Сегодня: 18 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Алевтина Михайловна Пасхалова (Аносова) - Татьяна ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского).
Фамилия, имя, отчество
Пасхалова (Аносова) Алевтина Михайловна), певица, артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель
 

Другие имена(псевдонимы)

Альтернативное имя
По мужу Аносова
 
Краткая биография
Пасхалова (По мужу Аносова) Алевтина Михайловна (27.05(08.06).1875, с. Сокур Саратовской губ. — 01.04.1953, г. Саратов), певица, артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог и музыкально-общ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1934). Род. в семье надворного советника. Образование получила в Саратов. женском институте, где обучалась также игре на ф-п. у Ф. Достоевского (ученика А. Рубинштейна и племянника известного писателя) и пению — у итальянца Рокко. В ученических концертах исп. ф-п. произв. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, пела в хоре. В 1893 г. поступила в моск. вокальную студию Е. Терьян-Коргановой, где вскоре ее услышал С. Мамонтов и пригласил в Моск. частную рус. оперу на партию Церлины («Дон Жуан»). В 1893 - 1898 гг. обучалась пению в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской), которую окончила с малой серебряной медалью. Живя в доме Е. Лавровской, познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и неоднократно исп. оперные арии и романсы в их сопровождении. В 1895 г. на одном из вечеров в доме родственников поэта Е. Баратынского, ее слышал Л. Н. Толстой. Будучи ученицей конс., в 1898 г. принимала участие в гастрольных спектаклях Моск. частной рус. оперы С. Мамонтова в Петербурге, где выступила в партии Снегурочки п/у Н. Римского-Корсакова. В том же году, подготовив партию Аннхен под рук. арт. моск. Малого т-ра Г. Федотовой, выступила на выпускном экзамене (Большой т-р, п/у В. Сафонова). В 1898 - 1899 гг. солистка Моск. частной рус. оперы. Позднее выступала в г. Казани (1899, 1900, 1908, 1909), г. Перми (1899, 1901, 1902 - 1903), г. Саратове (1900, 1915 — Общедоступная опера), г. Житомире (1901), г. Каменец-Подольске, г. Н. Новгороде (1904), г. Москве (театр «Аквариум», антр. М. Медведева), г. Петербурге (Новый летний театр «Олимпия», антр. Е. Кабанова и К. Яковлева). В 1905 - 1908 солистка петерб. Мариинского театра (дебютировала в партии Лакме). Затем пела в г. Саратове, г. Перми, г. Екатеринодаре (1910), г. Казани, г. Харькове (1910 - 1911), г. Тифлисе (1912 - 1913), г. Кишиневе.
В 1912 г. совершенствовалась в вокальном искусстве в г. Милане у А. Броджи и А. Бетинелли. В 1906, 1911 -1912 гг. концертировала в Генуе, Вероне и Милане (здесь дебютировала в т-ре «Ла Скала»). В 1913 - 1914 гг. концертировала в г. Екатеринодаре, г. Оренбурге, г. Ташкенте, г. Самарканде, г. Бухаре. Обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом хрустально-чистого тембра с густым низким регистром. Исп. отличалось тонкой фразировкой, экспрессивностью в драм. эпизодах. Один из харьков. муз. критиков писал: «Приятно и смотреть, и слушать несомненно талантливую и интеллигентную артистку. Ее исполнение необыкновенно цельно и законченно. Все обдумано до малейших подробностей — костюма, жеста, движения, оттенков пения. В передаче разнообразнейших настроений чувствуется та свобода и уверенность, та простота и естественность выражения, которыми отличается художественное исполнение». Репертуар включал св. 60 партий.
1-я исп. партий: Дуни («В 1812 году»); в г. Москве — Ксении («Борис Годунов», ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова); в г. Харькове — Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан», эту партию подготовила под рук. Н. Боголюбова); на рус. сцене — Фрейи («Золото Рейна»). Лучшие партии: Ярославна («Князь Игорь»), Марфа («Царская невеста»), Снегурочка, Татьяна, Иоланта, Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Джильда, Офелия, Недда, Чио-Чио-сан, Маргарита Валуа, Маргарита («Фауст»), Олимпия, Фрейя, Лакме (эту партию подготовила с Марией Ван Зандт). «В партии Лакме сценическая сложность не обременяла г-жу Пасхалову, и артистка дала великолепно выдержанную, в хрустальной чистоте вокализма нежную дочь богов, у которой пробудилось человеческое чувство любви...» (Ц. Кюи).
