Сегодня: 25 Мая 2020 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:4 
Наименование
СТАРООБРЯДЦЫ БЕЛОКРИНИЦКОГО СОГЛАСИЯ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Древлеправославная старообрядческая церковь
 

Рубрики

Рубрика
Текст
СТАРООБРЯДЦЫ БЕЛОКРИНИЦКОГО СОГЛАСИЯ. Белокриницкое (австрийское) – одно из старообрядческих поповских согласий, представители которого признают белокриницкую старообрядческую иерархию. С началом правления в Российской империи Николая I (1825 -1855 гг.) резко усиливаются преследования старообрядцев. Большая часть старообрядческого священства была арестована и посажана на исправление в монастыри. Оставшиеся на свободе скрывались и фактически не могли отправлять требы. Уничтожались скиты, пустыни и молитвенные дома. Усиливалось всестороннее административное и полицейское давление на старообрядцев. Старообрядцы не могли заниматься предпринимательской деятельностью, сыновья старообрядческих купцов отправлялись в армию. Встал вопрос о существовании беглопоповского согласия, т. к. отсутствие священников делало невозможным совершение целого ряда таинств. Вопрос о поиске епископа, который согласился бы перейти в старообрядчество, обсуждался во всех крупных старообрядческих центрах. В 1830-1831 гг. в Москве на Рогожском кладбище собирается старообрядческий собор, на котором принимается решение о поиске архиерея на Востоке. На поиски отправляются иноки Павел и Алимпий, и им удаётся найти в Константинополе митрополита Боснийского Амвросия, который согласился перейти в старообрядчество. 28 окт. 1846 г. в Белокриницком монастыре на территории Австрийской империи (с. Белая Криница, Украина), священноиноком Иеронимом митрополит Амвросий был присоединён к православию (в форме старообрядчества). В период с 1846 по 1848 г. было поставлено четыре епископа: Кирилл Майносский, Аркадий Славский, Онуфрий Белокриницкий, Софроний Симбирский. В дальнейшем белокриницкая иерархия неуклонно укреплялась и росла. В России распространяются слухи о неканоничности митрополита Амвросия и всей иерархии. Это привело к расколу, часть беглопоповцев отказались признавать белокриницкую иерархию. К 1905 г. белокриницкое согласие становится самым многочисленным в России. В 1927 г. белокриницкая иерархия в России насчитывала 16-18 епископов при 28 епархиях. К 1940 г. на свободе (под надзором НКВД) остался один престарелый епископ Сава Калужский. В 1988 г. на освящённом соборе было принято решение об избрании архиепископа Алимпия митрополитом Московским и Всея Руси. На этом же соборе появляется официальное название церкви – Русская Православная Старообрядческая церковь. Начиная с 1988 г. идет восстановление храмов и общин по всей территории России. В 2005 г. митрополитом Московским и Всея Руси стал епископ Корнилий. Старообрядцы белокриницкого согласия – одно из самых многочисленных старообрядческих согласий в Прикамье. Уже в 1846 г. весть о новом старообрядческом митрополите Амвросии дошла до Урала. Первый же проживавший на территории Российской империи епископ Софроний Симбирский особое внимание уделил Уралу, совершив ряд пасторских поездок, поставляя священников для Урала. В 1857 г. создается Перм. старообрядческая епархия, во главе которой становится епископ Геннадий (Беляев). Т. к. по всему Уралу государственные и церковные власти ведут охоту за новым пастырем, епископ Геннадий постоянно переезжает с места на место. За два года ему удается организовать 28 старообрядческих общин только в Прикамье и поставить 23 священника. После ареста епископа Геннадия в 1862 г. епархия считалась вакантной и ею управлял епископ Тобольский и Всея Сибири Савватий. В 1894 г. на Перм. кафедру был поставлен епископ Антоний (Поромов), действовавший уже в условиях более мягкого отношения властей к старообрядчеству, благодаря чему он существенно расширил влияние белокриницкого согласия на Урале. Им же был организован Вознесенский монастырь (под Шамарами), который стал центром белокриницкого старообрядчества на Урале. Следующим важным этапом развития старообрядчества на Урале стал период 1905-1917 гг., когда старообрядцы получили все те же права, которые имели другие конфессии на территории Российской империи. В этот период белокриницкое согласие переживает расцвет. К 1918 г. на территории Перм. губ. существует около 80 приходов с 74 священниками. С установлением советской власти начинаются массовые гонения на всякую религиозную деятельность. К 1930 г. в Перм. обл. не осталось ни одного старообрядческого священника или начётчика. Все они были отправлены в ГУЛАГ или расстреляны. В 1985 г. на территории Перм. обл. действовали две общины белокриницкого согласия: в пос. Верещагино и д. Агеевке Верещагинского р-на, окормлял обе общины отец Валерий (Шабашов). К началу 21 в. на территории Перм. края насчитывается 9 старообрядческих приходов, объединенных в Уральскую епархию РПСЦ, которые окормляют 4 священника и 2 дьякона. Старообрядческие храмы действуют в г. Перми, г. Очёр, г. Верещагино, сёлах Бородулино, Сепыч Верещагинского р-на и т. д.

Лит.: Мельников П. И. На горах. М., 1963.;
Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул. 1999. 557 с.;
Мингалев В. В. Старообрядчество в Прикамье // Религия в изменяющейся России. Пермь, 2004. Т. 1. С. 19-29;
Очерки по истории старообрядчества на Урале. Екатеринбург. 2000.;
Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола так называемого «старообрядчество». СПб, 1863. 263 с.;
Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск. 1974. 392 с.;
Русское старообрядчество: лица, предметы, события, символы. М., 1999.

В. В. Мингалев
 

Авторы

Автор

Библиографии

Источник библиографии
Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядчества». СПб., 1863. 263 с.
 
Источник библиографии
Русское старообрядчество: лица, предметы, события, символы. М., 1999.
 
Источник библиографии
Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск. 1974. 392 с.
 
Источник библиографии
Очерки по истории старообрядчества на Урале. Екатеринбург. 2000.
 
Источник библиографии
Мингалев В. В. Старообрядчество в Прикамье // Религия в изменяющейся России. Пермь. 2004. Т. 1. С. 19-29.
 
Источник библиографии
Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул: БГПУ, 1999. 567 с.: ил.
 
Источник библиографии
Мельников П. И. На горах. М., 1963.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2020 ПГОУБ.