Сегодня: 13 Июля 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:2Статьи:4 
Арий Моисеевич ПазовскийПосле спектакля «Евгений Онегин» П. Чайковского. На снимке: верхний ряд (слева направо): Е. Глаголев (Онегин), режиссер А. Бакалейников, Н. Сохов (Зарецкий), Б. Балашов (Ленский), Н. Измайлова (няня); нижний ряд (слева направо): А. Никулина (Татьяна), дирижер Я. Пазовский, Л. Вдовина (Ольга), Т. Дружинина (Ларина).
Наименование
ПАЗОВСКИЙ АРИЙ МОИСЕЕВИЧ
 

Рубрики

Рубрика
Рубрика
Текст
ПАЗОВСКИЙ АРИЙ МОИСЕЕВИЧ (21.01/02.02.1887, г. Пермь – 06.01.1953, г. Москва). Выдающийся российский дирижер и музыкально-театральный деятель. Нар. артист СССР (1940 г.). Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1942, 1943 гг.).
Рос в семье владельца шляпной мастерской (бывшего кантониста), увлекавшейся музыкой. Вместе с братом Борисом брал уроки скрипичной игры у пермских музыкантов, прежде всего у Л. И. Винярского. В возрасте 8 лет впервые выступил перед публикой. С 1897 г. с помощью А. Я. Альтшуллера и пермской общественности, продолжил образование в г. Петербурге. В течение 7 лет учился в Петербургской консерватории (окончил в 1904 г.) в скрипичных классах П. А. Краснокутского и Л. С. Ауэра. В г. Перми и г. Екатеринбурге выступал с «отчетными» концертами и дебютировал как дирижер в хоровом концерте музыкального кружка. Здесь же начал театральную карьеру в качестве хормейстера, пианиста-концертмейстера и помощника дирижера и артиста оркестра. Впервые в Перми и Екатеринбурге получил право становиться за дирижерский пульт оперных спектаклей в 1905 г., считал это началом деятельности оперного дирижера. Брал уроки у А. К. Лядова, встречался и работал с С. И. Танеевым, Ф. И. Шаляпиным, М. Баттистини, слушал С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. Никиша. Работал в городах Вильно, Казани, Минске, Москве – в частной опере С. И. Зимина (1908-1910 гг.) и в Большом театре (1923-1924, 1925-1928 гг.), Одессе, Петрограде (в оперной труппе Нар. дома в 1916-1918 гг. и в театре оперы и балета, 1918 г.), Саратове, Тифлисе. В 1929-1936 гг. возглавлял оперные театры в городах Баку, Киеве, Свердловске, Харькове, Харбине (во главе театра при советской администрации КВЖД – Китайско-Восточной железной дороги). Вершиной творческого пути нар. артиста СССР Ария Моисеевича Пазовского стала работа в должности художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра – Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова в 1936-1943 гг. С 1943 по 1948 г. возглавлял Большой театр (г. Москва, художественный руководитель). Интерпретации всегда отмечались тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, художественной строгостью, ритмической дисциплиной, филигранной отделкой деталей. Для лучших работ характерно глубокое и проникновенное раскрытие содержания произведения, точное следование авторскому тексту. Как художник и организатор, отличался требовательностью и бескомпромиссностью. Работал с признанными корифеями отечественной оперной сцены – З. П. Гайдай, И. С. Козловским, С. Я. Лемешевым, М. П. Максаковой, М. Д. Михайловым, Н. К. Печковским, А. С. Пироговым, С. П. Преображенской, М. О. Рейзеном, Г. М. Нэлеппом, Н. С. Ханаевым. Многие из них начинали с этим дирижером свой творческий путь. Книга «Записки дирижера» (1966 г.) признана значительной работой в области теории и практики оперного исполнительства. В 1941 г. вопреки первоначальным планам эвакуации принял вместе с руководителями области ответственное решение – разместить эвакуированный Мариинский (Кировский) театр в г. Перми. Возглавлял его плодотворную работу в Пермском крае до своего переезда в 1943 г. в Москву, чем способствовал значительному росту культурного потенциала малой родины.

Соч.: Об опере М. Коваля // Звезда. 1942. 11 нояб.;
Записки дирижера / общ. ред. В. Кухарского. 2-е изд. М., 1968. (О г. Перми - с. 38-39, 47-48).

В. А. Порозов
 
Период от
1887
 
Период до
1953
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Порозов В. А. Пермь музыкальная. Кн. 1: По улице Сибирской. Пермь, 2004. 136 с., С. 95-97.
 
Источник библиографии
Спешилова Е. А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723 - 1917 / Е. А. Спешилова. Пермь: Курсив, 1999. 580 с. : ил., С. 100-101.
 
Источник библиографии
Витвицкий К. 3. Артисты пермской оперы. Пермь: Кн. изд-во, 1987. 132 с., С. 49-50.
 
Источник библиографии
Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 4. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия: Сов. композитор, 1978. 974 стб.
 
Источник библиографии
Келлер И. И. Репетиции. Спектакли. Встречи. Пермь: Кн. изд-во, 1977. 206 с., С. 163-165, 170.
 
Источник библиографии
Келлер И. И. Пермский Ордена трудового красного знамени государственный академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского / И. И. Келлер, А. С. Кокурина, Ю. Ф. Надеждин. Пермь, 1971. 79 с., С. 35-37.
 
Источник библиографии
Кухарский В. Об авторе и книге / В. Кухарский, В. Тольба // Пазовский А. М. Записки дирижера. 2-е изд. М., 1968. С. 12-13.
 
Источник библиографии
Бычков Ю. Н. Пазовский, Арий Моисеевич // Театр. энцикл. М., 1965. Т. 4. Стб. 251-252.
 
Источник библиографии
Из музыкального прошлого: сб. очерков. Вып. 1 / ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. М.: Гос. музык. изд-во, 1960. 519 с., С. 101-103.
 
Источник библиографии
Из музыкального прошлого: сб. очерков. Вып. 2. / [ред.-сост. Б. С. Штейнпресс]. М.: Музыка, 1965. 314 с., С. 79, 81, 97-99.
 
Источник библиографии
_Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. 1917-1967. Л., 1967., С. 163-167.
 
Источник библиографии
Богданов-Березовский В. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Л.; М.: Искусство, 1959. 342 с.
 
Источник библиографии
Коваль М. Выдающийся дирижер // Сов. музыка. 1953. № 11. С. 58-61.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.