Сегодня: 10 Декабря 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:11Статьи:10 
Субботин- Пермяк Петр Иванович, живописец, педагог, деятель культуры, организатор художественно-промышленных мастерских. Портрет из фотофонда ПГКУБ им. Горького.Коровин Олег Дмитриевич, художник книги, график, живописец (1915 - 2002)Оборин Пётр Артемьевич, живописецКокорин Анатолий Владимирович, художникКурдов Валентин ИвановичШувалов Евграф Сергеевич, художник.Орешников Виктор Михайлович (20.01.1904, г. Пермь – 1985, г. Ленинград), исторический живописец, портретист, педагог, профессор, действительный член Академии Художеств СССР (1954), Народный художник СССР (1969)Кашина Надежда Васильевна (1896-1977), график, живописец, Народный художник Узбекской ССРАминов Файзрахман Абдрахманович (10.08.1908 - 20.11.1984), художникКамшилова Екатерина Викторовна за работойКаплун Адриан Владимирович (1887 - 1974), художник, педагог. Портрет работы Г. С. Верейского (1957 г., б., литография, 41,8 х 30)
Наименование
ВЫСШИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ В ПЕРМИ И ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
 
Текст
ВЫСШИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ В ПЕРМИ И ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Начали работать 15.09.1919. Объединили художественную школу, студию, школу нар. искусства и ремесленные классы. Организатор и руководитель мастерских П. И. Субботин-Пермяк прибыл в г. Пермь с мандатом уполномоченного Коллегии изобразительных искусств Нар. комиссариата просвещения (ИЗО Наркомпроса) претворять в провинциальную жизнь распоряжения коллегии по кардинальной перестройке художественного образования в стране. Среди первых преподавателей были П. И. Субботин-Пермяк (он же – заведующий), И. И. Туранский, А. С. Шестаков, А. В. Каплун, В. И. Иконников, позднее – М. Б. Вериго, В. А. Оболенский и др. В 1920 г. работали мастерские: декоративно-живописная, живописная, графическая, керамическая, лепная, столярно-резная. Вначале в мастерских училось более 100 человек, впоследствии число студентов уменьшилось вдвое. В 1921 г. из-за материальных сложностей закрылись резная, гончарная и скульптурная мастерские, учащимся было предложено перейти в соответствующие мастерские г. Кунгура. За три года шесть раз сменились здания, в которых проходили занятия мастерских. Но несмотря на сложности – нехватку «пайков», отсутствие должного количества преподавателей – мастерские в г. Перми продолжали работать. В 1921 г. Перм. высшие художественно-промышленные мастерские были преобразованы в Художественный техникум, позднее (1925 г.) – Художественно-педагогический техникум. В 1920-1930-х гг. техникум был главной базой художественного образования в Перм. обл.; здесь учились и студенты др. уральских регионов. В 1941 г. Художественный техникум был закрыт. Он дал путёвку в жизнь многим известным перм. художникам, в т. ч. мастерам, получившим всероссийскую известность. Это – нар. художник СССР В. М. Орешников, засл. деятель искусств Узбекской ССР Н. В. Кашина, нар. художник РСФСР А. В. Кокорин, нар. художники РСФСР В. Н. Курдов, Г. А. Мясников, Е. С. Шувалов, засл. художник РФ О. Д. Коровин, засл. художник Украинской ССР В. Я. Чегодар, засл. деятель искусств Татарской АССР Ф. А. Аминов, а также Е. В. Камшилова, В. И. Дудин, А. Г. Яранцев, А. Н. Трапезников, П. А. Оборин, И. В. Сыкулев, писатель А. Н. Спешилов и многие др.
Вместе с Перм. высшими художественно-промышленными мастерскими подобные мастерские, но «с местным уклоном», были организованы в гг. Кудымкаре и Кунгуре. Кудымкарские мастерские в 1919-1920 гг. назывались художественно-ремесленными. В нач. 1921 г. они были реорганизованы в Высшие художественно-промышленные мастерские. Здесь работали игрушечная, графическая, декоративная, роговая, корзиночная и др. мастерские. Уполномоченным мастерских была Е. И. Субботина, жена и единомышленник П. И. Субботина-Пермяка. Мастерскими были организованы первые экспедиции по сбору предметов нар. и прикладного искусства коми-пермяков. Материалы экспедиций позволили впоследствии открыть музей, который с 1945 г. носит имя П. И. Субботина-Пермяка.
Художественно-промышленные мастерские в г. Кунгуре начали работать в сент. 1920 г. и были организованы на базе художественной студии и мастерских Рукодельной школы. Кунгурские мастерские сразу же имели промышленный уклон, здесь была хорошая производственная база. Были открыты следующие мастерские: станковой живописи, декоративная, керамическая, столярная, гончарная. Позднее добавились текстильное, художественного шитья, портновское (швейное) и трикотажно-чулочное отделения. В 1921 г. в Кунгурских высших художественно-промышленных мастерских на 69 учащихся приходилось 65 преподавателей, мастеров и хозяйственного персонала. Уполномоченным по мастерским был Ю. И. Древин. В 1924 г. ввиду острой нехватки преподавателей и специалистов мастерские были закрыты.
Кудымкарские мастерские практически перестали работать также в 1924 г.
Несмотря на то, что мастерские в губернии были закрыты, их работа, так же, как и работа Перм. художественного техникума, дала мощный импульс развитию культуры в Перм. крае.


В. В. Семянников
 
Период от
1919
 
Период до
1941
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
ГАПО, ф. 23, оп. 1, д. 410, л. 11; д. 236, л. 68, 68 об., 69; д. 284, л. 1, 1 об.; д. 195, л. 53, 53 об.
 
Источник библиографии
Казаринова Н. В. Художники Перми. Л.: Художник РСФСР, 1987. 192 с.: ил., С. 20-25.
 
Источник библиографии
Субботина, И. П. Художник П. И. Субботин-Пермяк. Пермь: Кн. изд-во, 1959. 48 с.: ил. (Замечательные люди Прикамья)
 
Источник библиографии
Власова, О. М. Художник П. И. Субботин-Пермяк. Пермь: Кн. изд-во, 1990. 117 с., [14] л. ил. (Замечательные люди Прикамья).
 
Источник библиографии
Семянников, В. В. Высшие художественно-промышленные мастерские в Прикамье // Взгляд на историю Прикамья на пороге ХХI века: тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию Перм. губ. Пермь, 1997. С. 116-120.
 
Источник библиографии
Семянников, В. В. Высшие художественные мастерские в Кунгуре // Грибушины и время: тез. докл. науч.-практ. конф. «Грибушинские чтения», 28 марта 2000 г. Кунгур, 2000. С. 29-31.
 
Источник библиографии
Казаринова, Н. В. П. И. Субботин-Пермяк и его уникальный опыт организации художественного образования в Пермской губернии // Музей и наследие коми-пермяков в пространстве Пермского края: материалы науч.-практ. конф. Кудымкар, 2006. С. 31-41.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.