Сегодня: 3 Июня 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:0 
Наименование
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПРИКАМЬЯ
 

Рубрики

Рубрика
Рубрика
Текст
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПРИКАМЬЯ. Перм. край, перм. Прикамье – территория, уникальная в этнокультурном отношении. Положение на границе Европы и Азии, степи и тайги было причиной того, что в разные ист. периоды Прикамье осваивали разные народы. Археологические источники позволяют реконструировать этнические процессы, протекавшие в Прикамье в 10-15 вв., которые послужили основой для дальнейшего формирования этнической карты региона. Первоначальное освоение прикамских земель осуществлялось предками финно-угорских и тюркских народов. На верхней Каме шли процессы консолидации в коми-пермяцкую народность племен родановской культуры. Предки коми-пермяков были расселены тогда в Сев. и Среднем Прикамье. Юж. районы Прикамья в этот период осваиваются угорским и тюркским населением. На территории Сылвенско-Иренского поречья в 9-15 вв. сформировалось смешанное угро-тюркское население, которое в более поздних источниках именуется «иштеками» или «остяками». Коренное население земель бассейна рек Сылвы и Ирени в последующие периоды примет активное участие в формировании пермских татар в качестве одного из компонентов. В 13-14 вв. в бассейнах рек Буй, Тулва, Танып расселяются башкирские племена, которые ассимилируют здесь угорское население. Движение башкирских племен на север, по мнению исследователей, было вызвано проникновением в юго-зап. Башкирию кипчаков. В целом Прикамье представляло собой малоосвоенный регион. Коренное население, занималось полукочевым скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством. Коми-пермяки были знакомы с земледелием. Новый этап этнокультурной истории Урала начинается со 2-й пол. 16 в.; с этого времени начинает формироваться этническая карта Прикамья, которая в основных чертах сохранилась и до 2000-х гг. Предпосылки для новых процессов были подготовлены ист. событиями кон. 15 – 1-й пол. 16 в. Присоединение в 1472 г. Сев. Прикамья, Перми Великой, к Русскому государству вовлекло прикамские земли в сферу геополитики московских князей. Власть Москвы подкрепляется и предшествовавшей этому христианизацией местного населения (1455, 1462 гг.). В 1558-1568 гг. Иван IV передал земли по Каме и её притокам солепромышленнику и торговцу А. Ф. Строганову. Прикамские земли стали основным форпостом на пути проникновения русских в Юж. Прикамье и Сибирь. Поход Ермака и присоединение Зап. Сибири во 2-й пол. 1580-х гг. к Русскому государству также вызвали приток русского населения, оседавшего в Прикамье и Зауралье. В 16-18 вв. формируется основная часть русского старожильческого населения. Падение в 1552 г. Казанского ханства, переход Ногайской Орды в зависимость от московских князей (1563), присоединение к Москве в 1556-1558 гг. удмуртов и башкир явились основными факторами, способствовавшими заселению и освоению юж. районов края, так как с этих пор и южноприкамские земли становятся частью Русского государства. Взятие Казани, усиление феодального гнёта, рост масштабов помещичьего землевладения, расслоение деревни, распространение среди народов, населявших Казанское ханство, православного христианства вызвали массовую миграцию на восток татар, марийцев, удмуртов, башкир. Особенности этнического состава населения Прикамья в нач. 18 в. выглядят таким образом: из всего населения края, составлявшего 72 532 человека, русских насчитывалось 47 552 (65,56 %), коми-пермяков – 7789 (10,74 %), татар – 3870 (5,34 %), башкир – 10 082 (13,4 %), марийцев – 1136 (1,56 %), удмуртов – 930 (1,28 %), манси – 164 (0,23 %). В 19 в. этническое развитие Прикамья характеризовалось протеканием нескольких процессов. Этническая структура населения края усложняется, в этот период в крае появляются диаспоры евреев, поляков, немцев, эстонцев, белорусов, а также отдельные представители других народов. Однако по-прежнему основу этнического состава населения составляли народы, освоившие Прикамье в предыдущий период и проживающие на своей исторически сложившейся территории. По переписи 1869 г. на землях, относящейся сегодня к Перм. обл., в сельской местности проживало русских – 506 724 человека, коми-пермяков – 62 130, татар – 19 130, башкир – 32 882, удмуртов – 3346, марийцев – 9815, манси – 424. В 20 в. для Прикамья, его этнокультурной истории были характерны в основном те же процессы, что протекали и во многих других регионах России: массовые миграции, урбанизация, разрушение многих элементов традиционной культуры, ассимиляционные и интеграционные процессы. В 1920-1930 гг. национально-государственное строительство в Прикамье в первую очередь оно было связано со становлением государственности коми-пермяцкого народа. 26 февр. 1925 г. Президиум ВЦИК постановил образовать наряду с другими административными округами Уральской обл. Пермяцкий окр. – с небольшими дополнительными правами. В 1930 г. все округа, за исключением Пермяцкого, были упразднены. Массовые миграции населения привели к заметному усложнению этнического состава населения. Так, если в 1890 г. в г. Перми проживали представители 22 национальностей, то в 1989 г. – более 100. Хотя по-прежнему основную часть населения региона составляли народы, давно освоившие Перм. край. Этническое развитие края в 2000-е гг. характеризовалось протеканием сложных, порой противоречивых этнических процессов. С одной стороны у многих народов, наблюдались всплеск этнической активности, рост национального самосознания, тенденции к консолидации. Однако эти процессы протекали по-разному. Так, если национально-культурные центры у удмуртов, татар и башкир Прикамья были созданы в 1991 г., то у перм. чувашей – только в 2001 г. С др. стороны, продолжались ассимиляционные процессы. Особенно заметно они наблюдались в городской среде. Таким образом, история формирования населения Прикамья показывает, что на протяжении всей истории регион складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу и традициям народы. В Прикамье активно происходило их взаимодействие. Традиционная культура каждого народа складывалась и развивалась в условиях диалога с культурами соседей. Характерной особенностью этнической культуры перм. народов являются межэтнические заимствования, явившиеся результатом этого диалога. Степень и формы взаимодействия оставались разными: от незначительных заимствований до полной ассимиляции.

А. В. Черных.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.