Сегодня: 15 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  ЦЫГАНЕ
Общая информация
Изображения:0Статьи:4 
Наименование
ЦЫГАНЕ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Рома
 
Текст
ЦЫГАНЕ (самоназвание рома). Расселены по всему миру, живут во многих странах Европы, Передней и Юж. Азии, а также в Сев. Африке, Сев. и Юж. Америке и Австралии. Цыганский язык относится к особой индоарийской группе индоевропейской языковой семьи. Общая численность цыган по разным оценкам составляет от 6 до 10 млн. чел. Численность в РФ – ок. 153 тыс. чел. В современной науке окончательно утвердилась точка зрения, согласно которой прародиной цыган является Индия. Предки цыган покинули Индию в конце 1 тыс. н. э. Из Индии они прошли через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении, частично осели на этих землях и составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этих регионов. Далее произошло разделение: часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась на территорию Византии. Пробыв в Византии ок. 300 лет, в сер. 15 в. цыгане расселились по Юго-Вост. и Вост., а затем по Центральной и Зап. Европе, в дальнейшем – по Сев. Африке и по Сев. и Юж. Америке. В Россию цыгане попали двумя путями: через балканские страны в 15–16 вв. и через Германию и Польшу в 16–17 вв. В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни, традиционный костюм, мировоззрение, разная степень сохранности традиционных институтов. Все группы цыган связывает общность происхождения и языка. Среди цыган есть мусульмане, католики, православные. В России проживают представители нескольких этнографических групп цыган, самые многочисленные из которых – русские цыгане и цыгане кэлдэрары. В Прикамье также представлены несколько этнографических групп: русская рома – «русские цыгане», молдавские цыгане, крымские цыгане и среднеазиатские цыгане (люли). Время появления в Прикамье первых цыганских кочевых таборов неизвестно. Таборы русских цыган кочевали уже в 19 в. Русские цыгане вели полукочевой образ жизни, в летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в деревнях, где снимали избы. В 20 в. постепенно происходит переход русских цыган к оседлой жизни. Многие таборы перешли к оседлости после принятия постановления Совета Министров РСФСР № 685 от 20 окт. 1956 г., которое предусматривало суровое наказание для цыган, занимающихся бродяжничеством. В настоящее время компактно русские цыгане проживают в г. Перми, Краснокамске, Нытве, других городах края, а также в сельской местности (Куединский, Октябрьский, Чайковский р-ны). С 19 в., видимо, появились в Прикамье и таборы молдавских цыган. Но только в начале 1970-х гг. в Перми обосновался на постоянное проживание табор молдавских цыган рода рувони. В 1970–80-е гг. в г. Пермь переселяются и несколько семей крымских цыган. В середине 1990-х гг. в Прикамье, как и в др. регионах России, появилась ещё одна этнографическая группа – среднеазиатские цыгане, люли. Проживание их в регионе носит в основном сезонный характер, хотя некоторые семьи проживают постоянно. Основным занятием люли является попрошайничество. По данным переписи 2002 г. в Перм. обл. зафиксировано 1606 цыган. Однако эти данные заведомо неполные, реальная численность цыганского населения несколько больше. Часть цыган предпочитают в офиц. документах записываться под др. этнонимами: напр., татары (крымские цыгане), румыны, бессарабы (молдавские цыгане). Среди цыган сохраняются многие формы традиционной социальной организации общины-табора, многие элементы традиционной культуры. До настоящего времени бытуют многие жанры традиционного фольклора. По вероисповеданию русские и молдавские цыгане – православные христиане, среднеазиатские и крымские – мусульмане. Общественных организаций цыган в Прикамье не создано.

Лит.: Деметер Н. История цыган: нов. взгляд / Н. Деметер, Н. Бессонов, В. Кутенков. Воронеж: ИПФ Воронеж, 2000. 334 с.: ил.;
Народы России: Большая рос. энцикл. М., 1994. 279 с.: ил., карт.;
Черных А. В. Пермские цыгане: очерки этнографии цыган. табора. Пермь: ПГУ, 2003. 60 с.;
Черных А. В. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе / А. В.Черных, Д. И. Вайман, Е. А. Имайкина. Пермь, 2005. 51 с.: ил.

А. В. Черных, Д. И. Вайман
 
Период от
1956
 

Библиографии

Источник библиографии
Народы России: Большая рос. энцикл. М., 1994. 279 с.: ил., карт.
 
Источник библиографии
Деметер Н. История цыган: нов. взгляд / Н. Деметер, Н. Бессонов, В. Кутенков. Воронеж: ИПФ Воронеж, 2000. 334 с.: ил.
 
Источник библиографии
Черных А. В. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе / А. В.Черных, Д. И. Вайман, Е. А. Имайкина. Пермь, 2005. 51 с.: ил.
 
Источник библиографии
Черных А. В. Пермские цыгане: очерки этнографии цыган. табора. Пермь: ПГУ, 2003. 60 с.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.