Сегодня: 25 Июня 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:25 
Наименование
РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ
 

Рубрики

Рубрика
Текст
РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ. Старообрядцы – историко-этнографическая группа русских, сформировавшаяся в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном в середине 17 в. Основу старообрядческого движения составили те, кто не принял церковной реформы. В настоящее время старообрядчество не едино, а включает несколько церковных организаций, согласий и групп не только в России, но и за её пределами. Исторически разделилось на множество различных ответвлений – согласий. Произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленых священников, получили название беспоповцев. Старообрядцы, которые принимали беглых попов, а позднее и создали свои церковные иерархии, получили название поповцев. В силу изоляционистских традиций старообрядцы сохранили многие архаичные черты традиционной культуры. Неслучайно старообрядчество, сохранившее книжность и яркие самобытные черты традиционной культуры, всегда привлекало пристальное внимание исследователей – археографов, этнографов, лингвистов, фольклористов, историков. Средний Урал и Прикамье – один из регионов со значительным числом старообрядческого населения. По числу старообрядчества Перм. губ. в 19 в. занимала одно из первых мест в России. Очаги старообрядчества в регионе в основном сложились в тех районах, заселение которых происходило с конца 17 и в 18 в.; значительное число сторонников «старой веры» проживало и на уральских горных заводах. Во второй половине 17 в. старообрядцы появляются на Урале в основном с Поморья и сев. областей России, в начале 18 в. отмечается приток старообрядцев с р. Керженец.
На территории Перм. края распространены несколько старообрядческих согласий. Одним из самых многочисленных перм. старообрядчеств являются старообрядцы часовенные. До начала 19 в. они были поповцами, но в итоге гонений на старообрядцев оказались без священников и постепенно фактически стали беспоповцами. Наиболее крупные очаги расселения часовенных старообрядцев были в Обвинском поречье (Ильинский, Нытвенский, Верещагинский, Очёрский р-ны), юго-зап. Прикамье (Чайковский, Еловский, Куединский р-ны), в Лысьвенском и Чусовском р-нах. В начале 21 в. активные очаги часовенных известны в г. Перми, в Лысьвенском, Чайковском и Куединском р-нах.
Поморское согласие – в настоящее время одно из самых многочисленных согласий беспоповцев – своё происхождение ведёт от отцов Соловецкого монастыря и Выговской пустыни. Современное офиц. название – Древлеправославная Поморская Церковь; центр – в г. Москве. Наиболее крупный ареал расселения старообрядцев беспоповского поморского согласия – в Верхокамье: Сивинский, Верещагинский, Очёрский р-ны. Общины поморцев есть также в г. Перми, в Чернушинском и Куединском р-нах; отдельные крупные поморские центры сформировались в заводских поселениях (в сёлах Курашим, Калинино, Бым Перм. и Кунгурского р-нов).
Почти во всех районах Прикамья были известны и старообрядцы – поповцы белокриницкого согласия (офиц. название - Древлеправославная старообрядческая церковь; центр в г. Москве). Оформление церковной иерархии произошло в 1846 г. в с. Белая Криница (Австрийская империя), где была основана иерархия во главе с обращённым в старообрядческую веру босно-сараевским епископом Амвросием. Однако нового епископа приняли далеко не все старообрядцы, что послужило причиной очередного разделения поповцев на несколько согласий. До создания своей иерархии принимали беглых попов. В нач. 21 в. на территории Перм. края находится несколько приходов Уральской епархии Древлеправославной старообрядческой церкви: в г. Верещагино и в Верещагинском р-не, в гг. Очёре, Кудымкаре, Перми, Чайковском.
В Сев. Прикамье сохраняются общины беглопоповского старообрядческого согласия (г. Соликамск, Красновишерский р-н). Создание своей иерархии относится к 1920-м гг. Офиц. название – Русская древлеправославная церковь, центр – г. Новозыбков Брянской обл.
В прошлом были известны и др. старообрядческие согласия. В Прикамье старообрядчество получило распространение в среде не только русских, но и коми-пермяков. В сев. районах Коми-Пермяцкого автономного окр. были общины старообрядцев поморского и белокриницкого согласий, в Красновишерском р-не среди язьвинских пермяков – беглопоповское.


А. В. Черных
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Чагин Г. Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии : избр. тр. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2002.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Традиционные связи духовной культуры семьи и общины русского старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 162-167.
 
Источник библиографии
Традиционная народная культура населения Урала: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Упр. культуры Адм. Перм. обл., Перм. обл. краевед. музей. Пермь: Перм. обл. краевед. музей, 1997. 224 с.
 
Источник библиографии
Старообрядчество: лица, предметы, события и символы : опыт энцикл. слов. М., 1996.
 
Источник библиографии
Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплекс. изучения: материалы науч. конф. Пермь: ПГУ, 2001. 266 с.: ил.
 
Источник библиографии
Русские письменные и устные традиции и духовная культура : (по материалам археолог. экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1982. 318 с.: ил., нот. ил.
 
Источник библиографии
Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядчества». СПб., 1863. 263 с.
 
Источник библиографии
На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноур. крестьянства XVII-XX вв. / [В. А. Александров, И. В. Власова, И. А. Кремлева и
др.]; отв. ред.: д. ист. н. В. А. Александров; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. 350 с., [8] л. цв. ил.: ил.
 
Источник библиографии
Мангилев П. И. Очерки по истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2001.
 
Источник библиографии
История старообрядческой церкви : крат. очерк. М.: Издание Старообрядческой митрополии Московской и всея Руси, 1991. 40 с. (Библиотека журнала "Церковь")
 
Источник библиографии
Димухаметова С. А. Материальная культура и ремесло русского старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 107-172.
 

Предметные ссылки

Статья
ЯЗЬВИНСКИЕ ПЕРМЯКИ
 
Статья
ИЛЬИНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
НЫТВЕНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
 
Статья
ВЕРЕЩАГИНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
 
Статья
ОЧЁРСКИЙ (ОЧЕРСКИЙ), МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
 
Статья
ЧАЙКОВСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
ЕЛОВСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
КУЕДИНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
 
Статья
ЛЫСЬВЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ(РАНЕЕ ЛЫСЬВЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН), ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
ЧУСОВСКОЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
ПЕРМЬ, ГОРОД, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
СИВИНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
ЧЕРНУШИНСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
 
Статья
КУНГУРСКИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, ПЕРМСКИЙ КРАЙ
 
Статья
КУРАШИМ, ПЕРМСКИЙ РАЙОН, СЕЛО
 
Статья
КАЛИНИНО, КУНГУРСКИЙ РАЙОН, СЕЛО
 
Статья
БЫМ, КУНГУРСКИЙ РАЙОН, СЕЛО
 
Статья
ВЕРЕЩАГИНО, ВЕРЕЩАГИНСКИЙ РАЙОН, ГОРОД
 
Статья
ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ
 
Статья
СТАРООБРЯДЦЫ БЕЛОКРИНИЦКОГО СОГЛАСИЯ
 
Статья
СТАРООБРЯДЦЫ БЕГЛОПОПОВСКОГО СОГЛАСИЯ
 
Статья
СТАРООБРЯДЦЫ ПОМОРСКОГО СОГЛАСИЯ (ПОМОРЦЫ)
 
Статья
СТАРООБРЯДЦЫ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ
 
Статья
КОМИ-ПЕРМЯКИ
 
Статья
КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОКРУГ
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.