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки), Волхова, Ганна и Панночка-Русалка («Садко», «Майская ночь» Римского-Корсакова), Горислава, Наташа («Русалка» А. Даргомыжского), Елизавета, Зиглинда, Гутруна, Эльза («Тангейзер», «Валькирия», «Гибель богов», «Лоэнгрин» Вагнера), Земфира («Алеко» Рахманинова), Маша («Дубровский» Направника), Одалиска («Юдифь» Серова), Криза («Нерон» Рубинштейна), Памина («Волшебная флейта» Моцарта), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Матильда, Церлина («Фра-Дьяволо» Обера), Джульетта («Ромео и Джульетта» Гуно), Манон, Мими («Манон», «Богема» Пуччини), Лейла, Микаэла («Искатели жемчуга», «Кармен» Бизе), Фатима («Кавказский пленник» Кюи), Эвридка («Орфей и Эвридика» Глюка). Среди партнеров были Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин; среди дирижёров, под руководством которых пела Пасхалова, - Э. Ф. Направник. В камерном репертуаре певицы были романсы Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, произведения композиторов нач. 20 в. и народные песни. Певица была одной из первых исполнительниц, пропагандировавших в России произведения К. Дебюсси. Записывалась на грампластинки. После 1917 г. принимала активное участие в концертах для рабоче-крестьянской аудитории. С 1915 г. жила в г. Саратове, где в 1929 г. состоялось последнее выступление певицы на юбилейном вечере, посвященном 30-летию её артистической деятельности. С 1918 г. преподавала в Саратовской консерватории, некоторое время - в Московской (в эвакуации). Среди её учеников - М. И. Денисов, Н. А. Пасхалова (дочь) и др.

Соч.: Воспоминания // Муз. жизнь. 1968. № 13. С. 19-20.
Лит.: Назаревский П. Пасхаловы: страницы муз. прошлого / П. Назаревский, И. Белецкий. Л.: Музыка, 1970. 88 с.: ил.; Назаревский П. Факел негасимый // Театр. жизнь. 1977. № 11. С. 30-31; Тимохин В. Династия Пасхаловых // Муз. жизнь. 1979. № 1. С 17-18; Кочетков А. Героиня русской провинциальной сцены // Сов. музыка. 1980. № 11. С. 140-141; Витвицкий К. 3. Артисты пермской оперы. Пермь: Кн. изд-во, 1987. 132 с.; Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил.

В. А. Порозов
 
Период от
1875
 
Период до
1953
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Назаревский П. Пасхаловы: страницы муз. прошлого / П. Назаревский, И. Белецкий. Л.: Музыка, 1970. 88 с.: ил., С. 68-76
 
Источник библиографии
Назаревский П. Факел негасимый // Театр. жизнь. 1977. № 11. С. 30-31.
 
Источник библиографии
Тимохин В. Династия Пасхаловых // Муз. жизнь. 1979. № 1. С 17-18
 
Источник библиографии
Кочетков А. Героиня русской провинциальной сцены // Сов. музыка. 1980. № 11. С. 140-141
 
Источник библиографии
Витвицкий К. 3. Артисты пермской оперы. Пермь: Кн. изд-во, 1987. 132 с., С. 44-46.
 
Источник библиографии
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил., С. 391-392.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.