Сегодня: 15 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:2Статьи:1 
Дни культуры и искусства в Москве, 1997 г. Ансамбль "Шондiбан".Ансамбль "Шондiбан" (Лик солнца)
Наименование
ШОНДIБАН (ЛИК СОЛНЦА), ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ, ГОРОД КУДЫМКАР
 
Текст
ШОНДIБАН (ЛИК СОЛНЦА), ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ, ГОРОД КУДЫМКАР. История создания профессиональной коми-пермяцкой культуры уходит корнями в далекие 30-е годы. Первым упоминанием об этом является краткая заметка на страницах журнала «Музыка» от 6 июля 1937 года: «С 3 по 6 июля в Свердловском театре им. А. Луначарского состоялся показ коми-пермяцкого национального искусства. Сольное пение было представлено А. Е. Щербининой и А. Н. Зубовым, обладающими незаурядными голосовыми данными. Певцы исполнили 2 национальные песни в обработке В. Трамбицкого.
А. Щербинина спела три произведения В. Субботина. Особенно впечатляюще прозвучала бедняцкая «Ойнушки».
С этого момента решилась творческая карьера артистки Пермской филармонии А. Е. Щербининой, которой было предложено создать в Коми-Пермяцком национальном округе профессиональный ансамбль и тем самым пропагандировать самобытное народное творчество коми-пермяков. В эти же годы создаются аналогичные коллективы во многих республиках и автономных округах, из которых можно выделить два родственных ансамбля – это «Асья Кыа» (Утренняя заря) Коми АССР и «Италмас» (Купальница) Удмуртская АССР.
Рассказывает Александра Евдокимовна: «В 1938 году пришлось в Кудымкаре организовывать ансамбль песни и пляски. Нелегким было это дело: людей не было, помещения для занятий и денег тоже. Первый коллектив состоял из 17 человек. Я занималась постановкой голоса, сольфеджио, музыкальной грамотой, техникой речи. Танцы ставила артистка театра Сакулина».
В 1939 году открывается Коми-Пермяцкий ансамбль песни и пляски при Пермской филармонии. Ансамблю суждено было возродить песенно-танцевальное творчество, собрать, переработать и обогатить национальный фольклор, объединить лучшие культурные силы из кружков художественной самодеятельности и агитбригад, привлечь молодых самодеятельных композиторов и поэтов к созданию новых коми-пермяцких песен. В этом и заключалась миссия молодого, но необычайно перспективного коллектива энтузиастов, преданных любимому делу.
Являясь директором ансамбля и одновременно его художественным руководителем, А. Е. Щербинина в короткие (всего за 4 месяца) сроки готовит концертную программу, с которой ансамбль выезжает на гастроли в Молотовскую (ныне Пермскую) область. После успешных выступлений ансамбля и выполнения основных организационных обязанностей Постановлением исполкома Коми-Пермяцкого окружного Совета депутатов трудящихся от 17 января 1940 года А. Е. Щербинина освобождена от временного исполнения обязанностей директора. Временно исполняющей обязанности стала Зубкова.
В 1940 году ансамбль приостановил свою деятельность, а в 1941, сменив руководство (дир. Л. Д. Баяндина, худ. рук. Ю. П. Чернышев), возобновил работу. На протяжении 20 лет в ансамбле неоднократно сменялись руководители: 1948 год – директор Л. Д. Баяндина, художественный руководитель 3. Е. Бухских; 1952 год – соответст¬венно В. В. Попов и Б. 3. Райский. В течение 7 последующих лет во главе ансамбля были Е. И. Мелюхина (1956), В. Н. Тарантов (1958). Художест¬венными руководителями были Борисенко (1954), А. И. Клещин (1955), Ф. С. Васильев (1956), Владимирский (1958). Столь частая смена руководства (13 руководителей за 20 лет), неукомплектованность творческого состава (в 1948 году в ансамбле насчитывалось 13 человек вместо положенных 25 по штату), слабая материальная база (аренда помещения в драмтеатре, отсутствие качественных инструментов, обуви, костюмов) не могли не отразиться на концертном репертуаре ансамбля. Коллектив работает в малых формах исполнения: песни, танцы, стихи, проза, хотя в количественном плане (около 400 номеров) выглядит довольно солидно.
