Сегодня: 15 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Закржевский Юлиан Федорович, арт. оперы (драм. тенор), камерный певец и педагог.
Фамилия, имя, отчество
Закржевский Юлиан Федорович, арт. оперы (драм. тенор), камерный певец и педагог
 
Краткая биография
Закржевский Юлиан Федорович (29.09.1852, Галиция — 25.04(08.05).1915, г. Казань), арт. оперы (драм, тенор), камерный певец и педагог. Род. в семье помещика. Пению обучался во Львов. конс. (кл. К. Микули), позднее совершенствовался в Венеции у проф. Пиццолоти. В 1871 г. дебютировал в Праге (вначале в чеш. затем в нем. опере). В последующие годы выступал в Венеции (1874), Праге, Львове, Кракове, Варшаве (1876), Киеве (1878 - 1882), Москве (Большой т-р, 1882 - 1884). Позднее выступал в основном в провинции — в Казани (до 1888, 1888 - 1891, 1898; в 1901 отметил здесь свой 35-летний сцен, юбилей), Саратове (1892), Перми (1897 - 1898), Харькове, Астрахани, Н. Новгороде (1885). Обладал мощным (особенно в верхнем регистре), ровным голосом широкого диапазона (до ре-бемоль), драм. темпераментом, выдающимся актер. мастерством, имел яркую сцен. внешность. Первоклассная вокальная школа позволяла певцу исп. разнохарактерные партии, преодолевать тесситурные и технические трудности. Актер. дарование и темперамент певца проявились в драм. и трагедийных партиях. Репертуар певца составляли св. 50 партий.
1-й исп. партий: в Большом т-ре — Васко да Гама («Африканка»); в Саратове — Германа («Пиковая дама»; некоторые муз. критики отмечали, что в этой партии певец превосходил Н. Фигнера); в Киеве — Мазепы («Мазепа» Б. Фитингофа-Шеля); в Казани и Н. Новгороде — Йонтека («Галька»). Лучшие партии: Герман («Пиковая дама»), Манрико («Трубадур»), Отелло («Отелло» Дж. Верди), Фауст («Фауст»), Рауль, Йонтек, Иоанн Лейденский, Элеазар (в создании образа продолжил традицию исп. И. Сетова; в этой партии в сезоне 1888 - 1889 певца слушал В. И. Ленин). Др. партии: Собинин, Синодал; Радамес, Герцог («Риголетто»), Хозе «Кармен»), Канио, Мазаньелло. Партнеры: М. Инсарова, О. Соколова-Фрелих, Н. Унковский, А. Ухтомская-Баронелли. Пел п/у И. Палицына.
В 1907 из-за потери голоса был вынужден покинуть сцену. Последние годы жизни жил в Казани, где давал частные уроки пения. В числе его учеников — Ф. Эрнст. Ф. Шаляпин в годы своей жизни в Казани встречался с певцом. «Кумиром публики, а особенно молодежи — студентов и курсисток — был тенор Закржевский. Его обожали, его буквально носили на руках, молодежь выпрягала лошадей из его экипажа и везла по улицам на себе... Несколько лет спустя я встретил Закржевского полубольным, всеми забытым, в нищете. Я имел грустную честь помочь ему немножко и видел на его глазах слезы обиды и благодарности, слезы гнева и бессилия» (Ф. Шаляпин)*.
Лит.: Ю. Ф. Закржевский. (Некролог) // РМГ. 1915. № 23-24. Стлб. 403.; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. М., 1960. Вып. 1. С. 254-256, 278.; Штейнпресс Б. Казань. Годы 1888 - 1889 // Муз. жизнь. 1960. № 7.; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: воспоминания режиссера. М., 1967. С. 22-23.; Зелов Ник. Участник красных концертов // Театр. жизнь. 1971. № 8. С. 26.; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873 - 1889. Л., 1973. С. 318-319.; Федор Иванович Шаляпин: литературное наследие. Письма.* М., 1976. Т. 1. С. 68.; Витвицкий К. 3. Артисты пермской оперы. Пермь, 1987. С. 46-47.
 
Годы жизни
29.09.1852, Галиция — 25.04(08.05).1915, г. Казань
 
Год рождения
1852
 
Год смерти
1915
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Вид деятельности
Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Закржевский Юлиан Федорович//Биография.ру. Режим доступа:http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=44295
 
Источник библиографии
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил., С. 183-184.
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.