Сегодня: 16 Декабря 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  РУССКИЕ
Общая информация
Изображения:3Статьи:52 
Русские. Праздник Троица. АЭМ Хохловка. Фото А.ЧерныхРусские. Расписная лопасть прялки, д. Филатово Ильинского р-на. Фото А. Черных.Русские. Ярмарка в г. Кунгур Горшечный ряд
Наименование
РУССКИЕ
 
Текст
РУССКИЕ. Самый многочисленный народ Перм. края, расселены почти во всех его районах. Русский язык относится к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Русские – православные христиане, отдельную этноконфессиональную группу русских Прикамья составляют старообрядцы. Прикамские земли известны русским уже с 11 в., именно тогда в русских летописях появляются упоминания о нашем крае. Однако в этот период и на более позднем этапе, в 14-15 вв., появление русских носило стихийный и эпизодический характер. Первоначально русскими осваивались территории Верхнего Прикамья, Перми Великой, где уже в конце 15 - начале 16 в. начинает складываться очаг русского старожильческого населения. Основу русского населения Прикамья на этом этапе заложили выходцы из районов Русского Севера. В 17 в. начинается процесс активного освоения юж. районов. Русское население, выходцы Русского Севера и Сев. Прикамья, осваивают территорию поречья Сылвы и Ирени. В этот же период русское население появляется в Юж. Прикамье в нижнем течении Тулвы, по левобережью Камы. Основной поток миграций в Прикамье, как и в предыдущий период, шёл с районов Европейского Севера России. Однако в освоении юж. районов наряду с выходцами Русского Севера принимают участие переселенцы с Вятки, нижней Камы и Поволжья. С сер. 17 в. Прикамье приняло миграционную волну, связанную с расколом Русской церкви; переселение в регион старообрядческого населения продолжалось и в 18 в. В том же 18 в. Средний Урал привлек внимание правительства России своими месторождениями железных и медных руд высокого качества. Возникновение горной металлургии происходило при прямом участии местного населения, прежде всего русских крестьян. Из местного крестьянского населения формировались кадры работных людей для заводов. Одновременно появление на Среднем Урале заводов и заводских поселений обусловило приток нового населения из центральных промышленных районов России. Формирование русского населения в последующие периоды происходило в основном за счёт внутренних миграций. В 19 в. активно осваивались самые юж. районы Перм. обл. В этнокультурном отношении русское население не было однородным. Выделяются некоторые ареалы и группы русского населения Прикамья. Среди русского старожильческого населения наблюдается несколько большее единство, нежели в тех районах, которые были освоены в конце 18 - 19 вв. Особенности формирования населения повлияли на то, что язык и традиционная культура русских Прикамья большей частью тяготеет к севернорусской зоне, лишь в юж. районах Прикамья наблюдаются как севернорусские, так и среднерусские черты. В 1897 г. в семи уездах Перм. губ. (территории которых относятся к Перм. краю) проживало1 317 859 русских, в том числе в Красноуфимском уезде 248 567 (из них на территории, в настоящее время относящейся к Перм. краю, – 55 362). Перепись 2002 г. отметила в регионе 2 401 659 русских. Русские принесли в Прикамье традиции пашенного земледелия; наряду с земледелием развивалось животноводство. В сев. районах Прикамья большое значение имели охота и рыболовство. Развивались и домашние ремесла, обработка дерева, ткачество. В 19 в. активно распространяются кустарные промыслы и ремесла. Основной тип поселений – деревни и села, имевшие различную планировку – беспорядочную, рядовую, притрактовую. К нач. 20 в. большинство поселений имело уличную планировку. Типология усадебного комплекса различалась в сев. и юж. районах Прикамья. На севере преобладали усадьбы с закрытым двором – однорядные или двухрядные; в юж. районах – как закрытые (одно-, двух- и трёхрядные), так и с открытым двором – покоеобразные, либо с раздельно стоящими хозяйственными и жилыми постройками. Преобладающим типом жилища было двухкамерное (изба-сени) или трёхкамерное (изба-сени-изба, изба-сени-клеть); постепенно широкое распространение получают пятистенки. Интерьер жилища севернорусского варианта: печь ставилась сбоку от входа устьем к передней стене, напротив входа по диагонали от печи располагался передний или красный угол. Значительная часть интерьера составляла встроенная мебель – полати, лавки, полки-полицы, в переднем углу располагали стол. Традиционный женский костюм также севернорусского типа, его основу составляла рубаха с сарафаном, постепенно сменившиеся кофтой и юбкой. Головные уборы девушек - ленты, налобные повязки, платки. Женские головные уборы – кокошники, шамшуры, сборники, повойники, чехлики, моршни, наколки. Мужской костюм состоял из пестрядиной рубахи туникообразного покроя и штанов (портов) из полосатой пестряди. При общей типологии костюмного комплекса русского населения Прикамья отдельные районы сохраняли характерную специфику традиционного костюма. На особенности системы питания повлияли как природно-географические факторы, так и специфика хозяйственной деятельности. Основу питания составляли продукты земледелия и животноводства, в сев. районах значительное место принадлежало продуктам охоты, собирательства и рыболовства. Традиционный календарь русских Прикамья, земледельческий в своей основе, сохраняет близость к севернорусским вариантам календарной обрядности. Основные празднично-обрядовые комплексы – святочный, масленичный, пасхальный, троицко-семицкий, жатвенный. Основой для структуры нар. календаря послужил церковный православный календарь, основные комплексы обрядности приурочены к главным христианским праздникам - Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице, Петрову и Ильину дням, Покрову. Развитыми были комплексы семейной обрядности, связанные с рождением ребёнка, проводами в солдаты, свадебная и похоронно-поминальная обрядность. Традиционная обрядность и мировоззренческие представления сохранили многие архаичные черты и испытали, как и явления материальной культуры, влияние со стороны традиций соседних народов - коми-пермяков, татар, башкир, манси, удмуртов, марийцев. Традиционный фольклор отличается многообразием поэтических, прозаических и музыкальных жанров. Среди прозаических жанров бытуют предания, легенды, мифологические рассказы, развита сказочная традиция. Поэтические и музыкальные жанры представлены обрядовым фольклором: свадебным, рекрутским, похоронно-поминальным, календарный поэтический фольклор менее развит. Наиболее массовое распространение имела необрядовая лирика. В Прикамье зафиксированы лишь фрагменты архаичного жанра фольклора – героического эпоса (былины); широко бытовали исторические песни. Богатый пласт нар. творчества составляют малые жанры фольклора: заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки. В начале 21 в., с одной стороны, наблюдается исчезновение многих явления традиционной нар. культуры, с другой – повышенный интерес к нар. промыслам и ремёслам, музыкальному творчеству. Фольклорные коллективы и мастера декоративно-прикладного искусства представляют своеобразие нар. художественной культуры русских Прикамья. В Перм. крае действует несколько краевых общественных организаций – Перм. региональная общественная организация «Русское национальное культурное об-во», Славянский культурный центр; в районах и городах области также созданы Центры русской культуры.
 