В программе ансамбля 40-х — 50-х годов звучали народные песни и танцы народов СССР, советские патриотические и популярные произведения, стихи и песни гражданской и Великой Отечественной войн, частушки, басни и т. д. Национальный репертуар составлял крайне малый процент. Лишь с приходом в ансамбль А. И. Клещина с его знаменитыми коми-пермяцкими сюитами «Лес кондовый» и «Пера-богатырь» ожила национальная тематика. Александр Иванович является ведущим профессиональным композитором Пармы, и его песни «Парма», «Ой тэ, Иньва», «Свадьба» прочно вошли в репертуар ансамбля и стали любимыми в народе.
С коми-пермяцким ансамблем работали коми-пермяцкие поэты С. И. Караваев и М. Д. Вавилин, композиторы-самородки Н. И. Чечулин и С. И. Голигин; в ансамбле работал и А. Н. Лобанов, талантливый танцор, впоследствии ставший ведущим балетмейстером округа.
Коми-Пермяцкий ансамбль песни и танца побывал с концертами в самых отдаленных населенных пунктах округа и области, а также в других областях Урала, в Омске, Новосибирске, Алтайском крае, Удмуртской АССР. За время работы им поставлено свыше 5 тысяч концертов. Ансамбль включает в концертные программы массовые песни о Ленине, партии, Родине, о героике труда, дружбе, о любви. Танцевальная группа исполняет русские и коми-пермяцкие пляски, танцы народов СССР, посвященные труду, молодости, миру и счастью.
В 1959 году Постановлением областного Совета по делам искусства национальный ансамбль был ликвидирован. Все материальные ценности переданы городу, райцентрам Кочево, Юрла, Коса, драмтеатру и Ленинградской театральной студии.
Необходимость возрождения профессионального ансамбля обсуждалась на окружном и областном уровнях власти еще в 80-х годах. По данному вопросу приняты решения Пермского облисполкома в апреле 1988 года, получено разрешение Министерства культуры РСФСР в марте 1990 года.
В разработке положения и устава ансамбля, его штатного расписания приняло участие окружное управление культуры, став его учредителем. Решение о создании окружного коми-пермяцкого ансамбля было принято исполкомом окружного Совета 17 июня 1991 года. Организационную работу по созданию ансамбля провели А. А. Фирсов и Н. А. Минуллина. С образованием коллектива округ получил возможность развития и сохранения национальной культуры коми-пермяков, ее пропаганды среди финно-угорских народностей.
В ноябре 1991 года ансамбль во главе с художественным руководителем А. И. Клещиным приступил к работе. Хормейстером назначена В. Е. Денисенко, опытный педагог-организатор и балетмейстером – А. И. Гесь, выпускница ПГИИК, директором – А. Н. Лобанов.
Первыми артистами стали учащиеся и выпускники музыкального и коми отделений Кудымкарского педагогического училища, танцоры из городского ансамбля песни и танца и выпускники Пермского училища культуры.
В репертуар ансамбля вошли обработки народных песен, авторские песни композитора А. И. Клещина, уральские народные песни и танцы, инструментальные пьесы и обработки.
В августе 1992 года на сцене городского КДЦ состоялся первый концерт профессионального ансамбля. Зрители увидели 2 картины из жизни коми-пермяков «Нывлэн тэжддсьэм» (Печаль девушки) и «Иньва дорын» (На берегу Иньвы), в которых прозвучали старинные коми-пермяцкие песни и наигрыши, а также венок уральских народных песен. Программу осуществил художественный руководитель, заслуженный работник культуры России, композитор А. И. Клещин совместно с хормейстером В. Е. Денисенко, постановщиком танцев Н. К. Плотниковой, музыкальным руководителем Е. И. Фирсовым и художником по костюмам Л. Г. Мехоношиной.
