Сегодня: 19 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:16 
Наименование
РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА
 
Текст
РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА.
Археологическая культура 9-15 вв. Верхнего Прикамья, совпадающая с границами Перми Великой. В это время на верхней Каме и ее притоках от самых верховий реки до предгорий Урала, от оз. Чусовского на севере и до р. Чусовой на юге существовала этнокультурная общность, которую впервые выделили археологи А. В. Шмидт и А. П. Смирнов. Эта этнокультурная общность принадлежала предкам коми-пермяков. Выделено семь больших групп памятников – племенных вариантов (зюздинская, гайнская, косинская, верхнекамская, чердынско-язьвинская, иньвенская, обвинская). Культура вырастает на основе предшествующей ломоватовской культуры. Помимо ломоватовцев, сыгравших основную роль в возникновении родановской культуры, некоторое участие в формировании родановцев приняли небольшие группы обских угров и ненцев, приходившие в Прикамье из Северного Зауралья и предгорий Северного Урала. С верховьев р. Чепцы в верховья р. Камы и в верховья рек Иньвы и Обвы переселялись удмурты, ассимилированные затем коми-пермяками. Кроме того, в состав сев. родановских племен вошли и выходцы из Вычегодского края - вначале ванвиздинцы, появлявшиеся в Северном Прикамье в 7-9 вв., а затем, с рубежа I - II тысячелетий, - древние коми-зыряне (пермь вычегодская). Особенно значительным было участие переселенцев из бассейна р. Вычегды (и конкретно с р. Сысолы) в формировании зюздинских коми-пермяков на верхней Каме. Некоторое время Верхнекамье и Верхняя Сысола составляли одну административно-территориальную единицу. Ряд исследователей говорит о близости верхнесысольских коми и верхнекамских коми-пермяков. Об этом свидетельствуют, в частности, данные языкознания (большое сходство между диалектами, на которых говорят верхнесысольцы и зюздинцы). Наконец, в состав коми-пермяков вошел и определенный славянский компонент. Проникновение русских на Урал началось в период 12-13 вв. Часть русских переселенцев оседала в коми-пермяцких населенных пунктах, входила в состав их соседских общин. Об этом свидетельствуют находки на родановских поселениях русских вещей и русской гончарной посуды. Особая точка зрения на происхождение коми-пермяков была высказана исследователем А. Ф. Теплоуховым. Он полагал, что Северное Прикамье было заселено коми-зырянскими мигрантами из Вычегодско-Сысольского и Лузско-Летского края, на основе смешения которых с угорскими и русскими переселенцами сформировались коми-пермяки. При этом А. Ф. Теплоухов указывал на сходство в языке и культуре прилузских и верхнесысольских коми с зюздинскими коми-пермяками. Исследования О. Н. Бадера, П. Н. Третьякова, В. А. Оборина и ряда других ученых показали ошибочность названной концепции; коми-пермяки сложились на иной базе. Однако сам факт переселения коми-зырян с рек Сысолы, Лузы и некоторых других районов на р. Каму, длительных регулярных разносторонних контактов населения этих регионов не вызывает сомнения. Известно более 300 родановских памятников. По подсчетам В. А. Оборина, общая численность родановцев составляла не менее 4,5 тыс. человек. Местное население в русских источниках того периода называлось этнонимом «пермяк , а территория - «Пермью Великой». Как и в ломоватовской культуре, у родановцев выделялись два крупных района расселения - сев. и юж., территории которых совпадают с распространением двух основных коми-пермяцких диалектов. Кроме того, существовали еще две обособленные этнические группы - зюздинская на верхней Каме (одно из родановских племен) и язьвинская (потомки переселенцев с рек нижней Колвы и Вишеры, пришедших на р. Язьву в 12-13 вв.). В хозяйстве родановцев ведущую роль играло пашенное земледелие, которое с 11-12 вв. преобладало над подсекой, хотя последняя и сохраняла свое значение на севере. Высевались как яровые, так и озимые культуры (к последним принадлежала рожь). Начала складываться паровая система земледелия. Большое значение в хозяйстве древних коми-пермяков имело скотоводство, а также охота и рыболовство. Возросла роль пушной охоты. Постепенно увеличивалась продуктивность комплексного хозяйства местного населения, а вместе с этим углублялось общественное разделение труда. Выделились в особые отрасли ремесла, металлургия и металлообработка, развивались косторезное и ювелирное дело. В 12-14 вв. у коми-пермяков появились расположенные на удобных водных путях укрепленные административные и хозяйственные центры. Старые родовые городища постепенно пустели и забрасывались. Это, а также сочетание различных обрядов погребения в могильниках и наличие на поселениях вещей с разными типами родовых тамгов (свидетельствующие о смешанности населения), говорит об ослаблении родовых связей, хотя в целом разложение родового строя, особенно в отдаленных и малонаселенных районах расселения коми-пермяков, шло медленно. Усиливавшаяся имущественная дифференциация семей прослеживается по материалам родановских могильников 12-15 вв. Имущественное неравенство перерастало в социальное. Власть знати становилась наследственной. В 14-15 вв. у коми-пермяцких племен, которые были связаны между собой общностью экономической жизни, языка и культуры, начался процесс сложения более прочного этнического объединения - народности, в состав которой вошли 7 племен. В Верхокамье и на р. Язьве выделились особые этнические группы зюздинских и язьвинских коми-пермяков. В 14-15 вв. на свободных землях Верхнего Прикамья появилось оседлое русское население. Началась стихийная русская колонизация края с северо-запада, из новгородских владений. В 1401-1409 гг. на верхней Каме был построен первый русский укрепленный городок Анфаловский. На р. Боровой в нач. 15 в. волгожане начали добычу соли. В 1430 г. промыслы были перенесены на р. Усолку, где возникло русское поселение (будущий город Соль Камская), положившее начало посадской колонизации Приуралья. В 1451 г. в Пермь Великую был направлен наместник московского князя, резиденцией которого стал город г. Чердынь. Этот факт означал, по мнению исследователей, мирное включение Перми Великой в состав Русского государства. Закреплением этого стало крещение местного населения в пятидесятых-шестидесятых годах 15 в. К кон. 15 в. основная часть Приуральского региона (Пермь Великая и Вятский край) прочно вошла в состав Русского государства. Русские крестьяне сближались с местными жителями в хозяйственном отношении, оказывали прогрессивное влияние на развитие земледелия, заимствуя в то же время некоторые приемы охоты и рыбной ловли. Земледельческое коми-пермяцкое население было обложено такими же налогами и повинностями, как и русские крестьяне, и это сближало их в правовом отношении. В 16 в. завершилось формирование этнической территории коми-пермяков. Основное ядро складывавшейся коми-пермяцкой народности размещалось по течению рек Иньвы и Косы с их притоками, где коми-пермяки ассимилировали небольшие группы коми-зырян и удмуртов. Территория Северного Прикамья входила в состав Чердынского, Соликамского и Кайгородского уездов (последний с кон. 16 в. включал верховья р. Камы, до 1586 г. находившиеся в составе Вычегодского уезда). Русские проживали, главным образом, в Чердынском стане одноименного уезда, в небольшом Соликамском уезде, в Орлинской части вотчины Строгановых.

