Сегодня: 17 Июня 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  ЮРЛИНЦЫ
Общая информация
Изображения:0Статьи:2 
Наименование
ЮРЛИНЦЫ
 
Текст
ЮРЛИНЦЫ. Этнографическая группа русских сев.-зап. Прикамья. Находится в коми-пермяцком иноэтническом окружении, на протяжении длительного времени контактировала с коми-пермяцким населением. Русские-юрлинцы сформировались как компактная группа в бассейне двух притоков р. Коса (приток р. Кама) – рек Юм и Лопва, в окружении коми-пермяцкого населения. Сегодня территория группы включает 12 сельских администраций Юрлинского р-на с населением ок. 14 тыс. человек. Другие соседние районы населены коми-пермяками. О формировании русского «острова» в коми-пермяцком окружении высказывались разные точки зрения. Многие дореволюционные исследователи отмечали, что юрлинцы – обрусевшие коми-пермяки. В 1970-е гг. И. В. Власовой с привлечением нового источникового материала удалось показать, что основу формирования юрлинцев составили русские переселенцы из др. регионов России. Юрлинский край начал осваиваться русскими с 17 в. Первыми на этих землях обосновались русские крестьяне, выходцы из соседней Вятской губ. Среди первых переселенцев 17 в. были выходцы и из др. мест – Европейского Севера (Вологда) и центральных областей. Второй поток миграций населения в Юрлинский край приходится на 1-ю пол. 17 в. и связан с расселением старообрядцев. Одним из компонентов, который также участвовал в формировании группы, были коми-пермяки. В последующее время в Юрлинском крае идут процессы консолидации различных переселенческих групп в единую этнокультурную общность. Важными факторами, способствовавшими образованию «русского ареала», были компактное расселение русских, их оторванность и слабые связи с основным массивом русских Прикамья, иноэтничное окружение, приверженность старообрядчеству. Юрлинцы обладают и особым групповым самосознанием, противопоставляют себя как соседнему коми-пермяцкому окружению, так и русским др. районов Прикамья. В качестве самоназвания часто используется определение «паренки», так юрлинцев называют коми-пермяки, так часто и они определяют себя. Отличительная особенность региона – сложная этноконфессиональная ситуация. В русских деревнях 3-х волостей – Юрлинской, Юмской и Усть-Зулинской – проживали православные, единоверцы и старообрядцы. Основу старообрядческого населения составили старообрядцы белокриницкого согласия. Старообрядчество сыграло определенную роль и в формировании регионального самосознания, в противопоставлении юрлинцев и коми-пермяков. Традиционную культуру юрлинцев отличают элементы, связанные с иноэтническим заимствованием из коми-пермяцкой культуры. В некоторых явлениях нар. культуры эти следы видны достаточно отчётливо. Так, в традиционной кухне юрлинцев суп, приготовленный из пиканов с квасом, юрлинцы называют шомша (от коми-пермяцкого шома шыд – кислый суп). В магической практике только у русских Юрлинского р-на известно широко распространенное в коми-пермяцкой среде знахарское гадание с помощью топора или безмена чер ошлан (вешание топора). Юрлинцы при этом употребляют иные названия этого явления «черешлан вешать». Основные заимствования из коми-пермяцких традиций относятся к способам освоения природной среды, магической практике и мифологическим представлениям. Целый пласт явлений нар. культуры, как справедливо отмечают исследователи, следует интерпретировать совместным формированием слоёв культуры. К таковым можно отнести животноводческую обрядность и связанные с ней мифологические представления, где достаточно сложно развести собственно коми-пермяцкие и русские традиции, способы хозяйствования, календарные праздники и обряды. Формирование традиции островного типа в иноэтническом окружении, конфессиональная и природная замкнутость, слабое социально-экон. развитие региона способствовали консервации и сохранению традиций. Именно в Юрлинском р-не сохранились достаточно архаичные формы традиционной культуры, некоторые из них продолжают сохраняться в активной форме до настоящего времени (2000-е гг.).
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Смирнов И. Н. Пермяки: истор.-этногр. очерк // Известия общ-ва археологии, истории и этнографии при император. Казан. ун-те. Казань, 1891. Т. IX, вып. 2., С. 173-176.
 
Источник библиографии
Кривощеков, И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. 850 с.: карт., С. 459, 804.
 
Источник библиографии
На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноур. крестьянства XVII-XX вв. / [В. А. Александров, И. В. Власова, И. А. Кремлева и
др.]; отв. ред.: д. ист. н. В. А. Александров; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. 350 с., [8] л. цв. ил.: ил.
 
Источник библиографии
Жуланова Н. И. Юрлинцы: русский остров или контактная зона?: (о музык. фольклоре и традиц. культуре рус. населения Коми-Пермяц. автоном. округа) // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Русский фольклор в инокультурном окружении. М., 1995. Вып. 6. С. 77-88.
 
Источник библиографии
Дубова Н. А. Формирование русского населения северо-востока Европейской части СССР: (по антропол. данным) // Проблемы эволюционной морфологии человека и его рас. М., 1986. С. 119-120.
 
Источник библиографии
Власова И. В. К изучению этнографических групп русских // Полевые исследования Института этнографии 1981 г. М., 1984.
 
Источник библиографии
Бахматов А. А. Юрлинский край: традиционная культура русских в конце ХIХ – первой половине ХХ в. / А. А. Бахматов, И. А. Подюков, С. В. Хоробрых, А. В. Черных. Кудымкар, 2003. 496 с., [16] л. ил.
 
Источник библиографии
Бахматов А. А. Память: историко-документ. хроника Юрлин. р-на. Кудымкар, 1999.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.