Большая заслуга в организации работы коллектива обеспечением материальной базы и бытовых условий принадлежит директору А. Н. Лобанову (1937-1999). Свой богатейший опыт балетмейстера-постановщика и танцора он передал молодой смене, навсегда вписав свое имя в историю ансамбля и округа.
Ансамбль состоит из хоровой, танцевальной и инструментальной групп (21 человек) – в возрасте до 30 лет. Кадровая неукомплектованность (не хватает танцоров-мужчин, оркестрантов) заставляет руководителей ансамбля искать новые сценические решения. Переход на народную манеру пения, полифункциональное исполнение, компактность и подвижность состава – все это предопределяет успех ансамбля в концертных выступлениях. В национальном репертуаре предпочтение отдается номерам, где используется народный инструментарий: пэляны, сигудэк, шумовые и духовые инструменты – прекрасно вписываясь в оркестровую ткань. Использование бытового реквизита: лапти, зернорушки, песты, корчаги, заслонки, половики рождают всякий раз новый номер, яркий и зрелищный. Главное место в постановочной работе занимают сюиты, блоки, композиции с сюжетной основой и литературным сценарием. Ансамбль не ограничивается исполнением лишь коми-пермяцких песен, он активно использует танцевально-песенный фольклор зырян и удмуртов, авторские и народные песни Урала и Центральной России, Кубани и Поволожья. Освоение любого регионального материала требует знания особенностей исполнения, лексики танца. С этой целью хормейстер В. Денисенко побывала на семинарах хоровиков в г. Свердловске (1994) и в Москве (1996), балетмейстер А. Гесь – в г. Ижевске (1994) и г. Чебоксары (1995). Стали регулярными контакты с Центром народного творчества (г. Сыктывкар) для пополнения фольклорного материала.
В 1992 году в декабре месяце состоялась декада коми-пермяцкой культуры в Республике Коми. Наряду с этим ансамбль дал ряд концертов в Прилузском и Корткерэсском районах. Были показаны «Деревенские забавы» — песни и игры иньвенских коми-пермяков (постановка танцев А. Гесь); авторские песни композитора А. Клещина «Уж я пашенку пашу», «Менам друг да ох-ох-ох» (Мой друг да ох-ох-ох), «Тувсов вой» (Весенняя ночь), «Марья-моль» (Марьин корень) В. Денисенко.
С сентября 1993 года художественным руководителем назначен Е. И. Фирсов, работавший ранее в ДШИ г. Кудымкара. С этого времени ансамбль получил свое название «Шондiбан», что в переводе с древнепермского означает «Лик солнца».
Появляются хоровые обработки популярных народных песен «Меным айэ кэдзис лён» (Мне отец посеял лен), «Паськыт гажа улича» (Широкая веселая улица); двухчастная композиция на темы народных частушек «Кытчэ тiйэ мунатэ» (Куда вы идете) в концертной обработке Е. Фирсова и постановке А. Гесь. Специально для этого номера были изготовлены мастером В. Ладановым деревянные шумовые инструменты, а вскоре из Сыктывкара поступил еще один комплект ударных и пэлянов (мастер А. Забоев).
С новой программой II концертного сезона ансамбль обслуживает все районы округа. В слабо оснащенных домах культуры, да и просто в деревенских клубах – «избах» – небольшой коллектив прекрасно вписывается.
В 1993 - 1994 гг. ансамбль сдает окружной комиссии 2 вокально-хореографических сюиты: «Гажа рыт» (Веселый вечер) — пэлянный номер, коми-пермяцкая народная песня «Катенька», частушки с гармонистами, коми народная песня «Козел огород повалил», коми-пермяцкая народная плясовая песня «Ленок», в хоровой и инструментальной обработке Е. Фирсова, постановке танцев А. Лобанова; 2-х частная «Вылэм дыръёс» (Былые времена) на темы удмуртских народных песен, частушек и наигрышей: лирический хоровод (с полотенцами), «Шулдыр йэктан» (Веселый танец) в постановке А. Гесь, подбор и обработка хорового и инструментального материала Е. Фирсова.
