Сегодня: 17 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  ЕВРЕИ
Общая информация
Изображения:0Статьи:8 
Наименование
ЕВРЕИ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Йегудим, Йид
 
Текст
ЕВРЕИ, самоназвание — йегудим (на иврит), йид (на идиш). Формирование еврейского народа связывают с периодом II тыс. до н.э., когда на территории древнего Ханаана (совр. Израиль) произошла интеграция семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай, где появилось государство Иудея. В 586 году до н.э. вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение). С падением Нововавилонского царства (539 год до н.э.) часть евреев возвратилась в Иудею. С этого времени начинает складываться модель этнического развития евреев с симво-лическим и культурным центром в Израиле и обширной диаспорой. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н.э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье. Сегодня евреи расселены по всему миру, общая их числен¬ность составляет около 13 млн. человек. Численность евреев в России в 2002 году составила 230 тыс. человек, сократившись почти вдвое по сравнению с 1989 годом (536,85 тыс.). Первые упоминания о еврейских общинах в Киев¬ской Руси относятся к X в. Антиеврейские настроения в Западной и Центральной Европе в средневековье способствовали появлению еврейских общин в Москве, Новгороде и других городах. Традиционно евреи занимались различ¬ными ремеслами, торговлей, ростовщичеством. При Екатерине II во второй половине XVIII в. вследствие раздела Польши и присоединения ее областей к Российской империи значительное число польских евреев оказалось под влиянием России. Начало формирования еврейской диаспоры в Прикамье относится к первой четверти XIX века. Основу еврейского населения положили ссыльные, а также мигранты, перебирающиеся вглубь страны. Согласно законам Российской империи, Пермь была самым крайним, западным пунктом, где евреям раз¬решалось размещаться на поселение. Введение рекрутской повинности (указ Николая I от 26 августа 1827 г.) стало новым этапом еврейской миграции на Урал. В Прикамье начинают прибывать еврейские рекруты (евреи-кантонисты, обращенные в православие). Таким образом, ядро еврейского населения в Пермской губернии составляли ссыльные и военнослужащие. Постепенно в Перми появляется еврейская городская интеллигенция: врачи, инженеры, купцы, музыканты, певцы. В этот период евреи занимаются преимущественно ремеслом и торговлей. В 1840-х гг. появилось первое еврейское кладбище, сохранившееся до наших дней. В 1869 г. в Перми был открыт молельный дом, в котором размещалась религиозная школа, а в 1886 г. возведена синагога. Деревянную «солдатскую» синагогу (1886) дополнила построенная в 1903 г. каменная синагога на Екатерининской, ныне Большевистской, улице. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., иудейское население Пермской губернии составляло чуть более двух тысяч человек. Рост происходил и за счет увеличения числа ремесленников, прибывших из «черты оседлости». Так, к 1910 г. в Перми проживало более полутора тысяч евреев, что составляло 2,6% от всего населения города. В 1913 г. было открыто еврейское двухклассное училище, в котором обучалось до 170 детей. Кроме общеобразовательных предметов в программу обучения вплоть до 1919 г. входил иврит и история еврейского народа. В годы Первой мировой был отмечен новый миграционный виток в развитии еврейской диаспоры, в Прикамье прибывают беженцы из западных губерний России, а в годы Гражданской войны на Урал устремился но¬вый поток переселенцев (евреи, спасавшиеся от погромной волны, прокатившейся по западным губерниям царской России). В 1920 г. еврейское население города составляло уже 2,6 тыс. человек, или 4% от количества жителей Перми. С 1920-х гг. в Перми работала начальная школа на идиш, библиотека. В 1939-40-х гг. еврейское население Перми пополнилось ссыльными из западных областей Украины, Белоруссии, Бессарабии и беженцами из Полыни, оккупированной немцами. В годы Великой Отечественной войны на Урал было эвакуировано множество промышленных предприятий и учреждений культуры. Еврейское население вновь пополнилось. В 1947 г. была воссоздана религиозная община, но все необходимые ритуалы по-прежнему проводились в частных домах. В конце 1950-х гг. Пермь привлекает еврейскую молодежь, желающую получить высшее образование, своим практическим отсутствием дискриминации еврейских