Библиографии

Источник библиографии
Бахматов А. А. Юрлинский край: традиционная культура русских в конце ХIХ – первой половине ХХ в. / А. А. Бахматов, И. А. Подюков, С. В. Хоробрых, А. В. Черных. Кудымкар, 2003. 496 с., [16] л. ил.
 
Источник библиографии
Черных А. В. Куединские праздники : традиц. календарь русских Куедин. р-на Перм. обл. Пермь, 2003. 191 с.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI – первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. 363 с.: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Народы Прикамья: очерки этнокультур. развития в XIX - XX вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных ; Адм. Перм. обл. Пермь : Тип. купца Тарасова, 2002. 303 с.: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: ПГУ, 1993. 183 с.: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: (этн. традиции материальной жизни):
учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. 112 с: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. История в памяти русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX века: учеб. пособие. Пермь: ПГУ, 1999. 164 с.: ил.
 
Источник библиографии
Традиционная народная культура населения Урала: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Упр. культуры Адм. Перм. обл., Перм. обл. краевед. музей. Пермь: Перм. обл. краевед. музей, 1997. 224 с.
 
Источник библиографии
Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплекс. изучения: материалы науч. конф. Пермь: ПГУ, 2001. 266 с.: ил.
 
Источник библиографии
Русские письменные и устные традиции и духовная культура : (по материалам археолог. экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1982. 318 с.: ил., нот. ил.
 
Источник библиографии
Подюков И. А. Круговорот жизни. Народный календарь Прикамья / Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, Центр этнопедагогики народов Прикамья. Пермь: [ПОИПКРО], 2001. 99, [2] с.
 
Источник библиографии
На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноур. крестьянства XVII-XX вв. / [В. А. Александров, И. В. Власова, И. А. Кремлева и
др.]; отв. ред.: д. ист. н. В. А. Александров; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. 350 с., [8] л. цв. ил.: ил.
 
Источник библиографии
Материалы к серии "Народы Советского Союза". Вып. 6: Русские / И. В. Власова, Кн. 1. Заселение и хозяйственное освоение русскими Северного Приуралья (XVI-XX вв.). М.: ИЭиА, 1991. 207 с.: ил. (Народы и культуры).
 
Источник библиографии
Бубнов Е. Н. Русское деревянное зодчество Урала. М.: Стройиздат, 1988. 188, [3] с.: ил.
 
Источник библиографии
Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л.: Художник РСФСР, 1988. 198, [1] с.: ил.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.