Сегодня: 21 Сентября 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:5 
Наименование
КОСТИЩА В ПРИКАМЬЕ
 
Текст
КОСТИЩА В ПРИКАМЬЕ.
Костищами принято называть оригинальные культовые памятники гляденовской культуры – II в. до н. э. – IV в. н. э. В настоящее время известно 14 костищ-святилищ. Территория их распространения совпадает с ареалом памятников гляденовской культуры.
Традиционно костища распределяются на две хронологические группы: раннюю (Гляденово, Юго-Камск) и позднюю (костища типа Гаревского). В. Ф. Генинг поздние костища и синхронные им памятники выделил в особую гаревскую культуру. Р. Д. Голдина относит поздние костища к ломоватовской культуре.
Ранние костища расположены на площадках ананьинских городищ, поздние – на мысах (Останинское, Панкрешихинское), на вершинах холмов (Гаревское, Усть-Туйское) и на склонах (Ильинское), на высоких коренных берегах рек (Слепушка, Ломотино).
Стратиграфия костищ очень сложная и представляет собой мощные напластования сырых и пережженных костей, костного пепла, концентрация которых обычно наблюдается в центре жертвенных мест. На площадках костищ выявлены сооружения культового характера – вымостки из галечника, серповидные и прямые канавки, глинобитные прокаленные площадки, скопления песчаниковых плит, выкладки черепов жертвенных животных, столбовые и жертвенные ямки. Возле култовых сооружений найдены бусы, медные и бронзовые украшения, железные и костяные наконечники стрел, зооморфные и антропоморфные фигурки, вотивные модели орудий труда, столовая посуда и жертвенные чаши.
Остается спорным вопрос о назначении костищ. Большинство исследователей считает их жертвенными местами. В. Ф. Генингом и В. А. Обориным высказано мнение, что костища являются коллективными могильниками с трупосожжениями гляденовской культуры. Костища интенсивно функционировали в первых веках н. э. Прекратили существование с наступлением харинской эпохи в кон. IV-V вв. н. э.
Материалы костищ являются уникальными источниками по изучению духовной культуры и религиозных представлений древнепермского населения в эпоху раннего железного века.
 

Библиографии

Источник библиографии
_ Труды Пермской ученой архивной комиссии. Пермь, 1901. Вып.I.
 
Источник библиографии
Спицын А. А. Гляденовское костище // Записки Русского археологического общества. СПб., 1901. Т.XII, вып.1-2.
 
Источник библиографии
Поляков Ю. А. Итоги изучения памятников гляденовской культуры в Верхнем и Среднем Прикамье // Тр. IV Уральского археол. совещ. Пермь, 1967. С. 197-215. (Уч. зап. Перм. гос. ун-та. №148)
 
Источник библиографии
Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 279 с.: ил.; 2 л. ил.; табл.
 
Источник библиографии
Памятники истории и культуры Пермской области. В 2 т. Т.1: Материалы к археол. карте Перм. обл. / авт.-сост. Р. Ф. Вильданов, С. Н. Коренюк, Н. В. Кулябина, А. Ф. Мельничук, В. П. Мокрушин. Пермь: Арабеск, 1996. 299 с.
 
Источник библиографии
Археология и этнография Среднего Приуралья: сб. ст. Вып. 1 / Перм. гос. ун-т. Кам. археол. экспедиция. Березники: тип. Купца Тарасова. 2001. 194 с. : ил.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.