Значительными поездками стали гастроли в г. Пермь и с. Афанасьево Кировской области на Дни культуры. В январе 1995 года «Шондiбан» выехал в Усть-Куломский район Республики Коми по приглашению райотдела культуры, приурочив свои гастроли к республиканскому фестивалю самодеятельных коми композиторов. Жители 12 населенных пунктов смогли познакомиться с творчеством своих южных соседей. В январе-феврале коллектив работает по районам округа в связи с празднованием 70-летней годовщины образования автономии. На заключительный концерт была подготовлена вокально-хореографическая композиция «Чужан му» (Родимая земля) — символическая музыкальная картина, воспевающая красоту Пармы, доброту и искренность людей. В последствие эта композиция станет «визитной карточкой» коллектива на самых ответственных мероприятиях.
Летом 1995 года ансамбль «Шондiбан» встречал гостей V Международного фольклорного фестиваля финно-угорских народов в г. Кудымкаре. И вновь благодаря плодотворной работе ансамбля с балетмейстером-постановщиком А. Мухиным были показаны в заключительный день фестиваля первые три сцены из фольклорной сюиты на бытовые темы из жизни коми-пермяков: «Тусь масьтан» (Толчение зерна), «Сваття» (Сватья), «Кыйэ мамэ джоджэ дэра» (Ткет мама половик). А через год еще три номера: «Кыя ме нинкэмок» (Я плету лапоток) в постановке А. Гесь, «Сера чувкиэзэн йэктан» (Танец в чулках), «Сур да брага» (Пиво и брага), завершает сюиту номер под общим названием «Важ кадлэн ловья говк» (Живое эхо прошлого).
В 1996 году коллектив работал в Кезском, Дебесском, Можгинском и Алнашском районах Удмуртской Республики. Итогом 20 с лишним выступлений стал совместный концерт ансамбля «Шондiбан» и фольклорного театра удмуртской песни «Ай-Кай» (худ. рук. Е. Серебренников) на сцене удмуртского драматического театра г. Ижевск.
Еще одно значительное событие в творческой жизни коллектива произошло в 1997 году – культурный обмен с французским хором «Шан Ёрлен». Совместные концерты, деловые встречи показали духовное родство людей искусства, заинтересованность в продолжении культурных контактов между Лотарингией и округом. Гастроли во Францию несомненно оказались самыми плодотворными и незабываемыми.
С приходом на должность балетмейстера Е. Воробьевой, выпускницы ПГИИК, началась активная работа и над подготовкой русской программы, учитывая население Прикамья. Так появились танцы «Барыня», «Вензеля», «Ярмарка», вокально-хореографическая композиция «По полю, полю», концертный цикл «Хороша наша столица».
В 1998 году была завершена вокально-хореографическая сюита «Яг дорын» (На опушке леса), которая завершила 7-летний этап развития ансамбля. Эта работа стала последней для А. Лобанова, посвятившего свою жизнь служению округу. За это время коми-пермяцкий ансамбль дал свыше 600 концертов.
С ансамблем работала художник по костюмам Т. Кольчурина, специалист ЦНТ г. Сыктывкара Т. Голева, композиторы и поэты В. Гущин, В. Чувьюров, В. Лодыгин, В. Климов и др.
Несмотря на молодой возраст Коми-Пермяцкий ансамбль «Шондiбан» обрел свою индивидуальность. Каждое его выступление отличается красочностью, самобытностью, искренностью.
 
Период от
1937
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков/ сост. Л. П. Ратегова. Кудымкар: Коми-Пермяц. кн. изд-во, 2000. 392 с.: ил., С. 214-218.
 
Состояние статьи
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.