Сегодня: 8 Декабря 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Статьи /  ИСЛАМ
Общая информация
Изображения:0Статьи:19 
Наименование
ИСЛАМ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
МУСУЛЬМАНСТВО
 

Рубрики

Рубрика
Текст
ИСЛАМ. Одна из традиционных религий Пермского края.
Распространение ислама в Прикамье относится к 10 в. и связано с официальным его принятием Волжской Булгарией в мае 922 г. Применительно к Пермскому краю можно говорить о мирном, постепенном утверждении ислама посредством торговых контактов с соседними регионами. После распада Золотой Орды часть пермских земель отошли Казанскому ханству (1436-1552 гг.), а южные районы платили дань Ногайской Орде. Население и того, и другого государственного образования в большинстве своем исповедовало ислам. Первые письменные источники по истории пермских мусульман датируются кон. 18 в. По данным Х. Мозеля, в кон. 18 в. в Пермской губернии проживало 789109 человек, среди которых 379874 русских, а остальные – “иноверцы” (магометане, лютеране и католики). Положение мусульман в губернии определялось общим направлением этноконфессиональной политики Российской империи. Власть старалась содействовать христианизации края не только кампаниями по сносу мечетей (Указ Сената от 23.08.1756 г.), запретом на обращение в мусульманскую веру россиян (Указ 1649 г., 1728 г., 1754 г.), требованием почитания христианства (Ст.1117 от 05.04.1685 г.), но и экономическими стимулами (закреплением земли за православными) (Ст. 1179 от 17.03.1686 г.). Конфессиональная политика Российской империи поддерживала сегментарность общества: государевыми распоряжениями инициировалось создание “чистых” деревень по конфессиональному признаку (Указы 1740, 1743, 1756 гг.). Несмотря на обилие разрешительных мер кон. 18 – первой пол. 19 в. (открытие мусульманских учебных заведений, первые издания Корана, его переводы на русский язык), параллельно создавалась сеть миссионерских “противомусульманских” учреждений. По переписи 1897 г. в Пермской губернии проживало 151495 мусульман. Общая численность населения губернии с кон. 18 в. выросла в 3,6 раза, численность мусульман, несмотря на потери новокрещенных, тоже росла, но удельный вес мусульман в крае упал. Основным центром религиозной, культурной жизни мусульман была мечеть. С 1826 по 1909 г. число мечетей выросло с 143 до 211, активное их строительство приходится на вторую пол. 19 в. (1886 г. – 172, 1888 г. - 192). В г. Перми первая мусульманская мечеть появилась в кон. 19 в., а в 1903 г. на средства мусульман всей губернии была построена Пермская Соборная мечеть, что стало важнейшим событием в жизни городской мусульманской общины. По сведениям директоров народных училищ на 1 янв. 1913 г. в губернии действовали 198 мектебе и 22 медресе, по сведениям исправников - 186 мектебе и 21 медресе. Точного учета и контроля за конфессиональными школами не велось. Финансирование этих школ осуществлялось в основном на средства верующих, но также появились ассигнования земских и городских управлений. В г. Перми в 1913 г. были зарегистрированы 3 магометанские школы: мужская и две женские (открытые в 1876 г.), которые финансировались пермским купцом Зиганшой Ибатулиным и муллой Хасразамановым. Местные власти всегда отмечали благонадежность и лояльность мусульманской общины (за исключением иностранных граждан – персидских и турецких подданных, выдворяемых из страны за шарлатанство, симуляцию и выпрашивание подаяния). После периода поиска оптимальных форм взаимодействия с религиозными общинами в 1918-1929 гг., власть переходит к репрессивным мерам. После 1917 г. в структуре ЦК, при обкомах партии начинают создаваться комиссии по борьбе с религией, перешедшие в активное наступление с кон. 1920-х гг. С 1930 по 1939 г. в Перм. обл. наряду с храмами других религий было закрыто 96 мечетей, К нач. 1940-х гг. в области осталось 7 действующих мечетей. В нач. 1930-х гг. начались репрессии против мусульманского духовенства, видные деятели которого были расстреляны, а деятельность ряда мусульманских групп объявлена “антисоветской”. В 1937 г. по обвинению в создании “контрреволюционной националистической и повстанческой организации” были арестованы и расстреляны перм. мулла Афлятун Халитов и кояновский мулла Мулазян Тайсин. С 1947 по 1956 г. единственной официально зарегистрированной мечетью Перм. обл. оставалась мечеть Кояновского сельсовета. Однако религиозная обрядность мусульман оставалась на высоком уровне. В послевоенные годы применение прямых репрессий в отношении служителей культа и верующих сменилось экономическими и административными формами давления. При этом неофициально религиозным общинам была предоставлена относительная финансовая и экономическая самостоятельность. После регистрации второй мусульманской общины (в Дзержинском районе г. Перми по ул. Полевая, 16, в 1956 г.) число официальных мусульманских приходов области оставалось неизменным до кон. 1980-х гг. Однако на территории области параллельно действовали незарегистрированные мусульманские организации (в 1961 г. в Октябрьском р-не неучтенными значились 30 мусульман, в г. Чусовом - 150-200 мусульман, в г. Кизеле - 20 мусульман) и так называемые “муллы-самозванцы”. К рубежу 1980-1990-х гг. наметились кризисные явления во внутриобщинном управлении и духовной жизни уммы. Возрождение пермской уммы началось несколько позже, чем в соседних регионах. В 1989 г. общине верующих было передано здание Соборной мечети. В 1992 г. образовано Мухтасибатское правление во главе с имамом – мухтасибом Н. Сахибзяновым (1992-1994 гг.). По приблизительным подсчетам, в крае проживает ок. 200.000 мусульман. Большинство из них исповедует суннизм ханафитского мазхаба. Пермская умма полиэтнична. Самыми крупными ее народами являются татары (136 тыс. или 71 %) и башкиры (40 тыс. или 21 %). С 1990-х гг. численность перм. уммы увеличивается за счет притока мигрантов из бывших советских республик. В крае зарегистрировано 77 мусульманских организаций (37 % от всех зарегистрированных религиозных организаций в крае, шестое место по числу среди регионов ПФО и 19-е место по стране). Часть из них входит в юрисдикцию РДУМ ПК, а остальные подчиняются ДУМЕР.


А. В. Михалева
 
Период от
922
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Михалева А. В. Положение мусульман в Пермской губернии в дореволюционный период // Политический альманах Прикамья. Пермь, 2001. Вып. 1. C. 211-214.
 
Источник библиографии
Михалева А. В. Мусульмане Пермской области в 1920-1950-е годы // Политический альманах Прикамья. Пермь, 2002. Вып. 2. C. 166-174.
 
Источник библиографии
Михалева А. В. Социальный портрет мусульманина 1930-х годов // Политический альманах Прикамья. Пермь, 2002. Вып. 3. C. 178-184.
 
Источник библиографии
Михалева А. В. Мусульманская община Перми и Пермской губернии до 1917 года // Религия в истории города Перми (до 1917 г.): материалы ист. слушаний, посвящ. 280-летию города. Пермь, 2003. С. 25-27.
 
Источник библиографии
Селянинова Г. Д. Мусульманская община Прикамья в года Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moslem.ru/doc_sgd.htm
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.