Сегодня: 19 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:3Статьи:2 
Тулвинские татары и башкиры. Фольлклорный ансамбль. д. Тюндюк Бардымского района. Фото А. ЧерныхТулвинские татары и башкиры. Сбор подарков перед сабантуем. с. Елпачиха Бардымского района.Тулвинские татары и башкиры. Скрипач с. Барда Осинского уезда н. ХХ в.
Наименование
ТУЛВИНСКИЕ ТАТАРЫ И БАШКИРЫ
 
Текст
ТУЛВИНСКИЕ ТАТАРЫ И БАШКИРЫ. Одна из этнографических групп перм. татар и башкир. Расселены в по р. Тулва в Бардымском р-не Перм. края. Историки считают, что в Прикамье – по рекам Тулве, Бую и Таныпу – башкиры расселялись в 13-14 вв. На территорию Прикамья проникли башкиры племени гайна, поэтому территорию их расселения чаще всего именовали Гайнинской волостью, а её население - гайнинскими башкирами. К приходу в Прикамье башкирское племя гайна уже было этнически неоднородным, оно формировалось на стыке западных башкирских плёмен и булгар; видимо, гайнинцы ассимилировали и часть древнего местного угорского населения. Возможно, в формировании гайнинских башкир принимали участие также выходцы из Средней Азии, а также ногайцы и кипчаки. В кон. 16 в. в Тулвинском поречье начинаются новые этнические процессы. Башкиры в это время занимались полукочевым скотоводством и осваивали в основном нижнее течение р. Тулвы. В верхнем течении Тулвы в этот период на башкирских землях активно в качестве припущенников (платя оброк за землю башкирам-вотчинникам) селятся татары, удмурты, марийцы. На протяжении последующего времени в результате активных консолидационных и ассимиляционных процессов все этнические компоненты, принимавшие участие в заселении Тулвинского поречья, были интегрированы в состав этнокультурной общности тулвинских татар и башкир. Главная отличительная особенность тулвинских татар и башкир - двойственное и многоуровневое этническое самосознание. Двойственность связана с осознанием принадлежности как к татарам, так и к башкирам. Этническое самосознание ставит определенные сложности и для этноязыкового определения. Сами тулвинские татары и башкиры свой язык считают татарским, при этом 98 % записавшихся в переписи 1989 г. башкирами назвали родным языком татарский. Преподавание в школах идет на татарском литературном языке. Часть исследователей считают язык тулвинских башкир гайнинским говором сев.-зап. диалекта башкирского языка. Другие считают говор татар и башкир Прикамья единым и определяют его как один из говоров среднего диалекта татарского языка. До 16-17 вв. основным занятием населения по р. Тулве было полукочевое скотоводство с использованием охоты, рыболовства и бортничества. Земледелие, скорее всего, носило вспомогательный характер; первые свидетельства о земледелии относятся к первой четверти 17 в. В 19 – нач. 20 в. земледелие представляло уже ведущую отрасль хозяйства. Огородничество и садоводство имело ограниченное распространение. Важную роль в хозяйстве играло животноводство мясомолочного направления. Одним из древнейших занятий являлось бортевое, а затем и пасечное пчеловодство. Поселения тулвинских татар и башкир располагались в широкой пойме р. Тулвы и по её притокам. Основными типами поселений были деревни авыл. Поселения были многодворными, долгое время в деревнях преобладала беспорядочная застройка. Доминирующим типом усадьбы была открытая усадьба с разрозненно стоящими жилыми и хозяйственными постройками. Основным типом жилища было срубное жилище, но в нескольких вариантах: однокамерное или двухкамерное жилище в варианте изба-сени. С начала 20 в. активно распространяется новый вид жилища - пятистенок. Интерьер его сохранял этнические особенности. Справа или слева от входа устьем к противоположной от входа стене располагалась печь. Рядом с устьем печи располагался дополнительный очаг и вмазанный котел. Одним из главных элементов встроенной мебели были нары сике, проходящие вдоль всей передней стены. В питании широко использовались продукты земледелия, в первую очередь злаки: из них делали муку и крупы для каш. Основными блюдами были хлеб, мучные изделия, похлебки и каши. В пищу использовалось мясо домашних животных за исключением свинины, в основном говядина и баранина. Значительное место в рационе питания занимали молочные продукты: молоко, сметана, масло, творог, катык. Из хмельных напитков наибольшей популярностью пользовалась медовуха бал. Основой женского костюма была рубаха туникообразного покроя с широким подолом кулмек. В комплект традиционной женской одежды входили также штаны. Поверх рубахи надевался фартук с невысокой грудкой алъяпкыч. Наиболее древним женским головным убором следует считать длинный платок треугольной формы коекча. Пожилые носили коекча с волосником в виде мягкой шапочки с пришитыми к краю монетами. В 20 в., вплоть до 1950-х гг., единственным головным женским убором становятся калфаки. Отличительной особенностью праздничного костюма были многочисленные украшения: накосники, нагрудники, браслеты. Основу мужского костюма составляли рубаха и штаны. Характерным головным убором мужчин были тюбетейки, которые шились из плиса или бархата (чёрного, реже - бордового или тёмно-зеленого), они имели невысокий околыш и полусферический верх, богато украшались вышивкой цветными шелковыми или хлопчатобумажными нитями, расшивались бисером. Тулвинские татары и башкиры, как и большинство групп татар и башкир, являются мусульманами-суннитами. Однако сохранялись и многие архаичные доислмаские народные представления. Начало нового земледельческого года открывали весенние праздники и обряды, главным из которых был комплекс обрядов с 5-го на 6-е или с 6-го на 7-е апр., накануне праздника Благовещения – тын тынлый торган кон (слухи слушать такой день). Обрядовый комплекс включал в себя гадания, ряженье, приготовление каши шайтана. Большим праздником считались дни ледохода – боз китэ. Самым сложным по содержанию и ритуальной символике был праздник сабантуй, проводившийся после завершения весенних посевных работ. Отличительной особенностью календарной традиции тулвинских татар и башкир было проведение праздника джиен, по срокам совпадавшего со временем проведения сабантуя. На границе лета и осени отмечался Ильин день. Переход от осени к зиме маркировал праздник Покров. Праздники и обряды зимы оставались у тулвинских татар и башкир неразвитыми. Из всего многообразия жанров поэтического фольклора заметно выделяются песни – жыр. Большинство песенных текстов и напевов приурочено к семейным праздникам и обрядам: проводам в солдаты, свадьбе, гостеванию. Музыкальное исполнительство татар и башкир невозможно представить без баитов - сюжетных произведений лироэпического характера, как правило, посвящённых событиям трагического характера. Богатый пласт народного творчества составляют малые жанры фольклора: заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки. Развитой была и традиция устной прозы (мифологические рассказы о сотворении мира, исламские нар. легенды, былички и бывальщины, ист. и топонимические предания). Компактное проживание в рамках одного района способствует современному развитию национальной культуры. По переписи 2002 г. в районе проживало 16 606 башкир и 9 025 татар. В с. Барда на родном языке издаётся районная газета, телерадиокомпания «Притулвье» готовит передачи на татарском языке, на родном языке издаётся литература, активно печатаются местные поэты и писатели. В районе действует развитая сеть национальных школ и дошкольных образовательных учреждений, в с. Барда создана единственная в Прикамье сельская национальная гимназия, Бардымский филиал Перм. ин-та повышения квалификации работников образования организует переподготовку педагогов национальных школ.
 

