Сегодня: 12 Ноября 2019 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:10 
Наименование
ЯЗЬВИНСКИЕ ПЕРМЯКИ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Коми-язьвинцы
 
Альтернативное имя
Язьвинцы
 
Альтернативное имя
Пермяки
 
Текст
ЯЗЬВИНСКИЕ ПЕРМЯКИ. Коренная этническая общность народа коми в Прикамье. Этноним «язьвинцы» литературного происхождения, появился от названия реки, по которой расположены их поселения. Сохраняют самоназвание – пермяки. Отделяют себя в языковом и историческом отношении от коми-пермяцкого этноса. Наблюдается сложная ситуация в самоопределении язьвинских пермяков: они называют себя и коми-язьвинцами, и коми-пермяками, и русскими, ссылаясь на офиц. документы; многие затрудняются определить свою национальную принадлежность. В науч. литературе высказано два мнения о месте язьвинских пермяков в структуре народов коми. Одни исследователи считают их этнической группой коми-пермяцкого народа, другие выделяют язьвинских пермяков как самостоятельную этническую общность коми. В языковом отношении язьвинские пермяки относятся к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Одни исследователи считают язык язьвинцев наречием коми-пермяцкого языка, другие – самостоятельным языком коми. Формирование группы началось до прихода русских в междуречье Камы, Вишеры и Колвы. С приходом русских часть населения мигрировала в верховья р. Язьвы, где в отдалении от коми-пермяцкого и русского народов сохранила свой язык и самосознание. С 18 в. на процесс развития и сохранения этнической общности повлияла приверженность старообрядчеству. В 1897 г. в Верх-Язьвинской волости проживало 3843 человека. По данным переписи 1926 г. в пределах Чердынского уезда показано 3163 «пермяка» по языку. По переписи 2002 г. в Красновишерском р-не коми-пермяками записались 198 человека и 688 человек отнесли себя к коми. Язьвинские пермяки проживают на исторически сложившейся территории вдоль течения р. Язьвы. Носители языка проживают в деревнях Паршакова, Антипина, Ванькова и др. Красновишерского р-на Перм. края. Традиционным хозяйством язьвинских пермяков было земледелие. Большое значение имели охотничий и рыболовный промыслы. Поселения у язьвинцев преобладали небольшие, позже объединявшиеся в крупные деревни. Первоначально имели беспорядочный тип застройки, позже – уличный, с ориентировкой окон на юж. сторону. Усадьбы двухрядные (жилище и хозяйственный двор) с Г-образной и параллельной связями. Жилище трёхкамерное (изба, сени, клеть – чом, или вторая изба) с высоким крыльцом на столбах. Планировка в избе северорусская. Двор строился двухэтажным, с въездом на поветь. Традиционный костюм язьвинцев бытовал до 30-40-х гг. 20 в. Пожилые женщины носили синие и набивные косоклинные дубасы, молодые – цветастые прямого покроя сарафаны, девушки – юбки и кофты. Замужние женщины носили кокошник с полукруглым очельем и острыми краями, поверх кокошника надевали платок. В нач. 20 в. кокошник начал заменяться моршнем (шапочка в виде чепца). Девушки носили налобную повязку «лопшанку», «хаас». Мужской костюм состоял из холщовых штанов, рубахи-косоворотки, валяного колпака. Всё население носило пояса. Из верхней одежды были распространены понитки, шабуры, кафтаны, шубы. На современном этапе женский комплекс из разноцветного сарафана с рубашкой, пояса, платка, моршня для венчаных и мужские рубахи с кафтанами сохраняются как молебный комплекс одежды, обязательный при посещении церкви. Обувь была кожаная (коты, кoмкoт), плетёная (лапти) и валяная. Язьвинские пермяки исповедуют православную религию в старообрядческом варианте, относятся к беглопоповскому согласию. Христианские старообрядческие традиции широко выражены в праздничной и семейной обрядности коми-язьвинцев; при этом сохраняются некоторые элементы дохристианских верований и обычаев, схожие с коми-пермяцкими и русскими в сев. Прикамье. Как и у юж. коми-пермяков, в похоронном обряде язьвинские пермяки вывешивают на стену избы одежду умершего на 40 дней. Сохраняется обычай высаживать на могилах деревья хвойных пород. Наряду со свадебным обрядом со сватовством в сер. 20 в. широко был распространен обычай увода невесты крадом. Из праздников своеобразной была встреча сарчика (трясогузки), приуроченная к Николину дню 22 мая. Среди коми-язьвинцев распространены предания о появлении деревень, о древнем народе чуди, о богатырях, сказки, былички. Богат малый жанр фольклора. Поэтическое творчество в большей степени русскоязычное. В настоящее время (2000-е гг.) большое значение для поддержания нар. идентичности и культуры имеет ежегодно проводимый праздник «Сарчик приносит весну». Большой вклад в изучение истории и культуры этноса внес Г. Н. Чагин. Особенности диалекта коми-язьвинского языка изучаются А. С. Лобановой. Огромную работу с учащимися по изучению лексики и фольклора проводят в местной школе. В 2000-х гг. был подготовлен и издан первый букварь языка язьвинских пермяков. Тогда же в Красновишерском р-не создана общественная национально-культурная организация язьвинских пермяков.
 

Авторы

Автор
Период от
1897
 

Персоналии

Персона
Роль
_
 
Персона
Роль
_
 

Библиографии

Источник библиографии
Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958.
 
Источник библиографии
Лыткин В. И. Коми-язьвинский диалект. М., 1961.
 
Источник библиографии
Собянина Л. Н. Коми-язьвинские пермяки: вчера, сегодня, а завтра? // Национальная культура и языки народов Прикамья: возрождение и развитие. Пермь, 1997. Ч. 3. С. 66-69.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Народы Прикамья: очерки этнокультур. развития в XIX - XX вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных ; Адм. Перм. обл. Пермь : Тип. купца Тарасова, 2002. 303 с.: ил.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Язьвинские пермяки: история и традиции. Пермь, 1993. 26 с.: ил.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019 ПГОУБ.