Сегодня: 13 Ноября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:5Статьи:11 
Народные промыслы и ремесла. Гончар с. Троельга Кунгурского района. Русские.За вышиванием. Деревня Нижняя Истекаевка Суксунского р-на. Татары. Фото А. В. Черных.Мастерица за ткацким станом. Деревня Тебеняки Суксунского района. Марийцы. Фото А. ЧерныхСуксунские самовары.Кунгурские художественные промыслы
Наименование
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ПРИКАМЬЯ
 
Текст
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ПРИКАМЬЯ. Мастером в прошлом был каждый крестьянин. Орудия труда, упряжь, утварь, одежда, обувь – почти всё в прошлом мастерилось самими крестьянами. Домашние ремёсла представлены в основном такими как обработка дерева, глины, металла, кожи, растительных волокон, ткачество, вязание, плетение. Многие образцы перм. нар. промыслов и ремесел хранятся сегодня только в музеях, как, например, знаменитая роспись по дереву, широко бытовавшая в Прикамье во 2-й половине 19 – нач. 20 в. Не только прялки, лагуны для кваса и пива, коромысла и туеса расписывали пермские и приезжие (вятские, костромские и поволжские) мастера, но и интерьеры жилищ. Еще и сегодня в перм. деревнях есть мастера, владеющие секретами бондарного ремесла, плетения из ивового прута, традиционного ткачества. Культура Прикамья всегда развивалась в диалоге традиций разных народов. Узорное вязание и ткачество коми-пермяков и русских соседствовало с шитьем тюбетеек и многоцветным ткачеством полотенец и паласов перм. татар и башкир. Браное узорное ткачество сохраняется в коми-пермяцких деревнях, у татар Сылвенско-Иренского поречья. Вышивание тюбетеек до настоящего времени продолжает развиваться в татарских и башкирских деревнях Бардымского р-на. Некоторые промыслы и ремесла, зародившиеся в Прикамье в прошлом, и сегодня являются гордостью края. Так, бурачный промысел, имеющий древние корни, сохраняется и развивается в Прикамье уже не одну сотню лет. Характерная особенность традиционных перм. туесов – тиснёный орнамент. В прошлом своими туесами-бураками славились Верхне-Чусовские городки. В наши дни в Прикамье (в Перми, Суксуне, Кунгуре, Верхне-Чусовских городках) также работают мастера бурачного дела. Традицию классических тиснёных перм. туесов сохраняет артель «Пермская береста» (г. Пермь). Богатые природные запасы, талантливые мастера, широкая ярмарочная торговля определили многообразие промыслов и ремёсел в Сылвенско-Иренском поречье (Кунгурский, Ординский, Суксунский р-ны). Наибольшую известность далеко за пределами Перм. края получил камнерезный промысел. Ещё в конце 18 в. жители деревень Покрово-Ясыл, Ключики, Павлово, Опачёвка (Осинский уезд, ныне – Ординский р-н) стали обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит, месторождения которого расположены по берегам р. Ирени. В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами. Уже в советское время нар. промысел был поставлен на промышленную основу – созданы Кунгурский (1933) и Красно-Ясыльский (1966) художественные комбинаты. Кроме селенита мастера стали использовать и др. мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.), расширился ассортимент изделий, популярностью стала пользоваться мелкая пластика, основными сюжетами которой стали звери и птицы, персонажи сказок. Запасы красной глины стали сырьевой основой развития в Сылвенско-Иренском поречье гончарного промысла. Мастера-горшечники были чуть ли не в каждой деревне, а в крупных селах и в Кунгуре работали десятки мастеров. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки – вот далеко не полный перечень местных гончарных изделий. Сегодня традиции гончаров Кунгурского уезда продолжают мастера художественного предприятия ЗАО «Кунгурские народные промыслы» (г. Кунгур). Основу производства предприятия составляют керамическая посуда, панно, вазы, светильники. Современные мастера наряду с традиционными осваивают и необычные для гончаров сюжеты, например, мотивы пермского звериного стиля. Небольшой заводской пос. Суксун своими мастерами и медными изделиями также известен далеко за пределами Прикамья. Именно здесь, на Суксунском медеплавильном заводе, основанном Демидовыми в 1729 г., начался в 1730-1740-е гг. выпуск самоваров. Конечно, тульские заводы, тульские самовары получили большую известность, но Суксун по праву отстаивает первенство в изобретении самовара. До начала 20 в. производство самоваров не носило промышленного характера, а имело форму промысла. Сегодня в Суксуне работает один из двух существующих в России самоварных заводов. Традиционные самовары в форме рюмки суксунские художники стали орнаментировать сюжетной росписью, появились самовары новых форм. В Суксунском музее хранится, например, самовар в форме первого советского спутника. На Суксунском заводе отливали и медные колокола. 48 из них уже более века «поют» на звоннице Большого театра в Москве. Мастера меднолитейного дела Суксуна и Кунгура в 19 в. освоили и производство поддужных колокольчиков (может быть, потому, что эти поселения располагались на Сибирском тракте). Последнее десятилетие по-разному отразилось на развитии того или иного промысла. Однако одной из характерных черт этих лет явился огромный интерес к нар. традициям, к нар. наследию. И, как следствие этого, создается множество новых центров нар. промыслов и ремесел. В Верхне-Чусовских городках открывается центр нар. промыслов и ремесел. В г. Перми появилась мастерская, где делают глиняные свистульки, копилки и подвески. Возникает спрос на кузнечные изделия, появляются в г. Перми и мастера-кузнецы, готовые изготовить ажурные кованые решетки и подсвечники.


А. В. Черных
 

Библиографии

Источник библиографии
Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л.: Художник РСФСР, 1988. 198, [1] с.: ил.
 
Источник библиографии
Бубнов Е. Н. Русское деревянное зодчество Урала. М.: Стройиздат, 1988. 188, [3] с.: ил.
 
Источник библиографии
Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,
1982. 110 с., 16 л. ил. : ил.
 
Источник библиографии
Кутьев О. Л. Художественные традиции в промыслах и ремеслах крестьян пермских вотчин Строгановых конца XIX – начала ХХ вв.: (по материалам экспедиций музея 1984-1989 гг.) // Пермский музей: учен. зап. Пермь, 1993. Вып. 1. С. 9-18.
 
Источник библиографии
Маслова Г. С. Материальная культура русского сельского и заводского населения Приуралья (XIX – начала ХХ в.) / Г. С. Маслова, Т. В. Станюкевич // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. М., 1960. С. 72-171.
 
Источник библиографии
На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноур. крестьянства XVII-XX вв. / [В. А. Александров, И. В. Власова, И. А. Кремлева и
др.]; отв. ред.: д. ист. н. В. А. Александров; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. 350 с., [8] л. цв. ил.: ил.
 
Источник библиографии
Могилева Г. Ю. Коллекция русских старообрядческих поясов Верхокамья: (по материалам полев. исслед. 1985-1987 гг.) // Пермский музей: учен. зап. Пермь, 1993. Вып. 1. С. 19-22.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: (этн. традиции материальной жизни):
учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. 112 с: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Народное искусство художественной обработки дерева в Верхнем Прикамье в XIX – начале ХХ в. // Из истории демократической культуры на Урале (XVIII – нач. ХХ вв.). Пермь, 1986. С. 5-670.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Росписи по дереву Северного Прикамья // Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири. М., 1985. С. 106-120.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.