абитуриентов. Во второй половине XX в. в связи с ассимиляционными процессами, увеличением количества смешанных браков, миграцией 1950 и 1980-х гг. внутри страны произошло некоторое снижение численности еврейского населения в Прикамье. Так, по переписи 1989 г., в Перми проживало 5,1 тыс. евреев. В 1990-е гг. наблюдался значительный миграционный отток в Израиль, ослабивший пермскую диаспору, пик миграции приходился на 1990-1994 гг. По переписи 2002 г., в Пермском крае проживает 2,6 тыс. представителей еврейского народа. Большая часть пермских евреев, как и большинство евреев России, принадлежит к этнографической группе восточно-европейских евреев, считавших родным языком идиш. Большая часть евреев говорит на языке страны, в которой живет. Часть евреев говорит также на языках иврит, идиш. Официальным языком евреев Израиля является иврит, относится к семито-хамитской языковой семье. Все еврейские обычаи и обряды связаны с религией. Поэтому наибольшая устойчивость и сохранность традиционной культуры проявились в календарной обрядности. Из религиозных праздников наиболее значимыми являются Рош-а-Шана (Новый год), Йом Кипур (Судный день), Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница), Суккот (Кущи), Пурим, Тубишват, Ханука, Лаг Ба-Омер. В пище действует правило кашрута (религиозного табу), запрещающего смешивание молочных и мясных продуктов. Евреи на сегодняшний день полностью интегрированы в местное сообщество и присутствуют практически во всех отраслях экономики. Большое количество евреев задействовано в сфере науки, культуры и искусства. Огромную роль в сохранении этнической идентификации играли религия и образование на родном языке. В Перми начинали свою деятельность организатор первой израильской оперы Мордехай Голинкин, выдающийся дирижер и композитор Арий Пазовский, жили и многие годы работали еврейские прозаики Бронислава и Арон Бурштейн, еврейский поэт Пейсах Яновский. Помимо Иудейского религиозного общества (при синагоге), которое входит в состав «КЕРООРа» (Конгресс Еврейских Религиозных организаций и объединений в России), в Перми существует религиозный общинный центр «Хабад Любавич Ор Авнер» — еще одно направление в иудаизме. При нем существует общеобразовательная школа с этнокультурными и религиозными компонентами в образовании, а также воскресная школа и детский сад. При синагоге также есть воскресная школа и детский сад, кошерная столовая. В Перми функционирует также несколько еврейских общественных (светских) организаций: «Гилель», объединяющая еврейскую студенческую молодежь, «Хэсед кохав» - благотворительный фонд, деятельность которого направлена на всестороннюю поддержку пожилой части еврейского населения, «Сохнут» - еврейское агентство в России, занимающееся вопросами репатриации на историческую родину. Общественные национально-культурные организации у евреев появились одними из первых. В 1988 г. в Перми был создан культурный еврейский центр «Менора». С 1990 г. при синагоге начала работу воскресная школа. В 1996 г. была создана Пермская региональная еврейская национально-культурная автономия (ПРЕНКА), которая включила в себя несколько еврейских организаций.
Сегодня ПРЕНКА активно взаимодействует с органами государственной власти края. При поддержке Администрации губернатора Пермского края в . рамках краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений издается еврейская газета «Иом-йом» («День за днем») о жизни пермских евреев, проводятся фестивали еврейской культуры и традиционные праздники.

Д. И. Вайман
 

Авторы

Автор

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Чагин Г. Н. Народы Прикамья: очерки этнокультур. развития в XIX - XX вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных ; Адм. Перм. обл. Пермь : Тип. купца Тарасова, 2002. 303 с.: ил.
 
Источник библиографии
Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Вып. I. Пермь, 1994. 161 с.
 
Источник библиографии
Баргтейл А. История еврейской общины Перми. Изд. 2-е, испр. и доп. Пермь: МиГ, 2004. 125 с. : ил.
 
Источник библиографии
_Вязовский Ю. В еврейской общине - впервые// Вечерняя Пермь. 1990. 16 дек.
 
Источник библиографии
Немировский М. Пермские евреи объединяются / Беседу вел И. Балабанов // Местное время.1996. 10 сент.
 
Источник библиографии
Мотревич В. По своей и царской воле: Еврейская община на Урале // Родина. 2002. № 4-5. С. 122-123.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.