Библиографии

Источник библиографии
Асфандиярфов А. З. История башкирских сёл Пермской и Свердловской областей / А. З. Асфандиярфов, К. М. Асфандиярова. Уфа, 1999. Вып. 8.
 
Источник библиографии
Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Уфа, 1987. С.115-117.
 
Источник библиографии
История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996.
 
Источник библиографии
Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. 571 с.
 
Источник библиографии
Кулбахтин Н. М. Из истории гайнинских башкир. Уфа: Китап, 1996. 63 с.
 
Источник библиографии
Пермь татарлар турында. Барда, 2000.
 
Источник библиографии
Руденко С. И. Башкиры: опыт этнолог. монографии: быт башкир. // Записки Русского географического общества. СПб, 1925. Т. 43. Вып. 2. С. 338-340.
 
Источник библиографии
Тулвинские татары и башкиры : этнограф. очерки и тексты / [А. В. Черных, Д. Ф. Моргун, А. А. Плюхин и др.] ; Адм. Перм. обл. [и др.]. - Пермь : Пермское книжное изд-во, 2004. - 455 [1] с., [18] л. ил., цв. ил.
 
Источник библиографии
Фатыхов А. Гайнинский край. Барда, 1995. (На татар. яз.).
 
Источник библиографии
Хотинец В. Ю. Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир. Барда, 1999.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI – первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. 363 с.: ил., С. 4-55, 332-342.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.