Др. партии: Антонида, Людмила («Руслан и Людмила»), Горислава, Наташа («Русалка» А. Даргомыжского), Маша («Дубровский»), Фатима («Кавказский пленник»), Земфира («Алеко» С. Рахманинова), Ганна («Майская ночь»), Волхова, Панночка-Русалка, Криза, Одалиска; Эвриди-ка, Памина, Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Матильда, Церлина («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Мими («Богема»), Микаэла, Манон, Лейла, Кармен, Зиглинда, Гутруна, Эльза («Лоэнгрин»), Елизавета («Тангейзер»). Партнеры: И. Алчевский, Ж. Девойод, И. Ершов, Е. Збруева, В. Касторский, А. М. Лабинский, Л. Собинов, Н. Фриде, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у Э. Купера, Э. Направника, И. Палиева, И. Труффи.
После 1917 г. принимала активное участие в концертах для рабоче-крестьянской аудитории. П. была одной из первых исп., пропагандировавших в России произв. К. Дебюсси — в 1923 г. в Малом зале Моск. конс. пела арию Лии из кантаты «Блудный сын», цикл «Забытые ариетты» и романсы «Мандолина», «Задушевный разговор». В камерном репертуаре певицы были также романсы М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, произв. сов. композиторов и нар. песни. Последнее выступление певицы состоялось в 1929 г. в г. Саратове на юбилейном вечере, посвященном 30-летию ее арт. деятельности (исп. в сопровождении оркестра романсы Римского-Корсакова «Тихо вечер догорает», «В темной роще замолк соловей», «Ночь пролетела над миром»).
С 1915 г. жила в г. Саратове, где после революции содействовала созданию оперного театра. С 1918 г. преподавала в Саратов. конс. (проф.). За 32 года пед. деятельности воспитала целую плеяду сов. певцов, среди которых М. Денисов, Н. А. Пасхалова (ее дочь). В годы Великой Отечественной войны, когда Моск. конс. была эвакуирована в г. Саратов, была также проф. вокальной кафедры этой конс.
Записывалась на грампластинки (1913, романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, Ф. Шопена).
С о ч.: Воспоминания заслуженной артистки РСФСР профессора А. М. Пасхаловой / Под ред. Н. А. Пасхаловой (рук.). — в ГЦММК; частично опубликована в журн. «Муз. жизнь». 1968. № 13. С. 19-20.; Замечательный художник. (Из воспоминаний о К. С. Станиславском) // Коммунист (Саратов). 1938. 17 янв.; Методич. статьи: «Вокальная педагогика и ее задачи», «Работа над постановкой голоса для руководителя хора русской народной песни», «О камерном пении и его задачах», «Воспитание и охрана детских голосов», «Роль произношения в пении», «Что нужно для совершенствования голоса в начале обучения», «Научные основы постановки голоса», «Развитие бельканто», «Моя педагогическая работа и ее результаты» и др. (все в рук.). — в ГЦММК, ф. 200, ед. хр. № 1 - 10.
Лит.: Назаревский П., Белецкий И. Пасхаловы. Л., 1970. С. 68-76.; Назаревский П. Факел негасимый // Театральная жизнь. 1977. № 11. С. 30-31.; Тимохин В. Династия Пасхаловых // Муз. жизнь. 1979. № 1. С. 17-18.; Кочетков А. Героиня русской провинциальной сцены // Советская музыка. 1980. № 11. С. 140-141.; Витвицкий К. 3. Артисты пермской оперы. Пермь, 1987. С. 44-46; некоторые архив. материалы певицы — в ЦГАЛИ, ф. 2492.
 
Годы жизни
27.05(08.06).1875, с. Сокур Саратовской губ. — 01.04.1953, г. Саратов
 
Год рождения
1875
 
Год смерти
1953
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Вид деятельности
Вид деятельности
Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил., 391-392
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.