Сегодня: 16 Ноября 2018 года
УКАЗАТЕЛИ
В наименовании
В тексте
АЛФАВИТ: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
Общая информация
Изображения:0Статьи:3 
Наименование
ЗЮЗДИНСКИЕ КОМИ-ПЕРМЯКИ
 

Наименования альтернативные

Альтернативное имя
Коми-зюздинцы
 
Альтернативное имя
пермяки
 
Альтернативное имя
пермяне
 
Текст
ЗЮЗДИНСКИЕ КОМИ-ПЕРМЯКИ, этническая группа коми-пермяцкого этноса. Название «зюздинские» произошло от р. Сюзьва – притока р. Камы, по берегам которой жили предки современных зюздинских коми. Себя называют пермяками или пермянами. Самосознание выражено не отчётливо, некоторые затрудняются определить свою национальную принадлежность. Многие называют себя русскими как носители русских языка и культуры. Отличают себя от коми-пермяков Перм. края и коми-зырян. Зюздинские коми-пермяки в языковом отношении относятся к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Зюздинский диалект относится к л-диалектам, имеет ряд особенностей, отличающих его от других коми-пермяцких диалектов, в т. ч. наличием ряда специфических черт, сближающих его с диалектами коми языка. В настоящее время родным языком свободно владеет старшее поколение и часть населения среднего возраста. Этногенез коми-зюздинцев до конца не исследован. По археологическим данным культура древних городищ на территории их проживания близка к родановской культуре 10-14 вв., на основе которой сформировалась коми-пермяцкая народность. Местные предания рассказывали о переселении на данные территории крестьян, бежавших в 16-17 вв. из района Гайн от притеснения Строгановых. Поздние этапы этногенеза зюздинских пермяков происходили в условиях обособленного от других групп народа коми проживания и тесных контактов с соседним русским населением. По переписи 1926 г. в Омутнинском уезде Вятской губ. насчитывалось 7300 коми-пермяков, а также небольшие группы на территории Бисеровского р-на. По переписи 2002 г. пермяками себя назвали 351 человек из 16 961 жителя Афанасьевского р-на. Зюздинские коми-пермяки проживают на исторически сложившейся территории в верховьях Камы, в зап. части расселения коми-пермяцкого народа, в Афанасьевском р-не Кировской обл. На современном этапе большинство носителей языка сосредоточено в крупных населенных пунктах – Пашино, Илюши, Московская. Основным занятием зюздинцев было земледелие. Дополнительно занимались охотой и рыболовством, выполняли временные подсобные работы на заводах. В советское время ведущим оставалось сельское хозяйство с зерновым и животноводческим уклоном. Дополнительно работали на лесозаготовках, сплаве леса, на заводах. До нач. 20 в. сохранялось домашнее ткачество, до сер 20 в. – гончарное дело. Летом широко практикуется сбор грибов, ягод и заготовка их на зиму.
Поселения зюздинских пермяков располагались в большинстве случаев на возвышенностях вдоль течения р. Камы, имели беспорядочный, линейный тип застройки, позже начал преобладать уличный тип застройки. До сер. 20 в. сохранялось много мелких посёлков, починков и выселок, которые постепенно объединились в деревни и сёла. Усадьба чаще имеет двухрядную или покоеобразную планировку. Жилая часть – трехкамерное жилище, состоящее из избы, сеней и чома (клеть), последняя часто перестраивалась во вторую жилую избу. Крыша двухскатная, позже начинают строить четырехскатную и трёхскатную – шатровую. Внутренняя планировка избы северорусская. Встречаются избы, в которых печь повернута устьем к боковой стене (западный тип) с сохранением местоположения переднего угла. Нар. формы одежды сохранялись до нач. 20 в.
Женщины носили сарафан с набойкой, печатники, прямые сарафаны на лямках со сборками на спине, сшитые из пестряди – пестрядинники, в праздники надевали «ситчатый сарафан». Под сарафаном носили длинную рубаху – исподку. Поверх сарафана надевали фартук, подпоясывались. Позже из пестряди шили юбки. Мужской комплекс состоял из рубахи (дoрoм) и штанов (гач). Верхней одеждой были шабуры, понитки, гуни, шубы (пась). Замужние женщины на голове носили шамшуру в виде чепца с круглым твёрдым дном, которая в 30-40-е гг. была заменена колпачком из кумача, позже – платок, вязаные шапки. Обувь была распространена кожаная и плетёная. Лапти (нинкoмьяс) двух видов – опушнённые с округлым носком и без опушней, с косым носком – плелись из лыка, сверху оплетались берестой; бродни плелись из бересты. Зимой носили валенки. Женщины надевали вязаные чулки (черoсьяс), мужчины портянки (онучи).
В религиозном отношении верующие зюздинские пермяки – православные, часть – старообрядцы белокриницкого согласия. Сохраняются дохристианские представления о колдунах, духах – покровителях стихий. В праздничной и семейной обрядности также сочетаются христианские и традиционные народные представления, существуют схожие черты с культурой юж. и сев. групп коми-пермяков, а также с обычаями местного русского населения. Среди зюздинских пермяков распространены предания о появлении деревень, о чуди, «чудских» городищах, рассказы о нечистой силе. Богат песенный жанр (обрядовые, хороводные, игровые песни), но не много поэтических текстов на родном языке. Значительное влияние на традиционную культуру зюздинских коми-пермяков оказало соседнее русское население. На современном этапе наблюдается продолжение процесса ассимиляции. Имеются попытки образовательных и культурно-просветительских учреждений сохранить элементы нар. культуры и знакомить население с историей и традициями этноса.

Лит.: Белицер В. Н. У зюздинских коми-пермяков // Краткие сообщения Ин-та этнографии. М., 1952. Вып. 15. С. 27-38.; Блинов Н. Заметки о пермяках Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. 1861. № 44, 45, С. 361-362, 368-370.; Цыпанов Е. А. О положении зюздинских коми в Кировской области // История и культура Волго-Вятского края: (К 90-летию Вятской ученой архивной комиссии). Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1994. С. 376-377; Чагин Г. Н. Зюздинские коми-пермяки // Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Пермь, 1994. Вып. 1.; Черных А. В. Верхнекамские коми-пермяки: проблемы современного этнокультурного развития // Национальные языки России: региональный аспект: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2005. С. 277-281.

Т. Г. Голева
 

Авторы

Автор
Период от
1926
 

Библиографии

Источник библиографии
Белицер В. Н. У зюздинских коми-пермяков // Краткие сообщения Ин-та этнографии. М., 1952. Вып. 15. С. 27-38.
 
Источник библиографии
Цыпанов Е. А. О положении зюздинских коми в Кировской области // История и культура Волго-Вятского края: (К 90-летию Вятской ученой архивной комиссии). Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1994. С. 376-377.
 
Источник библиографии
Чагин Г. Н. Зюздинские коми-пермяки // Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Пермь, 1994. Вып. 1.
 
Источник библиографии
Черных А. В. Верхнекамские коми-пермяки: проблемы современного этнокультурного развития // Национальные языки России: региональный аспект: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2005. С. 277-281.
 
Источник библиографии
Блинов Н. Заметки о пермяках Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. 1861. № 44, 45, С. 361-362, 368-370.
 
Источник
Все замечания и пожелания присылайте на webmaster@permculture.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2018 ПГОУБ.