Г. Н. Чагин
 

Адреса

Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес

Библиографии

Источник библиографии
_Талицкий М. В. Верхнее Прикамье в X-XIV вв. // МИА. 1951. № 22.
 
Источник библиографии
Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце ХI-начале ХVII века. Иркутск: Изд. Иркут. ун-та, 1990. 164 с.
 
Источник библиографии
Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск, 1999. 387 с.: 1 л. портр., ил.
 

Предметные ссылки

Статья
ЛОМОВАТОВСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
 
Статья
ЧУСОВСКОЕ ОЗЕРО, ОХРАНЯЕМЫЙ ЛАНДШАФТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
 
Статья
ЧУСОВСКОЕ, ОЗЕРО
 
Статья
ЧУСОВАЯ, РЕКА, ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ ПРИТОК Р. КАМА
 
Статья
ШМИДТ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ
 
Статья
УДМУРТЫ
 
Статья
КОМИ-ПЕРМЯКИ
 
Статья
ПЕРМЬ ВЫЧЕГОДСКАЯ
 
Статья
ЗЮЗДИНСКИЕ КОМИ-ПЕРМЯКИ
 
Статья
РУССКИЕ
 
Статья
БАДЕР ОТТО НИКОЛАЕВИЧ
 
Статья
БАДЕР ОТТО НИКОЛАЕВИЧ
 
Статья
ОБОРИН ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ
 
Статья
ОБОРИН ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ
 
Статья
ОБОРИН ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ
 
Статья
ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ
 
Статья
ЯЗЬВИНСКИЕ ПЕРМЯКИ
 
Статья
ЯЗЬВА, РЕКА, ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ ПРИТОК Р. ВИШЕРА
 
Статья
КОЛВА, РЕКА, ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ ПРИТОК Р. ВИШЕРА
 
Статья
ВИШЕРА, РЕКА, ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ ПРИТОК Р. КАМА
 
Статья
ЧЕРДЫНЬ, ЧЕРДЫНСКИЙ РАЙОН, ГОРОД
 
Статья
ИНЬВА, РЕКА, ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ ПРИТОК КАМСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
 
Статья
КОСА, РЕКА, ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ ПРИТОК Р. КАМЫ
 
Статья
АНФАЛОВСКИЙ ГОРОДОК
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.