Сегодня: 16 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Де-Вос-Соболева Елена Викторовна, арт. оперы (лирико-колоратурное сопрано), оперетты, камерная певица, режиссер и педагог - Таис ("Таис").
Фамилия, имя, отчество
Де-Вос-Соболева Елена Викторовна, арт. оперы (лирико-колоратурное сопрано), оперетты, камерная певица, режиссер и педагог
 

Другие имена(псевдонимы)

Альтернативное имя
урожд. Де-Вос
 
Альтернативное имя
по мужу Соболева
 
Краткая биография
Де-Вос-Соболева (урожд. Де-Вос; по мужу Соболева) Елена Викторовна, 19.07.1875, г. Гент, Бельгия — 12.07.1945, г. Ленинград — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), оперетты, камерная певица, режиссер и педагог. Род. в семье органиста и вокального педагога. С 1880 г. жила в г. Тифлисе, где окончила гимназию. Пению обучалась в Киев. муз. уч-ще (кл. К. Эверарди), затем брала уроки пения в г. Тифлисе у Д. Усатова, позднее совершенствовалась в г. Брюсселе у своего дяди К. Де-Воса. Вокальный дебют состоялся в симф. концерте в г. Тифлисе в 1893 г. (вместе с Ф. Шаляпиным). Выступала на оперной сцене в г. Екатеринославе, г. Кишиневе (1901 г.), г. Перми (1903 - 1904 гг., антр. Кравченко), г. Екатеринбурге (1904, 1909, 1911 гг.), г. Москве (Частная рус. опера С. Мамонтова, 1904, 1908 - 1912 гг.), г. Н. Новгороде, г. Киеве (1906 г.), г. Саратове и г. Казани (1909 г.), г. Риге (1909 - 1910 гг.), г. Харькове, г. Одессе, г. Тифлисе. В 1918 - 1921 гг. солистка и режиссер нижегород. оперного театра Пролеткульта. Обладала необычайно выразительным, но небольшим голосом, в совершенстве владела колоратурной техникой. «Голос у Елены Викторовны был суховатый, чуть-чуть старообразный, колоратура чеканная, но не фейерическая. Отличительной чертой ее исполнения было большое изящество пения, дикции и всего ее сценического поведения, редкий в то время в провинции высококультурный общий артистический облик» (С. Левик)*. Репертуар включал св. 60 партий (от лирико-колор. до драм.).
1-я исп. в г. Екатеринбурге партий: Лейлы («Искатели жемчуга»), Таис («Таис»), Мюзетты («Богема»), Марии («Царь и плотник»). Лучшие партии: Людмила («Руслан и Людмила»), Виолетта, Чио-Чио-сан. Др. партии: Антонида, Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Клеопатра («Маккавеи»), Марфа («Царская невеста»), Пикколо; Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Изабелла («Роберт-Дьявол»), Церлина («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»), Инесса («Африканка»), Берта («Иоанн Лейденский»), Маргарита («Фауст»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Джильда, Лакме, Маргарита Ва-луа, Принцесса Евдоксия, Филина, Недда, Олимпия. Среди опереточных партий — Мимоза-сан («Гейша» С. Джонса), Саффи («Цыганский барон» И. Штрауса). Партнеры: О. Камионский, М. Максаков, Н. Райский, Л. Савранский, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у Н. Алмазова, А. Павлова-Арбенина, И. Палиева, И. Палицына.
Выступала в концертах МУЗО на летних площадках и в клубах.
С 1917 г. преподавала в петрогр. Нар. конс., в 1918 - 1922 гг. — в нижегород. Нар. конс., в 1923 - 1940 гг. — в Ленингр. конс., (по приглашению А. Глазунова; с 1926 г. проф.). Ученики: М. Бикс, В. Давыдова, Т. Докунина, О. Кашеварова, М. Сафронова, Н. Серваль, Г. Серебровский.
Лит.: Полуэктова Н., Коллар В. Музыканты-нижегородцы // Люди русского искусства. Горький, 1960. С. 280.; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. 2-е изд. М., 1962. С. 320-321.; Козлов А. Она была любимицей публики // Веч. Свердловск. 1975. 25 июля.
 
Годы жизни
19.07.1875, г. Гент, Бельгия — 12.07.1945, г. Ленинград
 
Год рождения
1875
 
Год смерти
1945
 

Виды деятельности

Вид деятельности
Вид деятельности

Библиографии

Источник библиографии
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М.: Советский композитор, 1991. 423 с.: ил., С. 143.
 
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.