Сегодня: 29 Марта 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:3 
Наименование
ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ
 
Текст
ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ. Уникальный орган общественного самоуправления, созданный Городской Думой для руководства оперным театром, по существу общественная дирекция театра. Существовала с 1895 по 1902 г. Функционировала в здании Думы и Общественного собрания. Решение об общем руководстве оперно-театральным делом и его финансировании было вынесено 9 марта 1895 г. с целью оградить театр от случайностей, связанных с ежегодной сменой антрепренеров.
В состав общественной дирекции вошли представители перм. интеллигенции. Председателем был избран городской голова А. В. Синакевич. Главным консультантом стал А. Д. Городцов. Членами дирекции были также архитектор А. Б. Турчевич, председатель Перм. уездной земской управы А. А. Малеев. На должность «главного режиссера Перм. городской театральной дирекции» А. В. Синакевичем был приглашен Н. Н. Боголюбов.
Самым влиятельным членом городской театральной дирекции являлся присяжный поверенный М. Я. Попов, связанный многолетней дружбой с известным композитором и музыкальным критиком А. Н. Серовым. Сообщение о деятельности театральной дирекции при Городской Думе на первом Всероссийском съезде сценических деятелей в 1897 г. было встречено «с восторгом». Опера в далеком провинциальном городе с населением менее ста тысяч человек процветала. Журнал «Музыкальный современник» отмечал, что «на оперном рынке пермские ангажементы расцениваются сейчас же вслед за киевскими». В пермскую оперу в этот период приглашались покорившие публику А. Ф. Арцимович, Э. Ф. Боброва-Пфейфер, А. Д. Городцов, Е. В. Девос-Соболева, Ю. Ф. Закржевский, М. С. Ильющенко, С. К. Ильяшевич, Е. Г. Ковелькова, А. Н. Круглов, Л. М. Образцов, И. И. Плауктынь, Д. И. Ряднова-Джубеллини, А. М. Томская, Д. Х. Южин, дирижер Б. С. Плотников, хормейстер Мстиславская и др. известные в стране мастера оперного искусства. В течение только одного сезона 1897/1898 гг. перм. труппа осуществила постановку 15 русских и 16 западных оперных спектаклей. За семь сезонов музыкальной антрепризы было поставлено около сорока опер. С первого же сезона городской антрепризы печатались программы и либретто. Деятельность дирекции и театра неустанно освещалась в прессе. Пермяков называли опероманами. Однако торжество демократических начал было недолговечным. В 1900 г. городская управа решила отказаться от убыточного дела и ликвидировать театральную дирекцию. Из-за энергичного протеста общественности решение было пересмотрено. Однако состав дирекции изменился: гласный Кашперов, присяжный поверенный Грибель, инженеры Гладышев и Соснин, доктор Шипилин. В условиях экономического кризиса долги театра покрыть не удалось, и сезон 1901/1902 гг. был последним для городской антрепризы. Дирекция перестала существовать. Результатом стало снижение интереса к опере, увеличение количества произведений «легкого жанра» в репертуаре гастролирующих трупп, ориентация многих из них на драматический репертуар. В целом же годы существования дирекции стали периодом расцвета перм. оперы. Ведение театрального дела за счет города, финансовая ответственность его состоятельных граждан за театр открывали широкий простор для творчества, для создания высокохудожественного ансамбля. Именно театральная дирекция, привлекая сильный состав певцов и музыкантов, смогла дать городу образцовую оперу со сложным и богатым репертуаром, в котором были представлены все направления западноевропейского и русского оперного искусства. В то время Пермь была единственным городом в России, где оперное дело велось таким образом, что создавало предпосылки неповторимости и уникальности Перм. оперного театра. Чтобы соответствовать эстетическому идеалу, созданному данной театральной системой, приходилось и в дальнейшем поддерживать необходимый уровень напряжения творческих сил.

Лит.: Боголюбов Н. Н. // Зауральский край. 1913. 18 сент.;
Келлер И. И. Пермский Ордена трудового красного знамени государственный академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского / И. И. Келлер, А. С. Кокурина, Ю. Ф. Надеждин. Пермь, 1971. 79 с.;
Порозов В. А. Пермь музыкальная. Кн. 1: По улице Сибирской. Пермь, 2004. 136 с.;
Корчагин П. А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006. 318 с. (По городам и весям Прикамья).

В. А. Порозов
 
Период от
1895
 
Период до
1902
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Корчагин П. А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006. 318 с. (По городам и весям Прикамья)., С. 188-189.
 
Источник библиографии
Порозов В. А. Пермь музыкальная. Кн. 1: По улице Сибирской. Пермь, 2004. 136 с., С. 86-89.
 
Источник библиографии
Келлер И. И. Пермский Ордена трудового красного знамени государственный академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского / И. И. Келлер, А. С. Кокурина, Ю. Ф. Надеждин. Пермь, 1971. 79 с., С. 133-136.
 
Источник библиографии
Боголюбов Н. Н. // Зауральский край. 1913. 18 сент.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.